Программа объединения Петрушка — кукольный театр (7-10 лет)



Пояснительная записка.
Театрально-игровая деятельность является ярким средством, формирующим эстетический вкус детей. Ребенок учится осваивать, играть различные социальные роли в процессе занятий в кукольном театре, в спектаклях. Именно театральное искусство помогает ребенку осознать свое собственное Я.
Программа «Петрушка» является модифицированной образовательной программой дополнительного образования детей. Она адаптирована к условиям реализации в Усть-Донецком Доме Детского Творчества, имеет художественную направленность.
Данная программа актуальна, так как она направлена на создание психологически комфортной атмосферы занятий, на подготовку детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микросоциуме.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения занятия кукольным театром мощно воздействуют на ум, душу, воображение детей путем интеграции различных видов искусств: художественного слова, театрального действия, сценического движения, музыки.
«Ожившие» герои будят воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс. Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.
Цель данной программы – воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, создавать условия для творческой самореализации обучающихся через занятия театром кукол.
Задачи обучения:
- Знакомить с историей происхождения куклы, видами кукол;
- Развивать голосовой аппарат;
- Развивать умение анализировать роль;
- Осваивать умение и приобретение навыков, связанных с техникой вождения куклы и ее озвучивание;
- Развивать у детей навыки совместной деятельности;
- Воспитывать устойчивый интерес к искусству кукольного театра;
- Воспитывать умение общаться со зрителями и партнером через куклу.
Срок реализации программы – 3 года.
1 г. обучения (7-8 л) – 4 часа в неделю, в год – 144 часа.
2 г. обучения (8-9 л) – 6 часов в неделю, в год – 216 часов.
3 г. обучения (9-11 л) – 8 часов в неделю, в год – 288 часов.
Формы занятий – групповая, индивидуальная, индивидуально-коллективная, беседы, открытые уроки, игры, экскурсии.
Применяемые технологии – 1. Здоровьесберегающие, 2. Интегрированные, комплексные занятия.
На конец 1 года обучения обучающиеся должны знать:
- История происхождения театра кукол;
- Имя основателя первого кукольного театра у нас в стране;
- Упражнения речевой разминки;
- Упражнения разминки для рук.
Уметь:
- Рассказать о видах кукол;
- Владеть техникой произношения текста;
- Владеть культурой общения со сверстниками.
На конец 2 года обученияобучающиеся должны знать:
- Историю театра кукол;
- Основные приемы вождения кукол;
- Овладеть умением анализировать пьесу.
Уметь:
- Использовать выразительные возможности кукол;
- Давать характеристику персонажам пьесы;
- Понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
На конец 3 года обучения обучающиеся должны знать:
- Особенность театра кукол;
- Профессии людей, работающих в театре;
- Устройство сцены, ширмы.
Уметь:
- Определять сквозное действие пьесы;
- Определять характеристику персонажей пьесы;
- Самостоятельно работать в этюдах;
- Освоить технику вождения перчаточной куклой;
- Научиться общаться со зрителями и партнером через руку.
Контроль за освоением данной программы предполагает проведение вводной и итоговой диагностики.
Формат педагогического контроля по усвоению учебной программы является показ творческой работы – кукольного спектакля, с последующим анализом выступления.
II.Содержание программы.
I год обучения
Тема 1. Происхождение куклы.
Изготовление первобытным человеком фигурок духов и поклонение им. Кукла Петрушки. Площадные выступления. Первый кукольный театр в России. С. Образцов – основатель первого кукольного театра в стране. Виды кукол.
Тема 2. Магический мир театра.
Беседа о ширме. Устройство сцены. Разучивание ролевых игр. Упражнения для рук на ширме. Инструктаж по ТБ. Коллективное сочинение сказок – «Сочини сказку».
Тема 3. Моя волшебная ручка.
Основные положения пальчиковой, плоскостной куклы. Характер и образ в передаче интонации. Упражнения на ширме, отработка походки.
Тема 4. Культура и техника речи.
Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика. Основные понятия – пауза, ударение, интонация. Произношение скороговорок.
II год обучения
Тема 1. Работа над пьесой.
Выбор, обсуждение, читка пьесы. Анализ роли. Характеры героев пьесы. Работа над ролью.
Тема 2. Репетиции на ширме.
Авторский текст. Импровизированный текст. Этюды по материалам пьесы. Отработка походок, жестов, поворотов головы, корпуса куклы. Приспособление к реквизиту, декорациям. Подготовка к спектаклю. Работа над спектаклем.
Тема 3. Культура и техника речи.
Работа над постановкой голоса. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика. Произношение скороговорок от простого к сложному с определенной интонацией, разным темпом произношения.
Тема 4. Показ спектакля детям поселка.
Выступление перед детьми поселка. В период показа – выбор ответственных за декорации, свет, занавес, реквизит. Обсуждение показа.
III год обучения
Тема 1. История театра кукол.
Петрушка – Российский театр кукол. Устройство сцены в театре кукол. Куклы и их пластические возможности. Театр С. Образцова – школа для всех кукольников.
Тема 2. Магический мир театра.
Знакомство с профессиями людей, работающих в театре. Эмоции. Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. Этюды на ширме.
Тема 3. Моя волшебная ручка.
Работа с куклой. Отработка походок движений корпуса. Этюды с куклами разных систем. Работа с пьесой. Репетиционный период.
Тема 4. Культура и техника речи.
Работа над постановкой голоса. Упражнения речевого тренинга. Работа над ролью. Интонационное прочтение роли.
Тема 5. Показ спектакля детям поселка.
Выступление перед детьми поселка. В период показа – выбор ответственных за декорации, свет, занавес, реквизит. Обсуждение показа.
III. Учебно-тематический план.
I год обучения
№п/п Наименование разделов, тем Теория Практика Всего
1 Происхождение кукол. 28 2 30
2 Магический мир театра. 2 30 32
3 Моя волшебная ручка
- кукловождение;
- отработка навыков. 4 40 44
4 Культура и техника речи 10 28 38
ИТОГО: 44 100 144
II год обучения
№ п/п Наименование разделов, тем Теория Практика Всего
1 Работа над пьесой:
- Этюды по материалам пьесы;
- Отработка походок. 8 46 54
2 Репетиции на ширме. 6 52 58
3 Культура и техника речи. 4 58 62
4 Показ спектакля детям поселка. 4 38 42
ИТОГО: 22 194 216
III год обучения
№ п/п Наименование разделов, тем Теория Практика Всего
1 История театра кукол. 3 6 9
2 Магический мир театра. 8 54 62
3 Моя волшебная ручка. 10 102 112
4 Культура и техника речи. 10 50 60
5 Показ спектакля детям поселка. 15 30 45
ИТОГО: 46 242 288
IV. Методическое обеспечение.
Форма занятия – групповая, индивидуально-коллективная. В ходе занятий используется:
- игра;
- конкурс;
- репетиция;
- беседа;
- практическая работа;
- экскурсия;
- рассказ;
- демонстрация и упражнения работы с куклой;
- работа над этюдом и спектаклями;
- обсуждение;
- проба на роль;
- открытые уроки;
- словесные (беседы, викторины);
- наглядные (репродукции, карточки по темам, макеты, книги и пр.).
В учебно-воспитательный процесс включены экскурсии в театр кукол Ростова-на-Дону, встречи с ветеранами, творческими людьми.
Для обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания применяются:
- Методические материалы по годам обучения (тематические папки с конспектами открытых занятий, бесед, развивающих игр и упражнений);
- Инструкции по технике безопасности;
- Поурочные планы;
- Учебно-методический материал 1 г. обучения;
- Учебно-методический материал 2 г. обучения;
- Учебно-методический материал 3 г. обучения;
- Раздаточный материал;
- Развивающие игры и упражнения, физминутки;
- Наглядные пособия.
Материально-техническое обеспечение.
Сцена. Ширма. Книжный шкаф. Стол. Стулья. Декорации к спектаклям. Реквизит к спектаклям. Сценарии кукольных спектаклей. Куклы разных систем. Аудиовидеоресурсы.
V. Список литературы, используемая педагогом.
Кульневич С.В., Иванченко В.Н. «Дополнительное образование детей» . Излательство «Учитель», г. Ростов-на-Дону, 2005 г. – 324 с.
Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей», г. Ростов-на-Дону, Издательство: «Учитель», 2007 г. – 256 с.
С. В. Образцов «Театр кукол», Издательство: «Планета», Москва, 1980 г. – 250 с.
З. Я. Корогодский «Этюд и школа», Кострома, МЦ «Вариант», 2000 г. – 140 с.
Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М.: Просвещение, 1991 г. – 127 с.
Т.Н. Карамошенко «Кукольный театр – дошкольникам» - М.: Просвещение, 1982 г. – 191 с.
И. Д. Агеева «500 стишков для зарядки язычков» - М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 96 с.
Е.А. Гальцова «Путешествие в страну игр и театра» - Волгоград: Учитель, 2007 г. – 138 с.
Ю.В. Колчеев «Театрализованные игры в школе» - М.: Школьная Пресса, 2000 г. – 96 с.
С.П. Афанасьев «Триста творческих конкурсов» - Кострома, МЦ «Вариант», 2000 г. – 112 с.
О. Коржова, Л. Иванцова «Мир кукольного театра», г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. – 320 с.
М.Л. Козырева, Е.Р. Раугул «Театр в чемодане», СПБ.: Литера, 1998 г. – 176 с. (Академия увлечений).
А.Д. Крутенкова «Кукольный театр: рекомендации, мини-спектакли, пьесы», 1-9 кл., - Волгоград: Учитель, 2009 г. – 200 с.
Ю.М. Погорельский «Сценарии детских праздничных представлений» -СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2004 г. – 176 с.
Интернет – ресурсы:
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://mon.gov.ru.
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ruНа сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» зарегистрирован мой минисайт:
Мой: ahref= «http://nsportal.ru/.
Список литературы для детей и родителей.
Анинеева Н.П. «Воспитание игрой» - М., 1987 г.
Казанский О.А. «Игры в самих себя» - М., 1995 г.
Куликовская Т.А. «40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции» - М., 2003 г.
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М., Сфера, 2001 г.
Русские народные сказки, песни, считалки. Журнал «Начальная школа» № 11/1997 г.
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр», Москва, «АРКТИ», 2000 г.
Н.А. Седых «Воспитание правильной речи у детей» - М., «Издательство АСТ», Донецк, 2004 г. – 279 с.
Л.Б. Белянская «Хочу на сцену», Д.: Сталкер, 1997 г. – 448 с.
И.А. Мазнин «500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей» - М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 96 с.
И.Г. Сухин «Литературные викторины для маленьких читателей» - М.: Рольф, 2001 г. – 192 с.
Т.С. Овчинникова «Подвижные игры и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в детском саду» - СПБ.: КАРО, 2006 г., 144 с.
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………. 1
2. Содержание программы …………………………………………………… 3
3. Учебно-тематический план программы…………………………………... 5
4. Методическое обеспечение программы…………………………………... 7
5. Список литературы…………………………………………………………. 9