Методический материал по теме: Деятельность педагога-организатора по формированию креативности у суворовцев
Московское суворовское военное училище МО РФ
Методическая разработка по теме:
«Деятельность педагога-организатора по формированию креативности у суворовцев на примере 6 учебного курса»
Выполнила: Колегаева О.Н.
Педагог-организатор 6 учебного курса
Москва,
2014
Введение
Актуальность данной темы определяется новыми целевыми ориентирами в системе образования, нашедшими отражение в федеральных документах нормативного и рекомендательного характера (Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Указ Президента России «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», программа развития училища до 2020 года и др.).Данные документы определяют единый подход к пониманию проблемы одаренности, креативности. У ФГОС есть новые требования к результатам образования. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи.Развитие и проявление творческих способностей возможно только последовательным формированием, а фактически непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду.Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности суворовца, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.Училище должно сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь воспитанник сумел сделать выбор, сумел научиться свободно, проявлять свою волю, раскрыться как творческая личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать воспитанника так, чтобы училище стала для него вторым домом.
Понятие развития креативности
Способности – одно из наиболее общих психологических понятий.Творческая деятельность, как и всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций. То есть творчество психически сложный процесс. Определяя творческую деятельность по продукту – создание нового, можно сказать, что творческая деятельность – это деятельность, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей.Она предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальность.Соответственно и творческая деятельность воспитанников есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта. Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.Творчество тесно связано со свойствами личности, среди которых указывают способности. Развитие креативности, как пишет В.Н. Дружинин, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (независимость, мотивация, самоактуализация) и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности). Основываясь на исследованиях Д.Б. Богоявленской и А.М. Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний), можно утверждать: креативность как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает взаимодействие через определенный комплекс условий микросреды.Среда, в которой креативность могла актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной много вариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; много вариативность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результата.
Таким образом, креативность - творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор.
Формирование креативности на примере 6 учебного курса
С точки зрения педагогики «все дети талантливы», но некоторые получают развитие, а некоторые нет. Опираясь на ФГОС, очень важно, что задача педагога выявить таланты и создать условия для дальнейшего развития талантливых воспитанников. Каким же образом педагог может создать условие для развития и формирования креативности у суворовцев. Это и индивидуальная работа с суворовцами, и постановка культурно-массовых работы, которая позволяет раскрыться талантливым суворовцам в различных сферах искусства, и организация участия суворовцев в деятельности на занятиях в общеобразовательных предметах. Креативность как предоставление возможности явления жизни, манеры поведения, создания более широкого спектра возможностей объекта, то есть работа над индивидуальностью воспитанника. Креативность позволяет одно и тоже действие домысливать.
Дополнительное образование в училище по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности суворовца, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. Система дополнительного образования суворовцев создает равные «стартовые» возможности каждому воспитаннику, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности суворовцев и их родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной, креативной личности, способной к преобразующей деятельности. Перед системой дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого суворовца.
Затрагивая вопрос о формирование креативных качеств, стоит сказать о каких качествах вообще идет речь. А речь идет о формировании деловых качеств, умение прессовать время, общение с товарищами, родителями, овладение приемами эффективной учебной деятельности, вопросы общего воспитания и культуры.
В чем же суворовцы могут проявить креативность? Креативность формируется в обычной, повседневной воспитательной работе в процессе наделения воспитанника, например общественными работами, праздновании Дня именинника, поздравление товарищей с получением паспорта, в оригинальных подходах к поздравлению как постоянная тема деятельности актива в роте.
Отличительный признак творческой деятельности воспитанников - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» суворовца может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке воспитателя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время воспитанник может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют суворовцы.
Воспитатель, стремящийся к развитию креативности воспитанников, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества воспитанников во взводе, роте, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.
Таким образом, можно выделить следующий компонентный состав креативных способностей суворовцев:
- творческое мышление;
- творческое воображение;
- применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.
Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:
- рассмотрение креативности как свойства всей личности;
- понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления, как способности, как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой.
В заключение хочется сказать, что в настоящее время в практике работы МСВУ используются разнообразные психолого-педагогические методики формирования и развития творческого потенциала воспитанников и креативных свойств личности. Развитие креативности дидактическими средствами должно осуществляться целенаправленно, систематически и поэтапно, с учетом возрастных особенностей суворовцев и особенностей содержания работы.
В настоящее время глобальной целью формирования креативности в воспитательном процессе считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно работа, организованная на основе заданий коммуникативного характера, а также использование всех необходимых для этого заданий и приемов является отличительной особенностью формирования креативности. При таком подходе создаются положительные условия для активного, свободного, творческого развития личности в деятельности. Так же хочется отметить, что проводимая работа в роте позволяет судить о том, что некоторая часть воспитателей, не уделяет этому достаточного внимания, и поэтому некоторый % суворовцев остается замкнутым, и с ними требуется дополнительная индивидуальная работа.