Окружающий мир. Почему идёт дождь и дует ветер 1 класс. Школа Росии
Тема:«Почему идёт дождь, почему дует ветер?»
Цель: объяснить причины возникновения природных явлений.
Задачи:
Обучающие:
- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре;
- объяснить причины возникновения природных явлений;
- формировать опыт исследовательской работы;
- формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
Развивающие:
- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат,
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок,
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий,
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире,
- установление причинно-следственных связей;
Ход урока
-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшний урок проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
-Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». (ЧИТАЕТ УЧЕНИК)
Дождик, дождик,
что ты льёшь?
Льёшь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но всё ж
Надоел ты очень!
В гнёздах птенчики пищат,
Плачут окон стёкла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла…
Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам
Стала разливаться…
-Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое?
-Почему грустное настроение?
-А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?
Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора…
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
-Мы сегодня на уроке будем исследователями.
-А кто такие исследователи? (люди, выполняющие научный труд)
-Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь?
- Ответ на этот вопрос нам поможет найти опыт №1
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Что мы наблюдаем дальше? (начинает подниматься пар). Но в природе пар невидим.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом? (Ставлю предмет)
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
-Чем выше, тем холоднее. А в природе маленькие капельки остывают, собираются вместе и образуют тучку.
- А что же произойдет дальше? (Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
- А теперь вы проведёте опыт. Перед вами лежит вата, пинцет и блюдце с водой.
Опыт № 2
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухнет от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом). Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
-Ребята, представьте, что в руках у вас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
- Вот так появляется дождь.
- По итогам наших проведённых опытов составьте текст в котором вы должны в правильной последовательности расставить предложения пронумеровав их од 1 до 5
1. Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
2.Вода превращается в пар.
3.Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.
4. Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
5. Из тучи идёт дождь.
- Сейчас я предлагаю вам стать весёлым дождиком.(хлопаем в ладоши)
- Как называется такой дождь?( ливень) Говорят, что дождь льёт как из ведра.
- А ещё в природе бывает дождь с названием косохлёст, ситничек..
- Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
- Косой дождь, или косохлёст.
- Какие из названных дождей вы наблюдали?
-Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрит рисунок в учебнике. Он поможет вам при сочинении.
ФизминуткаКапля - раз, капля - два,Очень медленно сперва, Хлопки руками на каждое слово.А потом, потом, потом -Все бегом, бегом, бегом. Бег.Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово.Кап-кап, кап-кап.Зонтики скорей раскроем,От дождя себя укроем.Соединить руки над головой.
- Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе?
- Что такое ветер?( Это движущийся воздух.)
-А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.
ОПЫТ №3.
-Сейчас мы с вами «сделаем» ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
-А откуда он взялся? (Мы заставили рукой двигаться воздух.)
-Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
ОПЫТ №4
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.
- Ребята давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.(Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый, холодный воздух устремляется на его место.)
-Какой же бывает ветер? Для ответа выберите слова, с помощью которых можно описать ветер. Работа в группах.
сильный сладкий
зелёный тёплый
холодный пёстрый
Сырой порывистый
Слабый широкий
- Направление ветра можно определить по флюгеру.
-Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Вот подошёл к концу урок. А мы с вами поднялись ещё на одну ступеньку в познании окружающего мира.
-Закройте глаза и вспомните приятные моменты сегодняшнего урока.
-Ваша душа сегодня ленилась или трудилась?
-Какие открытия вы для себя сделали?
-Нарисуйте каплю своего настроени
Из тучи идёт дождь.
Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.
Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
Вода превращается в пар.
Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
Из тучи идёт дождь.
Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.
Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
Вода превращается в пар.
Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
Из тучи идёт дождь.
Поднимаясь в небо пар, превращается в капельки воды.
Под действием солнца с поверхности земли испаряется вода.
Вода превращается в пар.
Капли воды собираются в облака, а затем в тучи.
сильный сладкий
зелёный тёплый
холодный пёстрый
Сырой порывистый
Слабый широкий
сильный сладкий
зелёный тёплый
холодный пёстрый
Сырой порывистый
Слабый широкий
сильный сладкий
зелёный тёплый
холодный пёстрый
Сырой порывистый
Слабый широкий