Урок Мысль семейная в Капитанской дочке А. С. Пушкина. 8 класс.


Урок «Мысль семейная» в повести «Капитанская дочка».
8 класс
Ход урока:
1. Беседа.
Запись в тетради число,
Одна из проблем, которую поднимает и пытается решить русская классическая литература, - это проблема идеальной семьи.
? – Урок сегодня начнём с интересного вопроса: - Идеальная семья – что для этого нужно? (1 мин)
Давайте подумаем вместе (письменно) (3 мин)
Проверка (3-4 мин)
- любовь
- уважение
- взаимопонимание
- умение прощать
- дети…
? - Трудно ли создать идеальную семью?
Ответ начинаем словами «я думаю», «мне кажется», «по моему мнению», «я считаю»…
? - Возможна ли такая семья?
- Нет.
? - Что же, опустить руки и ничего не предпринимать?
- Нет. Стремление к идеалу. «Взаимоотношения в семье – это постоянный труд души». Русская классическая литература (романы, повести, рассказы) раскрывает перед нами мир множества семей, и повесть «Капитанская дочка» - одно из таких произведений. (слайд 1)
Мы завершаем изучение этого произведения темой «Мысль семейная» в повести «Капитанская дочка». (слайд 2)– в тетрадь тему. (3-4 м.)
2. Цели урока: (слайд 3)
1. Отработка навыка анализа прозаического текста;
2. Развитие монологической речи;
3. Вместе с А.С.Пушкиным и его героями попытаемся раскрыть загадку: как семья влияет на становление характера ребёнка. (1 мин.)
3. Выступления учащихся.
Перед нами две семьи: семья коменданта Белогорской крепости капитана Миронова и премьер-майора в отставке Гринёва.
Познакомимся с ними поближе.
А) Семья Гринёвых.
(выступление учащихся) + наизусть (слайд 4) – в тетрадь (5 мин)
4. Обсуждение
1. На чём основаны взаимоотношения в семье Гринёвых?
- верность
- взаимопонимание
- отец – глава семьи?
- уважение к старшим (слайд 5) (в тетрадь)
– Как вы думаете, сложно ли быть на месте матери в такой семье? (слайд 6) (дискуссия)
- Да. Она во всём подчиняется мужу.(3 мин)
Б) Семья Мироновых
(выступление учащихся) (5 мин)
(слайд 7) – в тетрадь
4. Обсуждение
2. На чём основаны взаимоотношения в семье Мироновых?
- верность
- взаимопонимание
- уважение друг к другу
- желание уберечь друг друга от опасности (слайд 8) (в тетрадь)
-? - Как вы считаете, кто глава в этой семье? (дискуссия). (слайд 9) (5 мин)
5. ? – много ли внимания уделялось в этих семьях воспитанию детей?
- Нет.
(таблица) – (слайд 10)
? – Можем ли мы сказать, что Петруша и Маша абсолютно не воспитаны?
- Нет.
? - Вспомним, какую характеристику мы давали Петруше вначале (зачитать по тетради)
Итак, мы видим, что в этом «недоросле» есть прекрасные задатки (перечислить).
А Маша, которая сразу могла оценить человека, увидеть или его благородство, или его тёмную душу? Которая падала в обморок при звуке выстрела, но которая в другое время показывает пример храбрости?
? - Откуда взялись эти качества, если родители мало занимались воспитанием? (4 мин)
! – Мать и отец своим поведением, отношением друг к другу воспитывают детей. (3 мин) – в тетрадь
(таблица)(слайд 11)
Такое воспитание позволило их детям стать людьми, которые всегда будут любить и уважать друг друга, которые всегда будут верны друг другу и тем, кто заложил в них основы чести.– Помните… (слайд 12) Не согласилась Маша выйти за Петра без благословения его родителей… Но Пётр, зная благородство и доброту их, отправил Машу в трудную минуту именно к ним и не ошибся…
Любовь, честь, верность, уважение… Эти качества необходимо воспитывать в себе уже с детства, чтобы потом суметь выстоять перед любым испытанием. И вот уже тот «недоросль», который играл в чехарду до шестнадцати лет, не произносит во время следствия имя Марьи Ивановны, чтобы не запятнать его, а девочка, которая падала в обморок при звуке выстрела, едет в Петербург, чтобы помочь своему возлюбленному, и встречается с императрицей… (слайд 13)
Итак, перед нами третья семья, которую, пройдя через все испытания, создали наши герои – семья Петра Андреевича и Марьи Ивановны. А.С.Пушкин не рассказывает нам об этой семье. Как вы думаете почему? (дискуссия)
- другая история
- семья будет похожа на эти две семьи
- мы знаем, что у Петра Андреевича было несколько внуков
- такие люди могут создать прекрасную семью. (3 мин)
Итог:
? – вспомним, какие слова А.С.Пушкин ставит эпиграфом к своей повести
«Береги честь смолоду» (слайд 14)
Да, «Береги честь смолоду», сказав, что самое основное в повести – это вопрос чести: и на службе, и в дружбе, и в семье.
- Только в повести?
- Нет! И в жизни!
Д/з. Черновое сочинение на одну из тем:
- Главный герой повести.
- История капитанской дочки.
- «Мысль семейная» в повести. (в тетрадь) – (слайд 15)
Слайд 16.