Приемы формирования общественных мотивов через трудовую деятельность
Малышева Анастасия Юрьевна
Воспитатель МБДОУ «ДС «332 г. Челябинска»
Условия и приёмы формирования общественных мотивов деятельности детей дошкольного возраста
Воспитание побуждающих мотивов трудовой деятельности это один из главных моментов подготовки дошкольников к общественно значимому труду. Знание мотивов, под влиянием которых включаются в работу малыши или более старшие дети, а также удерживается их внимание к трудовой деятельности в течение определенного времени, необходимо для выполнения той или иной трудовой задачи, достижения результатов.
Воспитатель должен постоянно отмечать, какие мотивы он будет создавать и формировать. Даже малышам постепенно доступно надо показывать, что и они сделали что-то нужное для других. Так, педагог может наметить в плане: «Привлечь к раздаче ложек Виталика. Похвалить за то, что помог няне в сервировке стола. Воспитывать желание и умение трудиться для других».
Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительных взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр.), навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т. д.
Все эти воспитательно-образовательные моменты должны стать предметом внимания воспитателя при планировании конкретных задач. Систематическая и планомерная работа по реализации этих задач способствует развитию трудовой деятельности дошкольников, что, в свою очередь, создает условия для использования ее как средства воспитания.
Трудовая деятельность дошкольника побуждается различными мотивами. Это может быть эмоциональное отношение детей и предстоящей работе. Дети сами приходят к выводу, что надо постирать одежду для кукол, протереть кукольную мебель, навести в игрушечном шкафу порядок. Иная психологическая ситуация создается в том случае, если детям просто сообщают, что сегодня они будут стирать кукольную одежду. При одной и той же работе педагогические результаты оказываются совершенно разными.
Обсуждение предстоящей работы помогает детям научиться по определенным внешним признакам видеть ее необходимость и самостоятельно ставить цель: скоро оторвется обложка у книги надо подклеить, нет пуговки у кукольного платья следует пришить.
Систематический контроль детей за состоянием своего игрушечного хозяйства, книг и других предметов общего пользования (например, орудий и предметов труда) заостряет внимание на отношении каждого из них к этим вещам: дети начинают сами замечать непорядок, помогают друг другу починить вещь, оказывают влияние на тех, кто портит ее, предъявляют к ним свои требования, устанавливают взаимоконтроль.
Итак, для формирования реально действующих общественных мотивов, которые являются основными в воспитании осознанного отношения к труду, необходимо опираться на всю систему мотивировок, характерных для дошкольников, удовлетворяя их потребность в интересном содержании работы и привлекательных материалах, в сотрудничестве со взрослыми, и в тренировке собственных сил, идя навстречу их познавательным, игровым и практическим интересам и стремлениям.
Огромное значение имеет не только то, какой мотив и какая цель предложены детям, но и какие условия созданы, какие педагогические приемы применены для того, чтобы работа по-настоящему увлекла их. Формирование общественных мотивов тесно связано с формированием отношения к труду, к товарищам по работе, к вещам и игрушкам.
Важным моментом в формировании общественных мотивов является планирование. Планирование в коллективной деятельности (наличие договора об общей работе, его реализации) позволяет активно формировать дружеские отношения между детьми, умение действовать сообща.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Постепенное усложнение приёмов педагогического воздействия
Приём
Что необходимо
Пример воспитателя
Фиксирование внимания, объяснение того, что нужно для работы
Образец плана с этапами предстоящей работы
Раскрытие этапа работы и способов действий с указанием необходимости проверки её качества
В младшей группе
планирует трудовые действия в совместной с детьми деятельности.
В старшей группе
взрослый перед работой дает дошкольникам пример планирования процесса деятельности.
Осуществляется он с помощью вопросов. Важно, чтобы их система, последовательность, заставляла детей продумывать все этапы плана:
Организация работы («Что понадобится для работы? Сколько?» и т. п.).
Исполнение («С чего начнешь? Как будешь делать? Что будешь делать потом? Как?» и т. д.). Вопрос «как?» задается там, где необходимо уточнить способ действия.
Контроль и оценка работы («Когда ты будешь проверять свою работу? Что будешь проверять? Чем закончишь свое занятие?»). Детей следует нацелить на то, чтобы в ходе работы они проверяли себя, не допускали ошибок, после окончания труда все убирали на место, смотрели, все ли правильно сделано.
Если ребенку систематически задавать подобные вопросы, то у него появится привычка продумывать работу перед ее началом по определенному плану. Но важно, чтобы он самостоятельно умел это делать. Поэтому необходимо приучать дошкольников к более сложному способу планирования: плану-рассказу. Получив задание, ребенок по просьбе воспитателя подробно описывает, что и как будет делать. Если он затрудняется, нужно помочь ему рассказать свой план, дополнительно поупражнять в планировании по вопросам. Навык выражать план в словесной форме весьма важен. Он придает трудовому процессу осознанность и избавляет ребенка от ненужных затрат, от неуверенности в себе. Кроме того, он существенно влияет па развитие речи.
Реализуя тот пли иной метод планирования, воспитатель использует разнообразные приемы. Так, в планировании «по примеру» можно использовать рассматривание картинок, допустим, на тему «Стирка белья». При этом педагог задает вопросы: «Что девочка приготовила для работы? Куда поставила тазик с водой? Где мыло, белье?» Анализ правильных действий отдельных детей также может служить примером для остальных.
Воспитатель, постепенно усложняя задание, стремится к тому, чтобы каждый ребенок овладел высоким уровнем планирования.
В хозяйственно-бытовой труд дети включаются значительно раньше, чем в ручной, уже с первой младшей группы. В этом возрасте ребенок еще не может согласовывать свои действия с действиями сверстников, поэтому формирование умения планировать у него начинается с индивидуальной и совместной со взрослым работы. Накопление опыта индивидуального планирования позволяет в дальнейшем успешно включать детей в коллективную хозяйственную работу, если дать им основные правила распределения обязанностей. Для осуществления взаимоконтроля необходимо, чтобы дошкольники усвоили единый для всех способ действия.
В среднем дошкольном возрасте дети овладевают правилами организации и выполнения различных трудовых поручений
Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:
1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;
2) приготовь все, что нужно для работы; 3) если работа закончена, скажи об этом взрослому.
Правила, соблюдение которых повышает качество работы:
1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, заниматься посторонним, когда трудишься);
2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;
3) наливай в лейку воды» только до черты;
4) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополаскивай ее.
Овладев этими правилами, дети пятого года жизни могут действовать целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все необходимое для работы, рациональными способами достигать качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.
В коллективной деятельности перед детьми возникает новая задача распределение работы. Вначале воспитатель сам распределяет обязанности, мотивируя свои решения. Педагог разъясняет, что:
а) когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять;
б) распределяют работу справедливо, поровну;
в) уступают друг другу, чтобы самое интересное выполнять по очереди, тогда никому не будет обидно.
В дальнейшем, организуя трудовую деятельность детей педагог в свободное от занятий время обеспечивает индивидуальный подход в руководстве трудовой деятельностью детей. Для этого нужно четко представлять, какую работу следует вести с каждым воспитанником.
На занятиях можно дать воспитанникам представление и о способе коллективного взаимодействия, так как в дальнейшем они будут работать чаще всего коллективно, подгруппами. Для этого воспитатель предлагает детям решать общую задачу. Например, двум детям, сидящим за одним столом, нужно договориться об общем рисунке на двух «варежках», которые им предстоит украсить аппликацией. Или каждой четверке детей следует поровну распределить работу по изготовлению мебели для кукольной комнаты (стол, два стула, диван, кресло, кровать). На таких занятиях перед старшими дошкольниками можно поставить специальную задачу научиться планировать совместную работу.
В процессе совместного планирования между детьми устанавливаются более тесные психологические связи, приобретающие коллективистскую направленность. Это выражается в умении слушать партнера, соглашаться с ним или отстаивать свою точку зрения, согласованно выполнять общее задание, аргументировать свои предложения и уметь отказаться от них, если другой вариант лучше. Кроме того, у дошкольников появляется новая оценка дружной совместной работы.
Подходы к решению проблемы приобщения дошкольников к труду менялись с развитием взглядов на личность ребенка-дошкольника. На протяжении XX века ребенок рассматривался как объект воспитательных и обучающих бездействий со стороны педагога. Поэтому основной задачей приобщения детей к труду было накопление ими трудового опыта; использование регламентированных видов и форм организации детского труда, формирование умения детей трудиться коллективно. Этим объясняется односторонность содержания процесса приобщения детей к труду и организации детской трудовой деятельности; отсутствие творческого начала и проявления детьми самостоятельности и активности в труде. Но на данном этапе развития дошкольного образования в рамках действующей единой
Действовать самостоятельно, проявлять инициативность и творчество, выступая как субъект трудовой деятельности, ребенок может лишь когда в достаточной степени овладеет алгоритмом трудового процесса и обобщенными трудовыми умениями.
Постепенно, овладевая трудовыми действиями, дошкольники переходят к трудовым процессам, а затем - к видам труда, состоящим из ряда трудовых процессов.
Решение этой задачи зависит от умения поставить цель и организовать ее достижение; отобрать материалы и инструменты; осуществить трудовые действия в определенном порядке; получить нужный результат, соответствующий цели трудового процесса, то есть овладеть обобщенным способом действий.
Главной также остается задача использования труда как средства развития личности ребенка, формирования нравственно-волевых качеств. Поэтому приобщение детей к труду должно сегодня органично соединять как формирование трудовых знаний, умений и навыков, накопление трудового опыта и привычки трудиться с развитием проявлений индивидуальности ребенка и эмоционально-положительного отношения к труду.
Приобщение дошкольников к труду должно быть направлено на:
развитие личностных качеств и творческих способностей каждого ребенка;
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека в процессе его деятельностного освоения;
воспитание уважительного отношения к людям труда и результатам их трудовой деятельности;
расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о профессиональной деятельности людей и технике.
Поэтому современная образовательная ситуация определяет необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, и, в первую очередь, позиции взрослого в руководстве детским трудом, ориентируя его на построение субъект-субъектного взаимодействия с детьми; поиск актуальных методов и средств эффективной социализации ребенка через включение в труд.
Расположить ребенка к труду. Это значит;
!) Обогащение труда гуманистическим содержанием (труд - это забота о себе и других людях, окружающих предметах);
2) Посильность выдвигаемых взрослыми целей трудовой деятельности, а также принятие собственных целей дошкольника;
Учет индивидуальных, половых и типологических различий детей;
Эмоциональная насыщенность и эстетизация детского труда, а также его творческий характер.
Методы педагогического воздействия при формировании умения планировать работу
Усвоение образца, данного воспитателем
Применение полученных навыков и умений
Творческое использование накопленного опыта в различных условиях
15