Коучинг для учителей Диалогическое обучение

Коучинг
Тема коучинга
Как диалогическое обучение влияет на познавательную активность школьников

Цель

-углубить и систематизировать знания учителей школы о диалогическом обучении;

Ожидаемый результат
- учителя понимают сущность диалогического обучения;
- определяют типы бесед по Мерсеру
- применяют методы и приемы диалогического обучения;
- анализируют результаты уроков на основе диалогического обучения;

Ключевые идеи
коучинга
Диалогическое обучение как катализатор познавательной активности школьников.
Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.

Ссылки
Презентация « Влияние диалогического обучения на познавательную активность школьников»
Руководство для учителя

Ресурсы
Интерактивная доска, маркеры, карточки с заданиями, листы А3, маркеры, карточки с теоретическим материалом

Этапы
коучинга
Время
Действия коуча
Действия участников

Вызов

























Осмысление



























Рефлексия














3мин

2мин






5мин








3мин







10мин




10мин



7 мин



10мин










5мин

















Психологический настрой через упражнение «Комплимент»
Организация групп по цвету смайликов на карточках, предварительно розданных учителям
Напоминаю о правилах работы в группах

Проведение упражнения-теста на внимание. Приглашаю 4 участников.3 человека выходят из аудитории. Первому участнику зачитываю небольшой текст и прошу повторить его участнику №2. Участник №2 повторяет то, что он услышал от участника №1
ит.д.
Вывод: так происходит на уроках, когда неэффективно организован учебный процесс.

Организация работы в группах по созданию постера на тему «Диалогическое обучение» на основе имеющихся знаний и умений.
Отслеживаю работу групп
Организация защиты постеров
Комментарии по постерам

Организация просмотра презентации по теме коучинга
(8 слайдов)

Раздаю участникам ресурсы для работы в группе(подготовка и инсценировка различных типов бесед)Темы бесед-дебатов: Нужно ли отменить ЕНТ? Исследовательская беседа: как проводить педсовет школы
Кумулятивная беседа: актуальность моей темы самообразования

Наблюдаю работу коллег
Организация выступления групп
- Определите вид беседы
Комментарии
Формативное оценивание
Организация рефлексии SWOT-анализом
Отзывы на стикекере
Психологический настрой через упражнение «Комплимент»
Деление на группы по цвету смайликов


Чтение правил работы в группе, распределение ролей в группе

Упражнение-тест на внимание








Вывод участников игры. Почему исказилась информация?


Работв в группах по созданию постера на тему «Диалогическое обучение»



Защита постеров

Просмотр презентации




Работа в группах по подготовке и инсценировке различных типов бесед посредством исследовательской беседы.













выступление групп(инсценровка бесед
Слушатели определяют вид беседы



Рефлексия приемом SWOT анализом
Отзывы на стикекере прикрепляют к дереву познания

Ресурсы для коучинга
Памятка для учителя
Диалогическое обучение
Подходы в преподавании, которые поощряют и поддерживают обстоятельные, творческие и побуждающие к размышлениям беседы(ситуациях «учитель-ученик», «ученик-ученик»), можно назвать «диалогическим преподаванием» или диалогическим обучением.

«Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя». Л. Выготский
3 типа беседы по Мерсеру:
А) беседа-дебаты;
Б) кумулятивная беседа;
В) исследовательская беседа.
2 типа вопросов:
А) вопросы низкого порядка (закрытые или буквальные). Они направлены только на запоминание и ответы на них оцениваются как «правильные» или «неправильные».
Б) вопросы высокого порядка. Они направлены на воспитание умения ученика применять, реорганизовывать, пополнять, оценивать и анализировать информацию. (Мерсер).
_______________________________________________________________
Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация.
Обучение, при котором соблюдены паузы и после постановки вопроса, и после получения ответа, достигнет большего эффекта.
Харгривс, Гэлтон: в среднем учитель ждет около 2-х секунд, перед тем ,как либо повторить вопрос, перефразировав и адресовав его другому ученику.

! Увеличение объема времени ожидания с 3до 7 секунд может привести к увеличению следующих параметров:

1.Продолжительность ответов учеников
2.Количество добровольных ответов.
3.Частота вопросов учеников.
4.Количество ответов от наименее способных учеников.
5.Взаимодействие по типу «ученик-ученик»
6.Частота дискуссионных ответов

Беседа-дебаты
Исследовательская беседа
Кумулятивная беседа

1)Существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению
2)Предпринимается небольшое число попыток к объединению ресурсов
3)Общение часто проходит по типу «да, это так!» – «Нет, это не так!»
4)Атмосфера скорее конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество.
1)Каждый предлагает конкретную информацию
2)Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию
3)Участники задают друг другу вопросы
4)Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование является частью основной беседы;
5)Участники группы стремятся достичь согласия(хотя важен не факт достижения согласия, а стремление к нему)
1)Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники
2)Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других
3)Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются.


Как задавать вопросы(советы учителю)
Обучение, при котором соблюдены паузы и после постановки вопроса, и после получения ответа, достигнет большего эффекта для повышения познавательной активности школьников. Уверенно отвечающий ученик – половина успеха учебного процесса.
Исследования:
Харгривс, Гэлтон: в среднем учитель ждет около 2-х секунд, перед тем ,как либо повторить вопрос, перефразировав и адресовав его другому ученику.


Увеличение объема времени ожидания с 3до 7 секунд может привести к увеличению следующих параметров:
1.Продолжительность ответов учеников
2.Количество добровольных ответов.
3.Частота вопросов учеников.
4.Количество ответов от наименее способных учеников.
5.Взаимодействие по типу «ученик-ученик»
6.Частота дискуссионных ответов.

Познавательная активность коллег на коучингах и школьников на уроках при систематическом применении диалогического обучения.
Познавательная активность школьников повышается при наличии хорошо развитых коммуникативных навыков и чувства сопереживания.
Диалог – это совместный процесс познания
Александер: беседа в обучении не является односторонним процессом общения, напротив – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях , и на этой основе обеспечивают динамику обучения ученика.
Мерсер определил диалог как процесс для совместного приобретения знаний или вовлеченность в процесс» обмена мыслями».







Рисунок 115