Статья Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов


ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оценка метапредметных результатов – это оценка планируемых результатов, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией».
Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
• логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
• умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:
- достижение метапредметных результатов выступает как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
- достижение метапредметных результатов рассматриваться как средство решения и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами Учебных предметов. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учашихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
- достижение метапредметных результатов проявляется в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
В итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля:
Индивидуальные;
Групповые;
фронтальные формы;
устный и письменный опрос персонифицированный и неперсонифицированный.
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Метапредметные результаты:   
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;     
- приобретение  навыка саморегуляции.
  -способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников;        
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
 -умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.  -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем;    
-умение слушать и вступать в диалог;
 -участвовать в коллективном обсуждении проблемы;        
-умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
 -владение монологической и диалогической формами речи;
 -умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.
 
 
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой  универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)
Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений.
Портфель достижений:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в Портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Литература:
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть1,2) под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Издательство «Просвещение» Москва 2010
Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Издательство «Просвещение» Москва 2010
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе под редакцией А.Г. Асмолова  Издательство «Просвещение» Москва 2010