Программа проектной деятельности в 1 классе (по УМК Школа Росии, Окружающий мир)
МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Троицкая средняя
учителей начальных классов ________________Кашина Н.В. общеобразовательная школа №5»
_____________Калистратова И.В. ___________________Чернова С.Ю.
«28» августа 2015 г., протокол № 1 «29» августа 2015 года «29» августа 2015 года
Рабочая программа по проектной деятельности
(В РАМКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А.ПЛЕШАКОВА)
для учащихся 1 класса
Составитель:
студентка 5 курса гр. 29 ПО 114-з
Клепикова Н.В
пос. Троицкий, 2015г.
Содержание программы.
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Программа разработана на основании ФГОС НОО, Концепции развития УУД, Планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность развития и оценки коммуникативных компетенций младших школьников через проектную деятельность (коллективные проекты) обусловлена требованиями. ФГОС НОО предполагающим использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, метода проектно-исследовательской деятельности, понимаемого как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Структура реализации работы над проектом
В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии целесообразно провести подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя», «Моя семья», «Моя родословная». Результатами проекта могут быть рисунки, коллажи по теме, оформленные в общий альбом, стенгазету.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: развитие коммуникативных компетенций учащихся
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки устной презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, праздники, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные исследования, самостоятельная работа, защита коллективных исследовательских работ, праздник, мини-конференция, консультация.
Специфика курса. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
После изучения курса ученик научится:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
готовить тексты собственных докладов;
составлять план действий по своей работе;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
презентовать свою работу.
получит возможность научиться:
структурировать материал;
под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
проводить самоконтроль;
делать умозаключения и выводы.
Другие результаты реализации программы представлены в таблице 1, 2
Таблица 1
Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Коммуникативное УУД
Нормативные показатели
Уровни сформированности
Высокий
Средний
Низкий
КОММУНИКАЦИЯ
КАК СОТРУДНИЧЕСТВО
Умение договариваться, находить общее решение
Умение аргументировать свое предложе-ние, убеждать и уступать
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль, взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умеет договариваться находить общее решение,
- умеет аргументиро-вать свое предложение, убеждать и уступать.
- владеет адекватными выходами из конфликта.
- всегда предоставляет помощь.
не всегда может договориться.
- не всегда может сохранить доброжелательность
- предоставляет помощь только близким, знакомым.
-не может и не хочет договариваться.
-пассивен или агрессивен.
- не предоставляет помощь.
КОММУНИКАЦИЯ КАК
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ)
читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов,
- высказывает свои мысли по алгоритму
молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но ни понимает прочитанного
КОММУНИКАЦИЯ
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Уважение позиции других людей, отличную от собственной.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность.
-понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.
-редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Таблица 2
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Механизм оценки результатов
Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга сформированности УУД, являются: ФГОС, Примерная ООП НОО раздел «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (Научные руководители – А. М. Кондаков, А.П. Кезина), методическое пособие «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» (Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой).
Каждый проект оценивается по ходу проектной деятельности – текущая оценка и по итогам, работа каждого ученика и группы в целом по разработанным нами критериям оценивания, адекватным возрастным и интеллектуальным особенностям.
Таблица 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1 классе
№
Тема урока
Основные виды деятельности на уроке
Формируемые УУД
Виды и формы контроля
Домашнее задание
1
Раздел "Что и кто?"
Проект "Моя малая Родина"
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:
фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;
находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;
интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;
составлять устный рассказ;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
П. строит сообщения в устной и письменной форме; (осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;)
Фронтальный, защита проекта
Приготовить рассказ о своей малой Родине. Нарисовать малую Родину в своём представлении.
2
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
рассказывать о жизни семьи по рис. учебника;
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
составлять экспозицию выставки;
оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
П. строит сообщения в устной и письменной форме; (осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;)
К. задаёт вопросы. (задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;)
Текущий, проект
Приготовить рассказ о своей семье по фотографиям
3
Раздел «Где и когда?»
Проект «Мой класс и моя школа»
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.
коллективно составлять рассказ о школе и классе;
презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Р. учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; (самостоятельно учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;)
П. строит сообщения в устной и письменной форме; (осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;)
фронтальный
Приготовить рассказ о своём классе и школе с фотоотчётом
4
Раздел « Почему и зачем?»
Проект «Мои домашние питомцы»
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;
составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;
презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);
оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
П. строит сообщения в устной и письменной форме; (осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме;)
Л. формирует способность к оценке своей учебной деятельности; (получает возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;)
проект
Сделать фотографии о своём домашнем питомце и составить по ним рассказ о нём.
2.Календарно – тематическое планирование 1 класс (33 ч)
Информационно – творческий проект «Моя малая родина»
Цель проекта:
развитие коомуникативных универсальных учебных действий младших школьников
Задачи проекта:
- найти и изучить литературу о родном посёлке Троицком
- обобщить полученные данные
Результат:
- на основе полученных данных создать материальный продукт проекта в виде стенгазеты, альбома с фотографиями и описанием посёлка Троицкий
Методы исследования:
- изучение литературы;
- консультация учителя;
- обработка информации;
- подготовка презентации и защита работы.
Этапы проекта:
1.Подготовительный
На этом этапе у детей формировались такие коммуникативные УУД как планирование учебного сотрудничества – определение целей, способов взаимодействия (учителем, родителем, сверстниками, библиотекатерем). Учитель знакомит учеников с темой проекта, который они должны выполнить, ставит перед ними цель, задачи; Ученики разделяются на 2 группы; 1 группа – будут делать фотоальбом о посёлке, интересных местах и людях ( привлекая родителей) 2 группа – создавать стенгазету о поселке (гимн посела, стихи о поселке, герб поселка) (совместно с родителями). Используя метод «круглого стола», учащиеся определяют задачи и проблему, которые необходимо решить в ходе работы над проектом; Предложение способов решения; Обсуждение методов исследования, которые они будут использовать в ходе работы над проектом; Распределение работы между участниками проекта; Начало работы по сбору информации.
2. Основной (технологический)
На этом этапе дети определяли успешность своего задания в диалоге с учителем, планировали и корректировали свою деятельность. Продолжение работы по сбору информации; Группы собираются вместе, чтобы систематизировать и проанализировать полученную информацию; Обсуждение способов конечных результатов; Подведение итогов, оформление результатов – 1 группа учащихся (совместно с родителями) делают альбом с фотографиями посёлка и краткой его историей. -2 группа учащихся (совместно с родителями) делают стенгазету
3. Представление готового продукта
Когда дети представляли готовый продукт, нами были выявлены такие коммуникативные УУД у школьников как умение оценивать эффективность взаимодействия, сотрудничества в соответствии с поставленной целью.
Презентация проектов проходит во внеурочной деятельности (на группе продлённого дня)
Первая группа рассказывает о создании альбома, вторая группа показывает и комментирует стенгазету;
Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта - ребята представляют всеобщему вниманию альбом с фото и информацией об их малой Родине, который они сделали в ходе выполнения проекта, а так же оформленную стенгазету с гимном поселка, вариантами герба поселка и т.п.
4. Рефлексия
Ученикам предлагается закончить фразы:
· сегодня я узнал
· было трудно·
я понял, что·
я научился, у меня получилось ·
я работал в команде с ..
я помогал..
мне помогали..
у нас получилось..
Карта самооценки учащихся:
Карта оценки проекта учителем
Уровни сформированности коммуникативных действий учащихся в ходе проекта:
В - высокий; С - средний; Н - низкий.
Имя учащегося:
Сформировано умение собирать материал по определенной теме
Составляет план действий и высказывает своё мнение
Привиты навыки сотрудничества с другими людьми
Привиты первоначальные умения представлять информацию и уважительное отношение к членам группы
Софья А.
Диана Б.
Антон Б.
Дарья Б.
Софья В.
Алёна Г.
Лев Г.
Дарья Д.
Екатерина З.
Севастьян К.
Владислав К.
Виолетта Л.
Владислав Л.
Виктория М.
Никита М.
Виктория М.
Кирилл М.
Андрей О.
Ксения П.
Анастасия Р
Валерия Р.
Дарья Р.
Виктория С.
Антон С.
Олег Х.
2. Творческий проект «Моя семья»
Цели проекта:
развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. Заинтересовать родителей школьной жизнью детей.
Задачи проекта:
изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
понять свою роль в этой семье; подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе
выявить общее и отличия в каждой семье – характеристика семьи
Результат:
создать небольшой семейный альбом
Методы исследования:
-отбирать фотографии членов семьи;
-интервьюировать членов семьи;
-оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
- составлять экспозицию выставки;
-оценивать результаты собственного труда и труда одноклассников
Этапы проекта:
1.Подготовительный
На этом этапе учащиеся знакомятся с темой проекта, который они должны выполнить, определяют задачи и проблему проекта. Распределить работу по сбору информации.
1.Какая у вас семья – большая или маленькая?
2. Сколько человек в семье?
3.Как зовут маму?4.Как зовут папу?
5.Сколько детей в семье?
6.Живут ли с вами бабушка и дедушка?
7.Что общего у членов семьи?
– Вы правы, у членов семьи очень много общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники, интересы, заботы
2.Поисковый этап
– Но у семьи есть ещё кое-что общее. Вы об это узнаете, если отгадаете загадку.
У мамы есть, и у папы есть, И у меня есть, и у тебя есть. Чтоб тебя узнать, надо вслух назвать (фамилия)
3. Аналитический этап.
У каждого человека есть свои «корни». Есть такая наука, которая изучает родственные связи человека. Это наука называется «генеалогия».
Генеалогия – (в переводе от греческого– родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений.
4. Практический этап.
Осознать роль семьи в жизни человека; изучить историю своей семьи (родословную), род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения; понять свою роль в этой семье; Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений. Подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде и отдыхе;
создать небольшой семейный альбом (презентацию, родословное древо).
5. Презентационный этап.
Презентация проекта
Оценка качества выполнения работы.
Рефлексия
Выступление перед родителями. Показ собранных материалов.
Оценка учащимся своей работы
Карта оценки проекта учителем
Уровни сформированности коммуникативных действий учащихся в ходе проекта:
В - высокий; С - средний; Н - низкий.
Имя учащегося:
Сформировано умение собирать материал по определенной теме
Составляет план действий и высказывает своё мнение
Привиты навыки сотрудничества с другими людьми
Привиты первоначальные умения представлять информацию и уважительное отношение к членам группы
Софья А.
Диана Б.
Антон Б.
Дарья Б.
Софья В.
Алёна Г.
Лев Г.
Дарья Д.
Екатерина З.
Севастьян К.
Владислав К.
Виолетта Л.
Владислав Л.
Виктория М.
Никита М.
Виктория М.
Кирилл М.
Андрей О.
Ксения П.
Анастасия Р
Валерия Р.
Дарья Р.
Виктория С.
Антон С.
Олег Х.
3. Проект «Мой класс. Моя школа»
Цели проекта:
Составление устного рассказа и фотоальбома, посвященного классу и школе,
осознание учащимися принадлежности к членам коллектива;
воспитание дружеских отношений в детском (зарождающемся) коллективе;
воспитание уважительного отношения к родной школе; развитие речи.
Задачи проекта:
Познакомиться с информацией об истории возникновения школ; о создании, достижениях, традициях своей школы.
Подобрать пословицы об учении, о школе.
Результат:
Виртуальная экскурсия по классу
Методы исследования:
- подобрать фотографии класса;
- составлять экспозицию выставки;
-оценивать результаты собственного труда и труда одноклассников
Этапы проекта:
1.Подготовительный
На этом этапе учащиеся знакомятся с темой проекта, который они должны выполнить, определяют задачи и проблему проекта – коллективное планирование.
Организует обсуждение вопросов:
Зачем будем выполнять проект?
Какой продукт (результат) хотим получить?
Кому наш проект будет интересен, полезен?
2.Поисковый этап
Как будем работать над проектом? какие стороны классной жизни можно отразить в виртуальной экскурсии (мозговой штурм).
Предлагает выбрать, как лучше организовать выполнение проекта: индивидуально, в парах или группах, чтобы раскрыть все стороны классной жизни. Распределение учащихся на подгруппы по подтемам. Организация работы в подгруппах.
1. Наш дружный класс.
2. Мы и спорт.
3.Творческая мастерская
Спрашивает, что потребуется для создания классного уголка.
Как оформим и представим результаты работы?
Каким хотим видеть свой проект?
Организует деятельность учащихся на этапе выполнения проекта.
Все принесённые фотографии разложены на отдельном столе, чтобы учащиеся могли свободно пойти и выбрать те из них, которые соответствуют их разделу
3. Аналитический этап.
Называют разные стороны жизни класса (учёба, перемены, игры, экскурсии, выступления, праздники).
Совместно с учителем выбирают форму работы (групповая форма, когда каждая группа раскрывает один аспект жизни класса).
Участвуют в коллективном обсуждении совместно с учителем делят на разделы: моя школа, мой класс, перемена в 1классе, мы ученики.
4. Практический этап.
Договариваются о критериях результативности и требованиях к газете (например, интересно, аккуратно).
Работают в группах: распределяют роли (фотограф выбирает фотографии, корреспондент придумывает и выбирает подписи, редактор продумывает оформление, главный по клею клеит фотографии и подписи) и выполняют проект.
5. Презентационный этап.
Презентация проекта
Оценка качества выполнения работы.
Рефлексия
Организует подведение промежуточных итогов работы (что уже сделали, что осталось сделать, как и когда представлять проект, кого приглашать), уточняет дальнейшие действия.
Презентация проектов и подведение итогов были проведены во внеурочной деятельности.
Карта оценки проекта учителем
Уровни сформированности коммуникативных компетенций учащихся в ходе проекта:
В - высокий; С - средний; Н - низкий.
Имя учащегося:
Сформировано умение собирать материал по определенной теме
Составляет план действий и высказывает своё мнение
Привиты навыки сотрудничества с другими людьми
Привиты первоначальные умения представлять информацию и уважительное отношение к членам группы
Софья А.
Диана Б.
Антон Б.
Дарья Б.
Софья В.
Алёна Г.
Лев Г.
Дарья Д.
Екатерина З.
Севастьян К.
Владислав К.
Виолетта Л.
Владислав Л.
Виктория М.
Никита М.
Виктория М.
Кирилл М.
Андрей О.
Ксения П.
Анастасия Р
Валерия Р.
Дарья Р.
Виктория С.
Антон С.
Олег Х.
4. Проект «Домашние питомцы»
Цели проекта:
Задачи проекта:
научить детей наблюдать за животными;
научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
учить детей делать элементарные выводы и умозаключения;
воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, научить бережно относиться к животным;
через общение с домашним питомцем развивать в ребёнке толерантность;
прививать любовь к природе
Результат:
рассказа о своем питомце, рисунка, памятки по уходу за дом.животным и т.п.
Методы исследования:
наблюдения,работа с научно познавательной литературой (словарями, детскими энциклопедиями),познавательные беседы,просмотр иллюстраций, чтение познавательной художественной литературы.
Этапы проекта:
1.Подготовительный
Работа учителя по подготовке проекта
Знакомство обучающихся с тематикой проекта
Деление класса на группы
2.Поисковый этап
Основополагающий вопрос проекта: Много ли в привычном необычного?
Какие правила безопасности при обращении с кошкой и собакой? Сбор информации по теме «Мои домашние питомцы»
Обработка информации и выполнения заданий в группе, ответы на проблемные вопросы
Выбор формы представлений результатов исследования (буклет, фоторассказ, рисунок)
3. Аналитический этап.
Как ухаживать за животными, чтобы они всегда были в чистоте?
Если мой питомец заболеет, что делать?Какие повадки бывают у домашних питомцев?В чем взаимопольза общения человека и домашнего питомца?
Кто такой питомец?Каких питомцев ты знаешь?Какие литературные произведения о домашних питомцах вы читали?
Что необходимо для жизни любых животных?
Какие условия нужны для жизни домашних питомцев?
Как ухаживать за домашними питомцами?
4. Практический этап.
Самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа групп.
Подготовка материалов, систематизация информации.
Подготовка обучающимися рассказа о своем питомце, рисунка, памятки по уходу за дом.животным и т.п.
5. Презентационный этап.
Презентация проекта на родительском собрании
Оценивание работ каждого учащегося в рамках реализации проекта
Рефлексия
В соответствии с методикой проведения самооценки и рефлексии после завершения проекта учащимся предлагается заполнить Оценочный лист, в котором в удобной для младших школьников форме (в виде смайликов) они оценят свой вклад в результат и личные успехи.
Карта оценки проекта учителем
Уровни сформированности коммуникативных действий учащихся в ходе проекта:
В - высокий; С - средний; Н - низкий.
Имя учащегося:
Сформировано умение собирать материал по определенной теме
Составляет план действий и высказывает своё мнение
Привиты навыки сотрудничества с другими людьми
Привиты первоначальные умения представлять информацию и уважительное отношение к членам группы
Софья А.
Диана Б.
Антон Б.
Дарья Б.
Софья В.
Алёна Г.
Лев Г.
Дарья Д.
Екатерина З.
Севастьян К.
Владислав К.
Виолетта Л.
Владислав Л.
Виктория М.
Никита М.
Виктория М.
Кирилл М.
Андрей О.
Ксения П.
Анастасия Р
Валерия Р.
Дарья Р.
Виктория С.
Антон С.
Олег Х.
Приложение 1
Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:
- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;
- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;
- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;
- эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе постановки и решения задач;
- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла;
- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения («смешанные»), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с высоким исходным уровнем. Учащиеся с низким уровнем обобщений (эмпирическим) обнаруживают больший прогресс при работе с учениками, обнаруживающими более высокий уровень обобщения (Чарнецкая Р.Т., 1990).
Приложение 2
Организация групповой работы
Организация проектной деятельности часто связана с разделением класса на творческие группы.
Перед началом образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам:
- у учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу и только на неё, всё, что мешает ей, должно быть исключено;
- при любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе. Что даст возможность организатору оценивать, контролировать нормы групповой работы.
В процессе образования групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе.
Возможные виды групп:
- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему;
- по выбранной теме проектной работы;
- по уровню сложности задания. В этих случаях самоопределение участника, выбирающего группу, сразу привязывается к содержанию мыслительной работы.
То, каким образом протекает процесс образования группы, сильно влияет на запуск будущей мыслительной работы. Здесь необходимо учитывать ряд важных факторов. Как правило, необходимо произвести максимум возможных изменений состояния учащихся, что обычно достигается с помощью:
- жёсткой регламентации времени на группообразование;
- смены партнёров по обсуждению (обычно вводится норма количества участников на одну группу: 7-8 человек, не более);
- смены места расположения учащегося в классе;
- изменения конфигурации рабочих мест (сдвигание парт, перестановка стульев);
- подчинение формы организации рабочего пространства исключительно одной цели – удобству обсуждения;
- нормирования будущей работы;
- особой чёткости и внятности операционных команд, отдаваемых преподавателем;
- разделения преподавателем момента внеорганизационного объяснения целей и задач групповой работы, момента начала выполнения учащимися точных процедур по образованию групп и по запуску работы в них, момента окончания работы групп, момента слушания (просмотра) результатов работы каждой группы, момента организации (в случае необходимости) дискуссии по предложенным групповым решениям, момента подведения итогов (вывода, рефлексии по проделанной работе) и т.д.
Система работы по организации конструктивного диалога, спора
В начальной школе необходима система работы, направленная на формирование умения конструктивно спорить. Под умением конструктивно спорить следует понимать совокупность умений доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно выстраивать высказывание. Соблюдать культуру речевого поведения. Определять и использовать невербальные средства общения (знаковая символика).
Система работы по формированию умений конструктивно спорить предполагает:
- необходимость и достаточность сведений: о споре (его отличии от ссоры); об аргументах, как составляющих доказательства; этикет общения
- основные умения: правильно определять предмет спора; осуществлять доказательство, опровержение высказанной точки зрения; задавать вопросы и отвечать на них; правильно оформлять высказывание; делать вывод, соблюдая при этом этические нормы общения;
- вспомогательные умения: развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления (особенно логического), умения слушать, определять настроение оппонента по невербальным средствам общения (мимике, жестам, положению тела).
При правильной организации работы по формированию культуры спора в начальной школе, дети усваивают следующие понятия:
- доказательство – это обоснование истинности чего-либо;
- опровержение – обоснование ложности чего-либо;
- аргумент, контраргумент, тезис, истина – составляющие доказательства.
Когда и как следует начинать работу по формированию культуры конструктивного спора? Чем раньше, тем лучше, в начальной школе уже с первого класса во время занятий использовать тексты – коллизии, содержащие элементы спора, создавать специальные ситуации спора, привлекать учащихся к рефлексии. С целью лучшего осознания учащимися особенностей конструктивного спора использовать следующие вопросы:
- Можно ли после такого спора остаться друзьями? Почему?
- Достигнута ли цель спора? Почему?
- Какие правила спора (не) были нарушены?
- Понятно ли оформлен результат?
- Кто прав в споре? Докажи! и т.п.
На начальном этапе в тренинговом порядке, полезно проводить игровые формы работы: инсценирование фрагментов сказок; игровые приёмы: «Потерялся (аргумент) к тезису», «Подбери подходящий аргумент для опровержения версии» (игра: «собери ягоды в корзинку» - где «ягоды» и есть аргументы).
В процессе такой работы желательно создать «Свод хороших правил» для совместной работы. Будет лучше, если дети сами постепенно откроют эти правила для себя, от организатора требуется система работы в этом направлении. Открытые нормы сотрудничества, используются детьми в ходе всей работы и учёбы в начальной школе. При правильно организованной групповой работе формируется целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий.
Приложение 3
Задания, которые помогут учащимся овладеть знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
(Разработчик Яннова И. Г., учитель начальных классов).
1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон):
а) задание «Посмотри на мир чужими глазами». Учитель читает детям неоконченный рассказ.
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги»
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;
б) задание «Тема одна – сюжетов много».
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес» можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.);
в) задание «Составь рассказ, используя данную концовку».
«Так я и не выучил стихотворение».
«Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания».
2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное):
а) задание «Давайте вместе подумаем».
Почему у белого медведя нос чёрный?
Гипотезы (предложенные детьми).
1). Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
2). Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
3). Предположим, чтобы медвежата его видели;
б) упражнения на обстоятельства.
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефон;
в) задания типа «Найди возможную причину события»: машина резко затормозила, молоко прокисло.
3. Развитие умений задавать вопросы:
а) задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?);
б) задание «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используется ли этот предмет в перевозке грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет»;
в) игра «Угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
4. Подбор литературы по заданной теме.
а) рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:
об использовании человеком науки и техники;
об истории человечества;
об исследователях и учёных;
б) ориентировка в словаре, справочной литературе:
возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ________________________________________;
найди по оглавлению рассказ Л. Толстого «Какая бывает роса на траве». Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ ___________________;
какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________;
в) ориентировка в тексте, ключевые слова.
В книге «Введение в историю» открой стр.____ . Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________.
Ответы на вопросы к тексту:
найди статью «Растения луга». Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить _________________________________________;
найди статью «Вода и её свойства». В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением;
в разделе «Растения и животные водоёма» найди статью «Необычное? Нет, обычное»: о чём рассказывает эта статья? Определи тему.
Приложение 4
Правила для учащихся при работе в группах (Сетямина)
- каждый имеет право выбора места, партнёра, задания;
- каждый имеет право высказаться;
- каждый должен понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) – это дисциплинирует мысль;
- каждый должен уметь слушать: не перебивать говорящего, уметь задать вопрос на понимание: «Я правильно понял, что?», правильно адресуя его;
- заявлять о желании высказаться при помощи поднятой руки или установленного в группе жеста;
- любая точка зрения имеет право быть высказанной и услышанной;
- каждый должен доказывать свою точку зрения, позицию по проблеме;
- необходимо согласовывать мнения и принимать единую точку зрения, в случае невозможности этого, иметь право на индивидуальность вкуса;
- не отвергать сразу не понятую мысль, а обдумывать услышанное (задать вопрос на понимание);
- каждый должен при оценивании другого обязательно оценивать и себя;
- каждый должен соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.п.);
- каждый должен понимать то, что любой человек имеет право на ошибку;
- стараться увидеть состояние партнера.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Екатеринбург, Издательский Дом «Ажур», 2014. -169с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 [Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008. 151 с. : ил.
Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 135 с.
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.1-4 классы/ авт.-сост. Т.А. Кобзарева [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2015. – 166 с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса.// Окружающий мир. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2013.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. - 192с. – (Работаем по новым стандартам).
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.Ч. 2М.: Просвещение, 2012
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. -176 с. – (Стандарты второго поколения).
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2012. – 169 с.
Рисунок 4Рисунок 715