Урока математики по теме: «Решение задач изученных видов» в 4-м классе
Технологическая карта урока математики в 4 "А" классе. (4урок)
Тема: Повторение. Решение задач.Учебник: Математика 4 класс (часть 2).
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Цели: закрепить умение решать простые и составные задачи, развивать логическое мышление, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1)Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
2)Умение осуществлять логическое действие «синтез».
3)Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
4)Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5)Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6)Умение устанавливать аналогии.
7)Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
8)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
9)Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
10)Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11)Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12)Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
13)Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14)Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15)Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16)Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17)Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Регулятивные УУД
1)Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2)Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3)Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
4)Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
5)Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
6)Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
7)Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8)Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Коммуникативные УУД
1)Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
2)Умение формулировать точку зрения
3)Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
4)Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
5)Умение определить общую цель и пути её достижения
6)Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
7)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
8)Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
9)Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
Применительно к уроку:
Познавательные: П- 5, 10, 13, 12, 3, 15
Регулятивные: Р - 2, 6, 4, 3, 8.
Коммуникативные: К - 1, 3
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Мотивационный этап Проверка рабочих мест
Дыхательная гимнастика:
-Наберите воздух в легкие и представьте, что задуваете свечу и все преграды на своем пути. II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -Послушайте аудиозапись одного произведения, определите название и автора.
(Звучит аудиозапись Н.Носова "Федина задача")
-Как называется рассказ?
-Кто автор рассказа?
- Какова главная мысль этого рассказа?
-Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Слущают аудиозапись
Отвечают
Формулируют цель урока. П - 5, 10, 13
Р - 2
III. Актуализация знаний
III. I.Математический диктант (решение простых задач)
Задание : прочитайте задачи и запишите их решение.
1) У Коли несколько тетрадей. Когда ему купили ещё 3 тетради, у него стало 12 тетрадей. Сколько тетрадей было у Коли сначала?
2) В первом мешке 25 кг картофеля, а во втором на 6 кг больше. Сколько кг картофеля во втором мешке?
3) В Сашиной коллекции 28 значков по теме "Спорт". Ко дню рождения ему подарили ещё 6 таких значков. сколько значков стало у Саши?
4) В прошлом году в питомнике вырастили 2560 саженцев яблони. Это было на 100 штук больше, чем в этом. Сколько саженцев яблони вырастили в питомнике в этом году?
5) На дневной сеанс в кинотеатре было продано только 75 билетов, а на вечерний сеанс 300 билетов. На сколько больше билетов было продано на вечерний сеанс, чем на дневной?6) Билет до станции "Полевая" стоит 14 рублей. сколько надо заплатить за 6 таких билетов?
7) Дедушке 72 года. Он в 12 раз старше внука. Сколько лет внуку?
8) На месте старого дома, в котором было только 8 квартир, построили новый. в котором 64 квартиры. Во сколько раз больше квартир в новом доме. чем в старом?
9) В телевизионной игре одна женщина выиграла 25000 рублей. По правилам игры десятую часть своего выигрыша она подарила детской больнице. Сколько рублей она подарила детской больнице?
- Проверим правильность выполнения задания
- Оцените свою работу.
Критерии отметок:
"5" - без ошибок
"4" - 1-2- ошибки
"3" -3-4- ошибки
"2" - 5 и более ошибок
- Кто справился на 5? 4? 3? 2?
- Как называются задачи, которые мы решали?
- Какие из задач были сформулированы в косвенной форме?
- В каких задачах можно изменить вопрос, чтобы она стала составной?
ФИЗМИНУТКА (электронная для глаз) Решают задачи самостоятельно
1) 12 - 3 = 9 (т.) было у Коли
2) 25 + 6 = 31 (кг) во втором мешке
3) 28 + 6 = 34 (зн.) стало у Саши
4) 2560 -100 = 2460 (с.) в этом году
5) 300 - 75 = 225 (б.) больше на вечерний сеанс
6) 14 . 6 = 84 (руб.) за 6 билетов
7) 72 : 12 = 6 (лет) внуку
8) 64 : 8 = 8 (раз) больше квартир в новом доме.
9) 25000 : 10 = 2500 (руб.) подарила детской больнице.
Проверяют, оценивают свою работу.
Отвечают
Отвечают: простые
Отвечают: 4, 7 задачи
Отвечают, изменяют вопрос во 2, 4, 9 задачах
Выполняют физминуткуП - 12
Р-6
П - 3, 15
IV. Обобщение и систематизация знаний
IV. I.Решение составных задач
- Продолжим работу над задачами
Длина прямоугольного поля 500 м, а ширина на 220 м меньше. Седьмая часть этого поля занята овсом, одна вторая часть - пшеницей, а остальная площадь - рожью. Сколько гектаров занимает рожь?
Работа над задачей:
- Прочитайте задачу.
- Прочитайте условие. Вопрос.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Что необходимо узнать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?
- Составим к задаче схематическую запись.
- Составьте план решения этой задачи.
- Запишите решение по действиям.
- Как проверить правильность решения этой задачи?
С аэродрома одновременно поднялись два вертолёта, которые полетели в противоположных направлениях Один летел со скоростью 240 км/ч, а другой -180 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут вертолёты через 3 часа?
Учитель задаёт вопросы по содержанию задачи.
- Как удобнее записать краткую запись задачи?
- Составьте чертеж.
- Запишите решение задачи с вопросами к каждому действию.
-Как можно было решить задачу по-другому?
- Какой способ рациональнее? Почему? Отвечаю на вопросы учителя
Один ученик составляет у доски, остальные работают в тетради.
Записывают решение с комментированием.
Проверяют правильность решения задачи.
Отвечают на вопросы
Отвечают: в виде чертежа
Один ученик у доски, остальные в тетради.
Записывают решение с вопросами.
Отвечают : 240 . 3 + 180 .3 = 1260(км) П - 12, 15
К-2
П - 12, 15
К-3
V. Применение знаний в новой ситуации
V. I. Составление обратных задач
- Составьте обратную задачу к предыдущей.
- Какой вопрос может быть в обратных задачах?
- Составьте схему к задаче.
- Запишите решение и ответ задачи.
- Проверим правильность выполнения задания
Отвечают
Составляют схему
Записывают решение
Проверяют П - 15
К - 1
VI. Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок Задача (1 вариант), (2 вариант)
В питомнике вырастили 25700 саженцев деревьев:
Саженцев яблони -8580, что на 4210 меньше, чем саженцев вишни, а остальные - саженцы сливы. Сколько саженцев слив было выращено в питомнике?
В магазин привезли 11400 обложек для тетрадей. Через неделю в магазине осталось две десятых части привезенных обложек. Сколько обложек продали в течение недели?
- Проверим правильность решения задач.
- Кто справился с задачей?
- Какие были трудности?
Решают задачи самостоятельно, 2 ученика работают у доски.
Проверяют
Отвечают П - 12
Р - 4
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Олег проехал на мотороллере 100 км за 3 ч. За сколько часов он проедет с той же скорость 200 км?
Два одинаковых насоса выкачивали из подвала воду: первый работал 12 минут, второй 18 мин., и он выкачал на 4320 л воды больше, чем первый. Сколько литров воды выкачал каждый насос? Записывают д/з, выбирают задачу Р-3
VII. Рефлексия Оценивают свою работу. Р - 8