Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка»


Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В. А. Горского.
Цели программы: раскрытие творческих способностей посредством кукольного театра; формирование эстетического вкуса, культуры, основ гражданственности, патриотизма через освоение явлений мировой художественной культуры; осмысление этапов развития национальной культуры, символов, образов, хореографии, праздников, быта, рода занятий.Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;
- сформировать представление о национальной шорской культуре;
- сформировать понимание нравственных категорий: добро и зло, ложь и правда.
Всодержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.
Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования 2010 года, и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения (по 1 часу в неделю).
В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Петрушка» используются нетрадиционные формы занятий: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертных залов, театров, творческие вечера и встречи с деятелями культуры, школьные фестивали.
Итоги года обучения подводятся в форме отчётного спектакля юных артистов с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов образовательных учреждений, воспитанников дошкольных учреждений.
Прогнозируемые результаты
По завершении обучающиеся должны:
получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
овладеть навыком вождения перчаточной куклой;
научиться переносить образ героя в рисунок;
овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Учебно-тематический план на 1 год обучения
№ п/пТемы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2 1 1
2 Устройство ширмы и декораций 6 1 5
3 Особенности изготовления кукол 8 2 6
4 Речевая гимнастика 4 1 3
5 Особенности работы кукловода 6 1 5
6 Выбор пьесы 4 1 3
8 Генеральная репетиция, спектакль 4 1 3
ВСЕГО: 34 8 26
Содержание курса
Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол.
Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах на сцене.
Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Дата занятия
План. Факт.
Вводное занятие. Знакомство с историей театра «Петрушка». Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы школьного театра. Знакомство с понятием «кукловод». Знакомство с принципом управления движениями куклы. Техника безопасности. Продолжение знакомства с принципом движения куклы. Отработка движений головы куклы, рук куклы. Знакомство с понятием «декорация». Оформление спектакля кукольного театра. Оформление спектакля кукольного театра (декорации, цвет, свет, звук, шумы). Оформление спектакля кукольного театра (декорации, цвет, свет, звук, шумы). Плоскостные декорации. Изготовление декораций. Происхождение куклы. Виды кукол. Что может быть куклой? Перчаточная кукла. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Технология изготовления различных кукольных персонажей. Порядок изготовления головы куклы. Обработка и покрытие головы куклы. Изготовление каркаса туловища куклы. Продолжение работы над каркасом. Речевая гимнастика Речевая гимнастика (в декорации). Особенность речи различных персонажей. Голосовые модуляции. Разнообразие движений различных частей куклы. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Оформление спектакля. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах. Соединение словесного действия с действием физическим. Генеральная репетиция. Генеральная репетиция. Генеральная репетиция. Генеральная репетиция. Спектакль. Список литературы
Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин // Я вхожу в мир искусств. 2001. – №6. – С. 59 – 69.
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
Кузнецова, Т. Театр кукол: Программа обучения детей [Текст] / Т. Кузнецова // Я вхожу в мир искусств. - 1999. - №9. - С. 85 - 96.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.
Речь. Речь, Речь: Книга для учителя / под. ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Педагогика, 1990. – 336 с.
Театр, где играют дети [Текст]: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.