Проект по теме Самодельные приборы для предсказания погоды

исследовательская работа по физике
Самодельные приборы
по предсказанию погоды




Выполнили: Козлов Иван
Научный руководитель: Васюткина Е.А.





Г.Жуковка






Оглавление.
Введение 3-4
Основная часть
§ 1. Самодельный прибор для предсказания изменений погоды 5-6
§ 2. Простейший самодельный барометр 6-7
§ 3. Самодельный гигроскоп – барометр 7-8
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение
Приложение 1 11
Приложение 2 12
Приложение 3 13



















Введение
На уроках физики по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» описываются приборы: барометр - анероид для измерения атмосферного давления и психрометр для измерения влажности воздуха. Значения этих величин связано с погодой. Атмосферное давление и влажность воздуха влияют на самочувствие человека, на его работоспособность. Зная, какой будет погода, можно подготовить свой организм к предстоящим изменениям. Мне захотелось самому изготовить приборы, которые помогли бы предсказывать погоду.
Новизна темы заключается в том, что вопрос об измерении атмосферного давления и влажности воздуха в школьном курсе 7и 8 класса изучается разрозненно и не очень подробно, а эти важные параметры погоды важны для жизнедеятельности человека и организмов . Поэтому, над этой проблемой я решили поработать самостоятельно.
Актуальность темы: умения применять теоретические знания на практике являются одними из основных умений для понимания физики. Работа по самостоятельному изучению нового материала, изготовлению приборов создадут успешность в изучения физики на дальнейших уроках.
Объектом исследований является предсказание погоды с учётом результатов наблюдений
Предмет исследований: показания самодельных приборов об атмосферном давлении и влажности воздуха и их сравнения с показаниями барометра-анероида
Цель работы: изготовить самодельные приборы по предсказанию погоды и пронаблюдать за их работой на практике
Задачи:
описать изготовление приборов для наблюдений за погодой
научиться предсказывать погоду с помощью самодельных приборов.
Гипотеза: если изготовить самодельные приборы в домашних условиях, то можно научиться предсказанию погоды.
Для доказательства гипотезы была изучена следующая литература:
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ: Кн. Для учителя: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990. - познакомились с описаниями некоторых самодельных приборов.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – изучили тему «Испарение и конденсация».
Гуревич В.П. Физика. Химия. 5-6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2000. – узнали о влажности воздуха.
Перышкин В.Н. Физика: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – прочитали об атмосферном давлении и способах его измерения.











Основная часть
§1. Самодельный прибор для предсказания изменений погоды
Для изготовления прибора, предсказывающего погоду, использовали следующее оборудование:
электрическую лампу, вышедшую из строя
сосуд с подкрашенной жидкостью
полиэтиленовую плёнку
ручная дрель
проволочку

Порядок сборки прибора:
в цоколе электрической лампы срезали верхнюю часть
заполнили через отверстие колбу лампы подкрашенной жидкостью до половины
закрыли отверстие полиэтиленовой плёнкой
на цоколь лампы прикрепили проволоку с петлёй для подвешивания прибора на лапку штатива.

Обеспечение техники безопасности при работе с прибором:
При работе с прибором под него устанавливаем коробку с ватой, уложенной по её дну ровным слоем! В этой же коробке храним прибор до его использования!

Принцип действия прибора:
к предстоящему ненастью окружающий воздух охлаждается, в результате охлаждается стеклянное тело лампы;
водяные пары, испаряемые с поверхности воды в лампе, соприкасаясь с её холодным телом, конденсируются,
6
и внутренняя поверхность лампы покрывается капельками воды.
Вывод: капельки воды на внутренних стенках лампы – предвестник скорого наступления ненастья; чистая внутренняя поверхность лампы без капелек воды – признак хорошей, ясной погоды. Этот вывод подтверждается результатами наблюдений за показаниями прибора
Можно изготовить подобный прибор из обычной пластмассовой бутылки из-под газированной воды. Такой прибор будет более удобный в применении, но его изготовление является не таким интересным процессом.

§ 2. Простейший самодельный барометр
Для изготовления простейшего самодельного барометра использовалось оборудование и материалы:
пластмассовая светлая бутылка с крышкой из-под газировки (длиной меньше, чем длина стеклянной трубочки)
стеклянная трубочка длиной 250 - 350 мм с внешним диаметром 2-3 мм, внутренним диаметром 0,2 - 0,8 мм, т.е. с маленьким отверстием и прочными стенками
шило или железный гвоздь для проделывания отверстия в крышке
плоскогубцы с теплоизоляционными ручками
заполненная спиртовка или другой источник тепла
тюбик супер - клея
сосуд с подкрашенной жидкостью

Сборка самодельного барометра:
в крышке с помощью нагретого гвоздя или шила, придерживая их плоскогубцами, делаем отверстие и через него пропускаем трубочку
в бутылку до половины наливаем подкрашенную жидкость


7
закрываем плотно бутылку крышкой с трубочкой так, чтобы конец трубочки не доходил до дна
место соприкосновения трубочки со стенками крышки, крышки со стенками бутылки промазываем клеем для лучшей герметизации

Принцип действия самодельного барометра:
когда давление окружающего воздуха понижается, столбик воды в трубке поднимается вверх (это происходит потому, что давление воздуха над водой в бутылке становится больше атмосферного давления); это значит, что погода изменится – будет дождь, или снег
если же давление окружающего воздуха повышается, то столбик воды в трубочке понижается (это происходит потому, что давление воздуха над водой становится меньше, чем атмосферное давление); это значит, что будет хорошая погода, ясная, тёплая.

Вывод: столбик воды в трубочке повышается – быть ненастью, атмосферное давление понижается; столбик воды в трубочке понижается – быть хорошей погоде, атмосферное давление повышается. Эта закономерность подтвердилась в ходе наблюдений за работой прибора и изменением уровня жидкости в трубочке. Если самодельный барометр снабдить шкалой, проградуированной по показаниям промышленного барометра – анероида, то можно использовать этот прибор не только для наблюдений, но и измерений атмосферного давления и предсказания возможных изменений погоды <Приложение 2>.

§ 3. Самодельный гигроскоп – барометр
Для изготовления прибора гигроскопа, с помощью которого по изменению влажности воздуха можно предсказать изменения погоды, использовались следующие материалы и оборудование:
пластинка из ДСП
8
прозрачная коробка
тонкая медная проволока
еловая шишка
супер - клей
лист бумаги
Порядок сборки прибора:
шишку прикрепляем к пластинке
к чешуйкам прикрепляем стрелку - тонкую проволоку из меди
помещаем пластинку с шишкой в коробку
на одной из сторон укрепляем лист белой бумаги, который будет использоваться при градуировании шкалы прибора.
Принцип действия:
при увеличении влажности чешуйки прижимаются к шишке плотнее, и стрелка опускается, предвещая ненастье;
в сухую погоду чешуйки вместе со стрелкой поднимаются
Вывод: наблюдения за положением стрелки позволяют предсказать ухудшение погоды. Сравнение отмеченных положений стрелки с показаниями барометра-анероида позволяет использовать этот самодельный прибор как гигроскоп-барометр.







9
Заключение
Работа над созданием самодельных приборов доказала, что их можно изготовить и в домашних условиях. Было интересно убедиться в том, что мы можем наблюдать явления природы, предсказывать их изменения. Сформулированная гипотеза доказана.
Изготовленные приборы будут демонстрировались семиклассникам при изучении темы «Измерение атмосферного давления» в конце третьей четверти. Очень надеемся на то, что они заинтересуются результатами и захотят сами с ними проводить наблюдения за погодой. А может быть и изготовить другие приборы для уроков физики.














Список литературы
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ: Кн. Для учителя: из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.
Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
Гуревич В.П. Физика. Химия. 5-6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2000.
Перышкин А.В. Физика: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.













11
Приложение 1.
Самодельный прибор для предсказания изменений погоды






















12
Приложение 2.
Простейший самодельный барометр

























13
Приложение 3.
Самодельный гигроскоп – барометр


15