ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СОВЕТСКОМ ТЕХНИКУМЕ-ИНТЕРНАТЕ


ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В СОВЕТСКОМ ТЕХНИКУМЕ-ИНТЕРНАТЕ
Согласно современным требованиям к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, в Советском техникуме-интернате установлен особый порядок освоения физической культуры на основании соблюдения принципов здоровье сбережения и адаптивной физкультуры.
В учебные планы нашей профессиональной образовательной организации включен особый раздел – адаптивная физическая культура. Адаптивная физическая культура (далее – АФК) – важнейший компонент всей системы комплексной реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ, всех ее видов и форм. Цель АФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья. Жизнеспособность развивается за счет обеспечения оптимального режима функционирования данных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) телесно-двигательных характеристик и духовных сил людей с ОВЗ.
Основными средствами АФК являются:
1. Физические упражнения
2. Естественно-средовые факторы
3. Гигиенические факторы
Выделяют также иные средства и методы адаптивной физической культуры:
Общепедагогическиеи другие средства и методы в АФК: (вербальные и психорегулирующие: наглядные, технические и др.)
Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха и т.п.Средства коррекции двигательной сферы и основных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков и т.п.
Сюжетные и подвижные игры
Телесно-ориентированные средства: ритмопластика и др.
Основываясь на этих теоретических положениях, мы разрабатываем рабочие учебные программы. В них минимум часов отводится теории, которая включает в себя изучение вопросов, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни. Максимум учебного времени посвящается практическим занятиям.
Основными задачами этих программ являются:
развитие и совершенствование у обучающихся простейших двигательных навыков и умений, необходимых для будущей профессии;
проведение курса коррекционных занятий;
воспитание привычки и формирование навыков здорового образа жизни;
развитие положительных эмоций у обучающихся.
На практических занятиях идет освоение общеразвивающих и корректирующих упражнений, элементов атлетической гимнастики для укрепления опорно-двигательного аппарата. Также в программу включены спортивные и подвижные игры. Занятия адаптивной физкультурой проводятся с учетом допустимых нагрузок, согласованных с врачом-терапевтом.
В нашей профессиональной организации целенаправленно реализуется Государственная программа «Доступная среда». В плановом порядке приобретается спортивное оборудование, адаптированное для инвалидов и лиц с ОВЗ различных нозологий. Это оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства.
Во внеурочное время знания и умения, приобретенные на занятиях по адаптивной физической культуре, развиваются и закрепляются в рамках спортивно-массовой работы. Одна из традиций техникума-интерната – ежегодное проведение внутренней Спартакиады. В ней участвуют все учебные группы. Работают секция настольного тенниса и кружок «Лечебная гимнастика». Регулярно проводятся Дни здоровья и спортивные праздники «Веселые старты». Сборная команда техникума успешно участвует в областных соревнованиях.
Литература
Методические рекомендации Министерства образования и науки по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности
образовательного процесса [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».