Практикум по теме «Универсальные учебные действия: условия формирования и контроль»
«УУД: условия формирования и контроль»
Цель: Раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.Задачи:
продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
научить определять и находить универсальные учебные действия;
создать условия для активного взаимодействия участников между собой;
организовать рефлексию с целью определения его результативности;
Форма проведения: практикум.
Давайте познакомимся Дорогие коллеги!Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего района! Пора начинать наше новое путешествие - в мир Универсальных учебных действий!Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. А заодно на практике освоим такие технологии, используемые в рамках формирования универсальных учебных действий, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д. Работу в группах начнём с распределения ролей.Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!Четвертая роль – это человек, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.Каждая команда в ходе практикума будет детально работать как над вопросами формирования универсальных учебных действий в целом.После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между командами. Кроме того, командам предстоит объединиться и создать единый итоговый продукт.1. Постановка проблемыШкола сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. - Работая в группах, определите, о каких способах идёт речь? Сформулируйте тему мастер-класса, цель и задачи, которые будут решаться.
2. Такие разные Универсальные учебные действияИтак, пора приступать к активным действиям. Каждая из команд будет рассматривать один из видов универсальных учебных действий. В конверте лежат карточки. Выберите одну из них и прочитайте, с каким действием вы будете работать.команда - личностные универсальные учебные действиякоманда - регулятивные универсальные учебные действиякоманда - познавательные универсальные учебные действиякоманда - коммуникативные универсальные учебные действия3. Учимся определять и находить УУД. Типы заданий по УМК С. Львовой.Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.
Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать задания учебника русского языка.4. Презентация выполненных заданий.Какие же интересные уроки преподносит нам жизнь вне школы, мы узнаем из выступлений группы? Какие места обучения выбраны и почему? Какие же универсальные действия сформировала? - Какие универсальные действия сформированы у вас? (прикрепляю магниты:)Умеют взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли5. Как сформировать и отследить Универсальные учебные действия?- Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.
Но как? А вот это вместе нам и предстоит открыть.Для дальнейшей работы:1. Внесите ваш вклад в заполнение коллективной таблицы, где около предлагаемого результата необходимо представить возможные способы развития в учебной и внеучебной деятельности. Необязательно заполнять каждый лист - вписываете там, где вы можете предложить идеи. В помощь вам предложенные программы. Таблица "Новые образовательные результаты"2. Все группы составляют памятку для учителя, как можно развивать универсальные учебные действия рассматриваемого вами вида. (Приложение ) 6. Моделирование
7. Рефлексия
- Отметьте в карточке с помощью стикера свое мнение о проведенном мероприятии
1. чемодан - возьму для дальнейшей работы, есть над чем поразмыслить;
2. мясорубка – надо проработать, возьму на заметку;
3. корзина – отправлю в долгий ящик.
Вот и закончился наш практикум. Каким он вам показался? Мы вместе двигались по сложной, но очень интересной дороге УУД. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
И вместе мы многое сможем достичь! Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?
15