Конспект урока по химии для 1 класса на тему Химия — наука о веществах.
Разработка уроков в по внеурочной деятельности
«Первые шаги в мире наук »
для 1 класса
Урок 21. Почему идет дождь?
Цели урока: расширить и уточнить представления детей о дожде; объяснить причины его возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.
Оборудование: 1.Мультимедиа проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята сегодня мы должны узнать, почему идёт дождь
Сама природа подсказывает людям, какая будет погода.
Многие из вас знают эти подсказки:
Воробьи сидят напыжившись — к дождю.
Гуси моются — перед дождем.
Вода в реке пенится — к дождю.
Цветы сильно пахнут – дождь близко;
Лягушки расквакались в пруду и вылезли на берег – жди дождя.
А почему идёт дождь?
Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём?
На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж.
Солнце нагревает воду. Она испаряется. Кто знает, что это происходит с водой?
Учитель показывает море, озеро, реку и маленькие капли воды, которые поднимаются вверх.
Учитель. Вода испаряется, то есть становится невидимым и прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Но вот капель уже так много, что они все вместе превращаются в большое темное облако — тучу. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету.
Учитель дорисовывает тучу, а в ней крупные капли. — Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Прошёл дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождём. — Ребята, вам стало понятно, как получается дождь?
Учитель. Что такое туча?
(Туча – это тёмное, густое облако. )
Учитель. Из чего состоит туча?
(Туча состоит из тяжелых капелек воды).
Учитель. Почему капли падают на землю и получается дождь?
(Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)
Учитель. Ребята посмотрите на слайд и ответьте на вопрос, какие бывают дожди?
Обучающиеся рассматривают различные виды дождей и соотносят их с названиями, написанными слева.
Учитель просит отметить те дожди, которые они наблюдали.
Обучающиеся рассматривают картинку слайда и объясняют, почему растения и животные радуются дождю.
IV. Физкультминутка.
Учитель с детьми читает стихотворение-загадку:
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)
Мама зонтик свой берет. (Имитируют движение.)
Почему же? Почему же? (Движения, как в 1-й строке.)
Потому что... (Хором.) Дождь идет!
Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик
Работа в группах.
Практическая работа. Мы делаем облако и дождь.
Опыт №1.
Цель: Показать, как образуются облака и что такое дождь.
Оборудование:
Трехлитровая банка.
Электрический чайник для возможности кипячения воды.
Тонкая металлическая крышка на банку.
Кубики льда.
Ход работы: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.
Зарисовать опыт.
Вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.
Домашнее задание: Повторить опыт(в присутствии родителей), нарисовать рисунки.