РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие креативности у детей дошкольного возраста
На вопрос, что такое личность, трудно дать полный и однозначный ответ. Возможно, известная формула:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» содержит в себе суть дела. Развернуто: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуальная совокупность психических свойств (черт личности), которыми определяются присущие данному человеку мышление и поведение в обществе.
По мнению педагогов, психологов, основы личности закладываются в возрасте до трех лет. Поэтому основная проблема дошкольного образования – формирование всесторонне развитой личности.
Большое количество сложных разноплановых систем, образующих структуру личности, можно сгруппировать в три крупных блока: блок свойств характера, блок моральных норм и духовных ценностей и блок интеллектуальных и творческих способностей.
Дошкольный возраст принято считать наиболее благоприятным периодом для яркого самовыражения, проявления творческих возможностей, развития креативности ребенка, которое во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов и педагогов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу. Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию у них творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Неслучайно сейчас так популярны детские студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, не вызывает сомнений [14: 19].
Развивать креативность ребенка можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.
На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
В четыре-пять лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же "дочки-матери" или войну, педагог должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты, принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру [1: 16].
Кроме того, для развития творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [9; 10], О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксой [3].
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми [8: 73].
Несмотря на большой интерес психологов и педагогов к проблеме детского творчества, вопросов в этой области у исследователей пока больше, чем ответов [12: 112].
Так, например, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что креативность, в отличие, например, от интеллекта, в большей мере зависит от средовых, чем от генотипических факторов. Правда, при этом возникает другой вопрос: какие из средовых факторов оказывают наиболее действенное влияние?
В прежние времена советские психологи, рассматривая проблему развития творческих способностей, исходили из того, что они, как и любые другие, в деятельности проявляются и в деятельности формируются. Само творчество, что совершенно очевидно, – не деятельность. Утверждение, высказанное еще Л.С. Выготским, что природа творчества едина [2: 23], должно было подтолкнуть исследователей к мысли о том, что существуют особые творческие способности, или творческая одаренность. Но тогда надо было бы признать, что способность к творчеству есть, а соответствующей ей деятельности нет, что в ту пору было совершенно невозможно. Впоследствии рассмотрения проблемы креативности через призму творческой одаренности можно сделать заключение, что самый эффективный способ ее развития вовсе не самостоятельное участие в какой-либо деятельности, а наличие в окружении ребенка человека, который служил бы «моделью», «образцом» творческой деятельности.
Педагогу необходимо помнить о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности. Это подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. В качестве образца творческого поведения для ребенка могут выступать не только родители (или один из родителей), но и другие взрослые (педагоги, друзья семьи и др.). Особенно эффективно, если таким образцом является «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители [13: 2].
Нельзя не обратить внимания и на то, что понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению о творчестве как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, отрицающий старые шаблонные способы решения. Вероятно, роль внешнего социального образца творчества в становлении и развитии детской креативности состоит в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому.
Выходит, что для того чтобы ребенок развивался как творческая личность, недостаточно убрать барьеры и снять контроль сознания, недостаточно просто включить его в деятельность, требующую проявления креативности, нужно добиться того, чтобы структура сознания стала иной: необходим, как ни парадоксально это звучит, позитивный образец творческого поведения [13: 3].
Почему так важно помогать малышу с раннего возраста проявлять и развивать свои творческие способности?
Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивидуальности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру. Во-вторых, творческие способности необходимы именно в современном, так быстро меняющемся мире. Они позволяют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой – дают возможность самому активно изменять этот мир.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения [6: 65].
Литература
1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 429 с.
3. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. – М.: Знание, 1994. – 157 с.
4. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1998. – 128 с.
5. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических ВУЗов / В.М. Кроль – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 325 с.: ил.
6. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – 156 с.
7. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником / И.Н. Мурашковская. – Рига: Эксперимент, 1994. – 368 с.
8. Нестеренко А.А. Страна сказок / А.А. Нестеренко. – Ростов-на-Дону: Издательство Российского Университета, 1992. – 232 с.
9. Никитин Б. Мы, наши дети и внуки / Б. Никитин, Л. Никитина. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 438 с.
10. Никитин Б. Развивающие игры / Б. Никитин. – М.: Знание, 1994. – 203 с.
11. Куревина О.А. Развитие творческих способностей дошкольника / О.А. Куревина. – Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. Мочалова О. Жизненная стратегия творческой личности / О.Мочалова. – Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. Савенков А. Психология научения через наблюдение и развитие креативности ребенка / А. Савенков. – Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 18-25.
15. Крылов А.М. Школа творческой личности / А.М. Крылов // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 29-33.
13PAGE 15