Урок по познанию мира для 3 класса Методы исследования природы.Наблюдение. Использование математики при проведении исследований природы


Класс 3 А, СОШ №7, город Уральск, Республика Казахстан
Ф.И.О. учителя Немич Валентина Юрьевна
Дата: 26 октября 2016года
Предмет:: Познание мира
Тема урока: Методы исследования природы. Наблюдение. Использование математики при проведении исследований природы.
Тип урока: Изучение нового материала
Общие цели и задачи: расширить знания учащихся о методах изучения природы, научить применять теоретические знания на практике;
развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;
прививать практические навыки логического мышления, коммуникативного общении;.
обеспечить понимание особенностей проведения опыта, как очень действенного метода восприятия явлений природы и ее объектов.
Планируемые результаты: - закрепить знания о методах изучения природы, научить применять теоретические знания на практике
- уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;
- научиться проводить опыты.
Межпредметные: Познавательные: 
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
 умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные: 
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.
Регулятивные:
 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ресурсы: Познание мира 3 класс. Авторы К.Жунусова, Н.Жапанбаева, под редакцией Алматы «Атамура», 2014
Календарь природы, фотографии осени, стикеры сердечки, тема урока, кружочки, исследователь фото.
Оргмомент
Психологический настрой
-Добрый утро, всем гостям и учащимся, которые пришли к нам на урок. Ребята как вы сегодня прекрасно выглядите, подтянуты и элегантны. Садитесь. А сейчас, давайте используем прием «Я желаю». Перед каждым из вас лежит стикер. Вы должны написать своему соседу по парте пожелание на сегодняшний урок. Кто хочет сказать, что вам пожелали? А можем мы все это пожелать нашим гостям?
3. Минутка календаря
Слайд 1. Осень
(звучит музыка из кинофильма «Служебный роман» У природы нет плохой погоды).
Выходит ученица и поет 1 куплет песни «У природы нет плохой погоды» Лиза
У природы нет плохой погоды -Каждая погода благодать.Дождь ли снег - любое время годаНадо благодарно принимать,- Прогноз погоды на сегодня.
- Дильназ, скажи какая была погода в октябре?
Весна, осень – погод восемь. Почему так говорят?
- Рома, что обозначает сегодняшний день 26 октября по народному календарю.
26 октября устраивали большой Банный день.
 В этот день принято было париться с лечебными травами. Считалось, что вся хворь и болезни выйдут и всю зиму человек болеть не будет.
Ксюша, почему осенняя погода обманчива?
Потому что кажется, что еще тепло. Но на самом деле дует уже прохладный ветерок и погода обманчива. Можно легко заболеть. Надо одеваться по погоде.
На протяжении тысяч лет люди наблюдали за погодой и делали выводы. Так же как и мы с вами на минутке календаря.
Формирование новых знаний и умений. Мозговой штурм
Слайд 2. Слова Гете
Великий немецкий поэт Гёте сказал: «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Как вы понимаете эти слова?
(на доске слово СЛЕД).
-Ребята, образуйте однокоренные слова (следопыт, следствие, слежка, исследование).
-Какое из предложенных вами слов подойдет к познанию мира? Почему?
(Исследование-это поиск истины, познание неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека).
-Как называется человек, который занимается исследованием? (исследователь)
-Какими качествами он должен обладать?
Слайд 3 (наблюдательный, ответственный, внимательный, любознательный, грамотный).
-А что должен уметь исследователь?
Слайд 4. Уметь: Наблюдать
Задавать вопросы
Работать с литературой
Отбирать нужный материал
- Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
Слайд 5. « Тема урока»
4. Тема урока. Цели.
Тема урока на доске. «Методы исследования природы. Наблюдение. Использование математики при проведении исследований природы».
- Мы узнаем, как можно исследовать природу и как можно использовать математику при изучении природы.  
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человечеству уже известно много из того, как устроен животный и растительный мир. Вопрос о том, чтобы суметь распорядиться этими знаниями во благо и человеку, и природе, т. е. выступать не против нее, а сообща с ней. И если мы не способны найти ответ сами, может, стоит посоветоваться с природой и понаблюдать за ней?
Видеоролик о природе.
5.Групповая работа.
А сейчас ребята отгадайте загадки.
Конверт №1
Загадки
Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез.
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной!
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдёт – гвоздь упадёт.
В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
Кинешь в речку – не тонет. Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать, – станет кверху летать.
Как человек придумывает загадки?
Сценка о жизни животных Птица, Рыба, Змея (на трех языках)
- Я – ласточка. Я – очень красивая. Я питаюсь комарами и мошками. Наблюдая за нами птицами, человек придумал самолет.
- Я- Дельфин. Я – плаваю глубоко в морях и океанах. Наблюдая за мной , человек придумал подводную лодку.
- Я – Змея. Я могу быстро передвигаться по суше. Наблюдая за мной, человек придумал поезд.
Вопрос:Так как использует человек свои наблюдения для облегчения своей жизни?
Какие способы изучения природы вам знакомы?
Новая тема
Слайд 6 Способы изучения природы. Наблюдение. Опыт. Измерение.
Слайд 7. Наблюдение – это метод изучения природы, при котором просто рассматривают, изучают природу, не вмешиваясь в естественный ход событий.
Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Наши предки наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы. Эти наблюдения дошли к нам через много лет в виде примет, предсказаний.
Слайд 8 .Эксперимент (опыт) - это воспроизведение в лабораторных условиях того или иного природного явления. Это наиболее сложный метод познания природы. Но наблюдений в природе не всегда бывает достаточно.
При проведении опыта человек повторяет, воспроизводит в лаборатории то или иное природное явление. При этом он внимательно следит за тем, как оно происходит. Если необходимо, исследователь повторяет один и тот же опыт много раз.
Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.
Слайд 9. Измерение – это метод изучения природы, при котором изучаемый объект исследуется при помощи измерительных приборов.
при помощи часов, весов, линейки, градусника и т.д.
Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников и т.д.
Слайд 10. Всегда для наблюдений, опытов и измерений выбирают объект, ставят цель, для чего все это проводится, составляют план, как это будет проходить, и закладывают время, когда и сколько это будет длиться.
Групповая работа
Конверт №3 Опыт. Исследование.
Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
Задание 2-й группе. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой – кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 4-ой группе. Налейте в один стакан воды, в другой стакан молоко. Положите в оба стакана ложки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 5-ой группе. Нарежьте тонкие полоски из алюминиевой фольги. Расчеши волосы расческой. Поднеси расческу к алюминиевым полоскам. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Сделайте вывод
7. Физминутка
8. Групповая работа
Конверт №5 Измерение.
Задание 1-й группе. Проведите измерение объема воды, используя мерный стакан.
Задание 2-й группе. Проведите измерения длины и ширины стола с помощью измерительной ленты.
Задание 3-й группе. Проведите измерение температуры тела с помощью градусника.
Задание 4-й группе. Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.
Задание 5-ой группе. Проведите измерения пульса с помощью секундомера.
9. Работа с учебником
(чтение стр.54-60)
Конверт №5
*Групповая работа Заполнить таблицу
Схема «Основные методы изучения природы»
Наблюдение Эксперимент, или опыт Измерение
Наблюдали Проводили опыт Измеряли
Поняли, что Поняли, что Поняли, что
10. Закрепление пройденного материала.
*Тест Да, нет (цветные кружочки)
- Правда ли, что метод наблюдения сильно отличается от эксперимента?
-Правда ли, что математика не нужна при изучении природы?
-Правда ли, что люди наблюдая за природой, записывали приметы погоды?
- Правда ли, что при наблюдении не нужна цель?
11. Рефлексия. Рефлексивный прием «Гномик». Перед учащимися лежат 2 картинки гномиков: веселый и грустный. Каждый ученик выбирает того гномика, который отражает их впечатление о проведенном уроке. Гномика прикрепляют к тетради.

Отчего ваши гномики довольные?
Гномы помогут вам быть внимательными и наблюдательными. Когда вы будете на них смотреть вы будете вспоминать наш урок.
12. Итог урока. Что изучали на уроке? Что поняли? Сделайте вывод. Каким должен быть исследователь? Нам сегодня это удалось?
13. Самооценивание (Заполнение анкет). Оценивание учителя.
Лист оценивания  на уроке
Номер группы____________________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе?
 А. Да, все работали одинаково.
 Б. Нет, работал только один.
 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
 А. Работали дружно, ссор не было.
 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
 А. Да, все получилось хорошо.
 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
 В. Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь свою цифру кружком
        0    1   2   3   4    5   6   7   8   9   10
14. Домашнее творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение).