Самоанализ учителя английского языка на Iквалификационную категорию по теме «Повышение качества в обучении английского языка через реализацию системно-деятельностного подхода посредством ИКТ»


Я, Коровкина Евгения Сергеевна, работаю учителем иностранного языка в МБОУ Новомихайловской СОШ с 2009 года. Общий стаж работы по данной специальности 6 лет. В 2009 году окончила Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Татарское педагогическое училище» , присвоена квалификация учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области иностранного языка по специальности Преподавание в начальных классах. В 2014 году окончила федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» по специальности математика, присвоена квалификация учитель математики. Категории не имею.
Второй год работаю над проблемой: «Повышение качества в обучении английского языка через реализацию системно-деятельностного подхода посредством ИКТ». Считаю ее актуальной, так как эффективность обучения любому предмету на прямую зависит от мотивации учения. Это особенно важно, на мой взгляд, при изучении иностранного языка. Английский язык – сложный предмет, требующий много сил, времени и упорства. Работая в школе, я наблюдала нежелание обучающихся преодолевать трудности и низкую мотивацию к изучению иностранного языка. Все это ведет к снижению интереса к языку, и как результат понижается качество образования по предмету.
Поэтому, проанализировав данную ситуацию, для решения данной проблемы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и в рамках ФГОС, я сформулировала цель моей педагогической деятельности: повышение качества предметных результатов через реализацию системно-деятельностного подхода посредством ИКТ.
Перед собой я поставила следующие задачи:
развить положительную мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка;
использовать методы и средства системно-деятельностного подхода в преподавании иностранного языка посредством ИКТ;
развить у обучающихся взаимооценку и самооценку своих знаний по иностранному языку;
формировать у обучающихся ключевые компетенции и УУД.
Рабочая программа составлена мной в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ, с базисным учебным планом и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений, а также с учетом темпа усвоения материала и преемственности. Программы, учебники, тематическое планирование соответствуют образовательным стандартам и ФГОС.
Моя рабочая программа по иностранному языку в 5 классе составлена на основе примерной программы, соответствующей ФГОС.
Рабочая программа по иностранному языку в 6-9 классах составлена мною в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы по иностранному языку для образовательных учреждений, базисным учебным планом, соответствует требованиям, предъявляемым к ее содержанию и оформлению.
Я считаю, что именно эти программы предусматривают формирование у школьников учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, реализуют стандарты первого поколения и ФГОС.
Изучив и проанализировав содержание предлагаемых рынком учебников, востребованных сегодня УМК по английскому языку, я остановила свой выбор на УМК Кузовлева В.П., Лапа Н.М., и др. «Английский язык - English», который направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями обучающихся, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира и ориентирован не только на знаниевый, но и деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовывать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Данный УМК очень четко структурирован: один юнит (раздел) соответствует одной учебной теме, включены задания для повторения пройденного материала, выделен раздел для домашнего задания, определены уровни сложности. Все темы, предложенные к изучению, соответствуют возрастным особенностям обучающихся, предложен интересный сюжет. Учебник рассчитан на два занятия в неделю в начальной школе, и три часа в неделю в среднем звене, что соответствует положениям современного базисного учебного плана. УМК обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений обучающихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке в рамках социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в пределах изучаемых учебных тем.
Кроме того, при подготовке к урокам использую дополнительную литературу: справочные материалы по английскому языку К.А. Гузеевой, Т.Г.Трошко, «Занимательный английский для детей» В.А.Верхоглядовой, а также ресурсы Интернета.
Для развития познавательного интереса обучающихся большую роль играет внеурочная работа по предмету, которую я сочетаю с учебной. Считаю актуальным проведение внеурочной деятельности в рамках ФГОС в 1-4 классах «Английский язык – окно в мир», в 5 – «Занимательный английский». Во внеклассной работе, которая создает условия для более полной реализации потенциала, формирования творческих и практических умений обучающихся, я применяю следующие формы: коллективная, групповая и индивидуальная. Провожу викторины и конкурсы, школьные олимпиады, предметные недели, кружок иностранного языка «Юные англичане», выпуск тематических газет, чтение английской литературы, выполнение творческих заданий, написание рефератов, сообщений и докладов.
Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: www.school.edu.ru,www.eidos.ru , www.edu.ru , www.fipi.ru; зарегистрированным пользователем интернет-порталов и членом сообществ www.anglyz.ru, www.pedsovet.ru, www.tea4er.ru, www.nsportal.ru,www.proshkolu.ru.  
Считаю, что важным условием качественного образования является методологическая, организационно-методическая, нормативно-правовая и материально-техническая база учебного процесса. Работаю в учебном кабинете, оснащенном комплектом ученической ростовой мебели, учебными таблицами, наглядными пособиями, мной подобран и систематизирован дополнительный материал по внеклассной работе.
Кабинет иностранного языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия.
Мое рабочее место оборудовано стеллажами для хранения рабочих папок, документов, учебной литературы. В кабинете представлены книги, справочники, англо-русские и русско-английские словари, учебно-методическая литература для учителя, демонстрационные иллюстративные материалы, разноуровневый раздаточный материал, буклеты, плакаты из опыта моей педагогической деятельности. В кабинете мною создана медиотека презентаций, видеороликов, проектных работ, часть из которых выполнена обучающимися под моим руководством.
Мой кабинет оборудован мультимедиа, что позволяет использовать интерактивные методы учебной работы, интернет-ресурсы.
Все контрольно – измерительные материалы, педагогические наработки хранятся в электронном варианте, что позволяет мне быстро и удобно оперировать данными, получать любые сведения.
В кабинете оформлены стенды: «Алфавит английского языка», «Азбука цвета», «Сегодня на уроке». Использую фотографии стран изучаемого языка, таблицы к основным разделам грамматического материала, а так же сменные стенды, освещающие творческую деятельность обучающихся (сочинения, доклады, постеры и т.д.).
По каждому классу к учебникам имею методическую литературу, аудиоприложения, дидактические материалы, тесты, творческие задания. Составляю задания для текущего и итогового контроля, раздаточный материал по уровням, пользуюсь медиапособиями, современными цифровыми образовательными ресурсами, зарегистрирована на педагогисеских сайтах: http://www.openclass.ru/user/625885, http://www.proshkolu.ru/user/KoRoVkA88/.
Организуя учебный процесс, я использую системно-деятельностный подход, который, на мой взгляд, является самым эффективным, позволяющим формировать качества мышления и качества личности обучающихся, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
На своих уроках я применяю элементы разных педагогических технологий: ИКТ, технологии проектного обучения, а так же личностно-ориентированного обучения.
Проект – это возможность обучающимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями», «Школьные проблемы», «Выбор профессии».
Результатом использования ИКТ считаю творческие работы обучающихся. Среди различных форм творческого представления выполненных домашних работ я хочу выделить компьютерные презентации, создание видеороликов, рекламных проспектов, проведение интервью и исследований. Использование данных материалов на уроках способствует мотивации к обучению и обеспечивает практическую деятельность и создание банка ЦОР. Я считаю, что такой вид работы помогает обучающимся преодолеть языковой барьер. В своей работе применяю следующие методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемное обучение. Используя наглядность, реализую технологию системно-деятельностного подхода, провожу уроки деятельностной направленности:
Уроки введения новой темы.
Уроки закрепление изученного материала.
Уроки применение на практике.
Уроки контроля.
На таких уроках у меня есть возможность:
выслушать подготовленные сообщения обучающихся;
принять выполненные мини-проекты;
засчитать творческую работу как зачет по теме;
провести обобщающий, закрепляющий урок по теме с использованием ЦОР и ЭОР, а также детских проектов.
В своей педагогической деятельности применяю следующие методические приемы:
создание ситуации успеха;
создание ситуации выбора;
предварительное домашнее задание;
использование межпредметных связей.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа, применяемая мною на уроке, обеспечивает активную деятельность каждого ученика. На уроках английского языка использую самостоятельную работу с дифференцированными заданиями с учётом знаний обучающихся, что максимально увеличивает время говорения каждого школьника. Я активизирую внимание, память, умственную работоспособность с помощью песен и рифмовок, когда провожу физкультминутки, с помощью которых снимается физическое напряжение, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное поддерживается интерес детей к изучению английского языка, что развивает положительную мотивацию обучающихся.
Таким образом, использование ИКТ на основе ситемно-деятельностного подхода дает мне возможность ориентироваться на каждого обучающегося, обеспечивать оптимальные условия развития познавательной активности через компьютерную компетентность обучающихся, изменять роль учителя: учитель-консультант, помощник, тьютор.
Цитируя слова К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает», считаю, что одним из главных направлений своей профессиональной деятельности является самообразование и творческий поиск. Я активно повышаю свой профессиональный уровень, стремлюсь к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, использую ресурсы федеральных образовательных порталов, являюсь участником семинаров:
Сентябрь 2012г. ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Методические сопровождение учителей иностранного языка, реализующих ФГОС начального общего образования»;
Сентябрь 2012г. Центр Елены Солововой по теме «Подготовка к итоговой аттестации по иностранным языкам: ЕГЭ, ГИА и начальная школа» в объеме 6 часов.
За последние годы мной пройдены следующие курсы повышения квалификации:
Сентябрь 2012г. ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в свете реализации ФГОС» в объеме 108 часов, в связи с переходом на ФГОС НОО;
Май – июнь 2013г. ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Инновационные процессы в образовании и актуальные проблемы обучения иностранному языку в свете реализации ФГОС» в объеме 108 часов, для повышения качества обучения;
Август 2013г. ГБОУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий» по теме «Интерактивные устройства в образовательной деятельности» в объеме 36 часов, для качественной организации учебного процесса;
Октябрь 2015г. АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме « Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС на уроках иностранного языка» в объеме 108часов, в связи с переходом на ФГОС ООО;
Ноябрь – декабрь 2015г. АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по теме «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС» в объеме 108 часов, для обеспечения доступной среды инклюзивно обучающихся которые занимаются интегрировано в классе, так как образовательная организация находится в региональном проекте «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».
Своими наиболее удачными наработками делюсь с коллегами, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия на ШМО и МО школьного округа, которые получают высокую оценку, ежегодно выступаю на школьных педагогических советах. Активно участвую в работе районного методического объединения. Ежегодно являюсь организатором на ОГЭ и ЕГЭ. Я считаю, что взаимный обмен опытом на методических мероприятиях является мощным стимулом для моего дальнейшего роста и развития как педагога.
2013 год. Выступление на РМО с докладом «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»;
2014год. Выступление на РМО с докладом «Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»( из опыта работы);
2015 год. Проведение открытого внеклассного мероприятия на базе МБОУ Новомихайловской СОШ на районном семинаре в рамках проекта по инклюзивному обучению;
публикации на сайте «Инфоурок»;
создание персонального сайта http://infourok.ru/user/korovkina-evgeniya-sergeevna
(Приложение 1).
Участие в конкурсах:
2014 год. Международный дистанционный блиц-турнир по иностранному языку проекта «Новый урок». Благодарность за помощь в организации и проведении (Приложение 2);
2014 год. Участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года»;
2015 год. I место. I Всероссийская олимпиада по иностранному языку для 5-11 классов «Олимпиада Онлайн». Подготовка к участию обучающегося, ставшего победителем (Приложение 3);
2015 год. I место. VI Всероссийская олимпиада по английскому языку для 1-4 классов «Олимпиада Онлайн». Подготовка к участию обучающегося, ставшего победителем (Приложение 4);
2016 год. Участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года»;
2016 год. III место. Всероссийский творческий конкурс «Рассударики». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов» (Приложение 5);
2016 год. III место. Международный творческий конкурс «Интербриг». Номинация «Современный урок» (Приложение 6).
За последние три года имею грамоту и благодарности:
2015 год. Благодарность Управления образования администрации Татарского района за участие в смотре-конкурсе методических служб образовательных организаций района.
2015 год. Благодарность за подготовку участников Всероссийской олимпиады награждена дипломом педагога.
2016 год. Грамота главы Татарского района за большой личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения в связи с 90- летием со дня основания организации.
Я считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества образования в нашей школе.
Убеждена, что с помощью использованного мною системно-деятельностного подхода через ИКТ, я:
усилила положительную мотивацию обучения;
активизировала познавательную деятельность обучающихся;
расширила возможности построения и проведения уроков на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечила возможность привлечения большого количества дидактического материала;
повысила объем выполняемой работы на уроках;
обеспечила высокую степень дифференциации обучения;
расширила возможность самостоятельной деятельности.
Все это позволяет мне развивать личность обучающегося в соответствии с его особенностями, способностями, интересами и возможностями, а обучающимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.
Показателем правильности выбранных методов, форм, направлений, а так же технологий работы для решения поставленной проблемы являются стабильные результаты качества образования. Хороший уровень мотивированности обучающихся косвенно доказывается показателями результативности деятельности.
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
Уровень успеваемости обучающихся по английскому языку. (Приложение 7)
Предмет Учебный год Уровень обученностиАнглийский язык 2012-2013 100%
2013-2014 100%
2014-2015 100%
Уровень успешности обучающихся по английскому языку.
(Приложение 7)
2012-2013 2013-2014 2014-2015
2 класс 50 2 класс 50 2 класс 50
3 класс 40 3 класс 40 3 класс 50
4 класс 55 4 класс 55 4 класс 55,5
5 класс 60 5 класс 50 5 класс 60
6 класс 50 6 класс 53,5 6 класс 60
7 класс 60 7 класс 100 7 класс 63,5
8 класс 100 8 класс 20 8 класс 75
9 класс 27 9 класс 40 9 класс 100
10 класс - 10 класс 100 10 класс -
11 класс 42 11 класс - 11 класс 50
Успешность по предмету 48,4 Успешность по предмету 50,85 Успешность по предмету 56,4
Результативность моей работы так же подтверждают обучающиеся: Хазова Надежда, обучающаяся 6 класса, награждена дипломом I степени в I Всероссийской олимпиаде по английскому языку для 5-11 классов (2015г.), Потапчук Мария, обучающаяся 3 класса, награждена дипломом I степени в VI Всероссийской олимпиаде по английскому языку для 1-4 классов (2015г.). В течение нескольких лет обучающиеся 2-9 классов принимают участие в Международном конкурсе «Британский Бульдог», а так же в Международном дистанционном блиц-турнире по английскому языку проекта «Новый урок», что подтверждают сертификаты и свидетельство.
Участие в Международном конкурсе «Британский Бульдог» за последние три года:
2012-2013 2013-2014 2014-2015
Количество участников 8 9 11
В дальнейшем планирую продолжать работу в рамках системно-деятельностного подхода через ИКТ для достижения поставленной цели и решения задач и использовать элементы других инновационных педагогических технологий.