Практикум по теме «Универсальные учебные действия: условия формирования и контроль»

«УУД: условия формирования и контроль»
Цель: Раскрыть возможности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка. Задачи:
продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
научить определять и находить универсальные учебные действия;
создать условия для активного взаимодействия участников между собой;
организовать рефлексию с целью определения его результативности;
Форма проведения: практикум.
Давайте познакомимся Дорогие коллеги! Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего района! Пора начинать наше новое путешествие - в мир Универсальных учебных действий! Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. А заодно на практике освоим такие технологии, используемые в рамках формирования универсальных учебных действий, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д. Работу в группах начнём с распределения ролей. Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы. Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы, Третья роль – спикер группы, тот, кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое! Четвертая роль – это человек, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат. Каждая команда в ходе практикума будет детально работать как над вопросами формирования универсальных учебных действий в целом. После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд, обмен опытом между командами. Кроме того, командам предстоит объединиться и создать единый итоговый продукт. 1. Постановка проблемы Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.  - Работая в группах, определите, о каких способах идёт речь? Сформулируйте тему мастер-класса, цель и задачи, которые будут решаться.
2. Такие разные Универсальные учебные действия Итак, пора приступать к активным действиям. Каждая из команд будет рассматривать один из видов универсальных учебных действий. В конверте лежат карточки. Выберите одну из них и прочитайте, с каким действием вы будете работать. команда - личностные универсальные учебные действия команда - регулятивные универсальные учебные действия команда - познавательные универсальные учебные действия команда - коммуникативные универсальные учебные действия 3. Учимся определять и находить УУД. Типы заданий по УМК С. Львовой. Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.
Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому. Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать задания учебника русского языка. 4. Презентация выполненных заданий. Какие же интересные уроки преподносит нам жизнь вне школы, мы узнаем из выступлений группы? Какие места обучения выбраны и почему? Какие же универсальные действия сформировала? - Какие универсальные действия сформированы у вас? (прикрепляю магниты:) Умеют взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли 5. Как сформировать и отследить Универсальные учебные действия? - Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями! Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.
Но как? А вот это вместе нам и предстоит открыть. Для дальнейшей работы: 1. Внесите ваш вклад в заполнение коллективной таблицы, где около предлагаемого результата необходимо представить возможные способы развития в учебной и внеучебной деятельности. Необязательно заполнять каждый лист - вписываете там, где вы можете предложить идеи. В помощь вам предложенные программы. Таблица "Новые образовательные результаты" 2. Все группы составляют памятку для учителя, как можно развивать универсальные учебные действия рассматриваемого вами вида. (Приложение ) 6. Моделирование
7. Рефлексия
- Отметьте в карточке с помощью стикера свое мнение о проведенном мероприятии
1. чемодан - возьму для дальнейшей работы, есть над чем поразмыслить;
2. мясорубка – надо проработать, возьму на заметку;
3. корзина – отправлю в долгий ящик.
Вот и закончился наш практикум. Каким он вам показался? Мы вместе двигались по сложной, но очень интересной дороге УУД. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

И вместе мы многое сможем достичь! Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

15