Театрализованная игра, как средство творческой активности младшего школьника
ГБОУ СПО « ЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Студентка школьного отделения
Ш- 41 группы
Жолонко Людмила Александровна
ТЕМА: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Выпускная квалификационная работа
(практического характера)
научный руководитель
преподаватель педагогики:
Орел Инна Александровна
Ейск
2013 г
Оглавление:
.
Введение......
Глава 1. Состояние проблемы в научно- методической литературе.
1.1.Понятие театрализованной игры и ее роль в формировании личности ребенка
1.2.Театрализованная игра – стимул для развития детского творчества 1.3.Дополнительное образование - пространство развития творческой активности и самодеятельности ребенка
Глава 2. Театрализованная игра как средство развития творческой активности младшего школьника
2.1. Программа кружка «Творчество» Этюды и упражнения.
Заключение.
Список литературы
Введение
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.[7]
Театрализованная игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе театрализованные игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют театрализованные игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.[17]
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких театрализованных играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе и сущности театрализованной игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.[10,17].
Разные подходы к детской театрализованной игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.)
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.[12]
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в театрализованной игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».[23,25]
Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии театрализованной игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Театрализованная игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: Выявить эффективность воздействия театрализованной игры на развитие творческого потенциала младшего школьника.
Объект исследования – процесс развития творческой активности младшего школьника.
Предмет исследования – театральная игра, как средство развития творческой активности младшего школьника. Исходя, из этого можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:
развитие творческого начала младших школьников средствами театрализованной игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
изучение специальной литературы по данной проблеме;
характеристика современного состояния применения театрализованной игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся начальных классов;
проанализировать основные ценности и функции дополнительного образования;
подобрать ряд материалов, которые помогли бы развивать творчество младших школьников.
В исследовании использовались следующие методы:
теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
анализ литературы, анализ базовых понятий исследования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений..
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение театрализованной игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована для развития творческой деятельности. педагогами дополнительного образования, студентами СУЗОВ, ВУЗОВ.
Научная новизна: расширить теоретические представления о возможном использовании театрализованной игры для развития творческих способностей младшего школьника.
Глава 1. Состояние проблемы в научно- методической литературе.
1.1 Понятие театрализованной игры и ее роль в формировании личности ребенка.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу»
А.С.Макаренко.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.[12,13]
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?[10,25]
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.[12]
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.[12,23]
Некоторые психологи и педагоги, работающие с «особыми» детьми, говорят о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и его общее развитие.[8]
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно прослушать произведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.[8]
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. [7,9]
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.[17]
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.[21]
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.[22]
В последние годы в дошкольных учреждениях появлялись куклы, устроенные по принципу марионетки.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.[21]
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.[12]
Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного представления поможет в некоторой мере решить эту проблему.
Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания.[22]
Хочу отметить, что такое всестороннее влияние на развитие основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание и т.д.), совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры, является коррекционно-развивающим в работе с «особыми» детьми. Ведь, умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. Подтолкнуть его к добровольному участию в игре, выполнению задач, поставленных ею, а, следовательно, и к развитию в ней.[8,9]
1.2. Театрализованная игра – стимул для развития детского творчества.
Если же говорить о детях, нормально развивающихся, способных в большей мере и с большей продуктивностью усвоить воздействие и пользу театрализованной игры, то стимуляция их всестороннего развития происходит с большим эффектом.[7]
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.[9] Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.[7]
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку по памяти.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть.[17] В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении. [12]
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа. [7]
«Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегося дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в качестве зрителя.[8] Существуют адаптированные сказки для «особых» детей, не перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем, эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым» ребенком.
Даже, если «особый» ребенок является только зрителем, сказка, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышает речевую активность таких детей. Как показал опыт, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: - «Ам» – съела Колобка Лиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.[9]
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем, мне кажется, что здесь очень важным является подбор инсценируемого произведения, который должен учитывать особенности детей - участников и зрителей, чтобы не вызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить, что некоторым «особым» детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е. выразить свое состояние с помощью мимики, особенно это касается детей с ДЦП, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови.[10]
Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.[8]
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей. [12]
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.[25]
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).[18]
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.[13]
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.[17,25]
1.3. Дополнительное образование- пространство развития активности и самодеятельности ребенка.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.[8]
Можно согласиться со специалистами, которые относят дополнительное образование к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребёнка. При этом некоторые полагают, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания (А.В. Мудрик). Дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г. Асмолов).
Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:
Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности. Речь идёт о возможности выбора направления деятельности (художественной, технической, спортивной, экологической и др.), темпов продвижения ребёнка по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка.В дополнительном образовании предмет или сфера деятельности «приближается» к ребёнку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребёнка включиться ту или в иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка. Дополнительное образование позволяет ребёнку «найти себя», понять, в чём заключаются его интересы, в какой сфере лежат его пристрастия и увлечения.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса, т.е. вовлечение детей в практическое освоение разных образовательных областей. .
Выделяют следующие функции дополнительного образования:
- целостно-ориентационная, направленная на освоение ребёнком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, умения вести диалог;
- социально-адаптационная, обеспечивающая ребёнку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
- психотерапевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребёнок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неудачи в школе;
- профориентационная, позволяющая подрастающему человеку достаточно рано получить представление о мире профессий, усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности, снизить риск неверного определения своего профессионального пути;
- рекреационная, восполняющая психофизические силы человека, способствующая восстановлению творческой и социальной активности, помогающая организации содержательного досуга;
- культурообразующая, способствующая активному включению ребёнка в самые разные пласты культуры (национальной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения. Ценности, составляющие суть дополнительного образования, могут войти в реальную педагогическую практику при соблюдении ряда условий психолого-педагогического характера. [9]
Среди таких ценностей наиболее значимыми являются следующие:
Доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью. Содержание образовательного материала должно быть в первую очередь ориентировано не на увеличение объёма информации, а на дальнейшее совершенствование способностей ребёнка приобретать знания.
Доминирование собственной исследовательской практики ребёнка над репродуктивным усвоением знаний. Данный принцип на уровне здравого смысла представляется простым и понятным, однако, в реальной практике традиция подражания ученика учителю, следование за ним не всегда рефлексируется, а поэтому не проблематизуется с точки зрения развития творческого потенциала ребёнка;
Ориентация на интеллектуальную инициативу ребёнка. Понятие «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребёнком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне, либо с другой стороны.
Паритет заданий открытого и закрытого типа. Задачи «открытого типа» - это задачи, допускающие возможность существования множества правильных ответов. Задачи «закрытого типа» предполагают действия по заранее заданной логике (алгоритму), а потому имеющие только один, как правило, выводимый из самих условий, ответ. Очевидно, что открытые задачи наиболее эффективны при развитии альтернативного, отступающего от жёсткой формальной логики, мышления.
Гибкость в переструктурировании содержания деятельности в соответствии с динамикой познавательных потребностей детей. В условиях, когда ребёнок проявляет высокую избирательность и активность по отношению к какому-либо определённому предмету деятельности, педагог должен быть готов к работе в режиме диалога, что помогает ему, не разрушая логики образовательного процесса, его адекватным индивидуальным потребностям конкретного ребёнка.
Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности. Снятие стереотипа о непременно должном, обязательном следовании норме, требованию, стандарту за счёт повышения способности ребёнка критически (не критикантски!) относиться к внешней заданности, выстраивать собственную аргументацию как основу собственной позиции.
Формирование способности ребёнка к самореабилитации в процессе оценки собственных идей. С развитием рефлексии и у ребёнка возникает повышенная критичность к оценке собственных идей и продуктов собственной деятельности. Ребёнка нужно научить поддерживать самого себя, верить в свои успехи, относиться к творчеству не как быстрому успеху, а как к процессу.
Социальная предъявленность. У каждого ребёнка имеется естественная потребность в предъявлении продуктов собственного творчества другим как потребность в самореализации. Педагог должен тонко инструментировать процесс этой «презентации». Опыт «побед» и «поражений», приобретаемых в формах, предполагающих соревновательность (конкуренцию), чрезвычайно важен для дальнейшей жизни «творца», не боящегося жизненных трудностей. Однако нужно понимать, что «излишество» побед может привести к навязчивому поиском ребёнком «собственной исключительности», а «излишество» поражений может развить «комплекс неполноценности».
Децентрация. Служит альтернативой известному принципу «концентрации» как следствие того, что ребёнок, сконцентрированный на одном предмете, развивается односторонне, что является своего рода «ущербностью».[7]
Сказанное в большей степени относится к содержательному аспекту педагогической деятельности. Если же обратиться к организации дополнительного образования как особого культурно-образовательного пространства, то следует выделить такие условия его функционирования, как:
- открытость границ, позволяющая не только расширять и разнообразить физическое пространство, где проходят занятия с детьми, но и увеличивать его за счёт организации встреч субъектов образования. Новые люди, несущие с собой новые образовательные возможности (идеи, опыт, интересы), увеличивают и обогащают мир общения ребёнка;
- вариативность среды, стимулирующая поиск различных ресурсов, связей, отношений, которые могут обогатить образовательную среду и тем самым стимулировать преобразующую деятельность педагога и ребёнка;
- «погружение» в культуру как возможность «проживания» событий истории и культуры и «знакомства» с людьми разных эпох, включения в диалог с ними;
- эмоционально-художественная насыщенность среды, направленная на обогащение образовательного пространства предметами, несущими эстетическую нагрузку, стимулирующую творческую и познавательную активность (использование музыкальных и художественных материалов, видео- и мультимедийных средств).[8]
Таким образом, дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребёнком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных знаний таких его личных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.[9]
Глава 2.
2.1 Программа курса «творчества» для 2-4 классов общеобразовательной школы.
Пояснительная записка
Никакой человек в мире
не родится готовым,
есть вполне сформировавшимся,
но всякая жизнь его есть не что иное,
как беспрерывно движущееся
развитии, беспрестанное
формирование.
В.Г Белинский.
В настоящее время все больше и больше детей нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.[9]
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н. В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».[11,26]
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.[14] Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.[8]
Все это делает особо важным участие педагога в проведении развивающей работы с детьми.
Пособие представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и задачами.
Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого основного положения, задачи курса формулируются следующим образом:
Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, оьучение умению быть в мире самим собой;
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения;
Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении ;
Развитие эстетических способностей;
Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
Овладения навыками общения и коллективного творчества.
Примерный календарно- тематический план их проведения составлен с учетом различных времен года, что облегчает восприятие детьми конкретного содержания занятий.
Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения.)
Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими.
Занятия занимают не более 35 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям младшего школьника.
Направлен на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками людьми в жизненных различных ситуациях.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлена в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности.[10]
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. [13]
Основными методами обучения являются:
1. Этюды.
2. Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
3. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
4. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
5. Дидактические, развивающие игры (в том числе материалы ЛЕГО (ПАЗЛ), представленные в большом количестве).
6. Чтение художественных произведений.
7. Беседы.
8. Мини-конкурсы.
9. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
10. Импровизация.
11. Рассказ взрослого и рассказы детей.
12.. Сочинение историй.
13. Дискуссии.
14. Свободное и тематическое рисование.
15. Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки).
№ п/п
Название занятий
Кол-во часов
1.1
Занятие 1
8
1.2
Занятие 2
8
1.3
Занятие 3
8
Программа работы кружка «Творчество».
Цель: Формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики
Задачи предмета:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика в т. ч. Эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
- развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения, коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения);
- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений;
- воспитание чувства ответственности перед коллективом;
- обогащение духовного мира.
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр – средств театральной педагогики. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителю любой другой профессии. Через любимую деятельность детей – игру- можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ученик, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно – образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса, совершенствуют речевой аппарат учащегося. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволят ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других.
Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче.
Ребенок становится раскрепощеннее, контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Конкурсы – соревнования привносят в школьную жизнь праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности детей их родителям и учителям. Эти занятия аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает их живыми и увлекательными, наполненными интересным содержанием.
Курс «Творчество» не преследует цели изучения приемов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Обращение к литературным и драматургическим произведениям с использованием игровой формы позволяет исподволь знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества.
Программу курса можно условно разделить на три раздела: «гимнастика чувств», « импровизационный метод существования», «драматургические опыты». Но строго ограничивать темы временем изучения не рекомендуется. Оно будет зависеть от степени подготовленности класса и успешности процесса формирования навыков.
Раздел первый.
«Гимнастика чувств»
Этот раздел включает в себя большое количество различных упражнений, которые могут повторяться со 2 по 5 класс. Определим те необходимые для творческой деятельности качества, способности, навыки, которые они развивают у школьников:
- организованность, способность взаимодействовать с партнерами. Средства формирования – тренинг концентрации и распределения внимания и др.;
- различные стороны зрительного восприятия и зрительную память (наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в пространстве, способность понимать внутреннее состояние людей по внешним признакам. Ассоциативное мышление). Средства формирования – действие в условиях вымысла и др.;
- Другие сенсорные восприятия и память (слуховые, осязательные, вкусовые). Средства формирования – действие с реальными и воображаемыми предметами и др.;
- Мышечно-двигательное восприятие и мышечную память. Средства формирования – тренинг мысленных действий, темпо – ритма и др.;
- Непрерывность, логику, последовательность и завершенность действия. Средства формирования- действие с воображаемым предметом и др.;
- Речь, дыхание и голос;
- Способность различать разные подтексты в словесном воздействии партнеров;
- Способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.
Раздел второй
«импровизационный метод существования»
Этот раздел в театральной педагогике называется «Этюдным методом существования». Но в данном случае слово «этюд» хотелось бы опустить. Во – первых, не все задания соответствуют его значению, а во – вторых, не стоит вводить чисто театральный термин в лексику учителя и учеников. Импровизационная игра в предлагаемых обстоятельствах – так будет понятнее. Здесь мы используем сумму знаний и навыков, выработанных в процессе «гимнастики чувств», и двигаемся от игры к постижению своей психологии и психологии партнеров. Все задания этого раздела осуществляются на сцене и доминантой является позиция «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Перед выполнением каждого задания уясняется: «Чего я хочу и как воздействую на партнера?», «Для чего я это делаю и каким образом?», «Мое отношение к партнеру». В результате мы получаем следующие умения и навыки:
- видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
- управлять своим вниманием;
- различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, и адекватно реагировать на них;
- четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.
Для достижения этих результатов используются следующие средства:
- пластические загадки;
- демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде;
- показ животных при встрече друг с другом;
- работа с воображаемым предметом вместе с партером;
- показ людей разных профессий в работе;
- массовые сценки – импровизации из современной жизни по месту действия;
- театр – экспромт;
Раздел третий
«драматургические опыты»
Этот раздел как бы венчает деятельность нашего курса каждое полугодие. Именно он является основой, на которой строятся конкурсы «Творчества».
На базе навыков и умений, полученных при прохождении первых двух разделов, ученик теперь уже выступает от лица выбранных им персонажей. Мостиком к этому этапу являются:
- импровизационные показы, когда при помощи учителя рождаются и закрепляются сюжетные сценки, записывается текст и порядок действий;
- инсценировки литературных произведений детских писателей, когда каждому ученику поручается та или иная роль;
- работа с произведениями профессиональных драматургов, когда анализируются события, особенности эпохи, конфликтные ситуации, характеры и поступки героев.
В процессе постановки пьес на сцене учащиеся познают основные методы и приемы оформления спектакля (декорация, костюмы, грим, свет, шумы, музыка). При работе над драматургией можно провести несколько бесед об истории театра, его деятелях, ознакомить с устройством театра и театральной терминологией для расширения кругозора и воспитания культурного зрителя.
Основным требованием к качеству исполнительской деятельности является умение ученика жить и действовать естественно в образе персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель должен следить, чтобы ученики не просто «показывали» действие, а выполняли четко поставленную задачу. Для этого каждый должен уяснить следующие вопросы: «Зачем я здесь? Чего хочу? Каким образом я выполняю свое желание?»
И все-таки главной задачей конкурсов является не результат, а участие!
2.2. Упражнения и этюды
Угадай: что я делаю?
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры.
Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафу; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котёнка; натираю пол.
Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
Одно и то же по-разному
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
1 группа – задание «сидеть». Возможные варианты:
А) сидеть у телевизора;
Б) сидеть в цирке;
В) сидеть в кабинете у зубного врача;
Г) сидеть у шахматной доски;
Д) сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
2 группа – задание «идти». Возможные варианты:
А) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
Б) идти по горячему песку;
В) идти по палубе корабля;
Г) идти по бревну или узкому мостику;
Д) идти по узкой горной тропинке и т. д.
3 группа – «задание бежать». Возможные варианты:
А) бежать, опаздывая в театр;
Б) бежать от злой собаки;
В) бежать, попав под дождь;
Г) бежать, играя в жмурки и т. д.
4 группа – задание «размахивать руками». Возможные варианты:
А) отгонять комаров;
Б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
В) сушить мокрые руки и т. д.
5 группа – задание «ловить зверюшку». Возможные варианты:
А) кошку;
Б) попугайчика;
В) кузнечика и т. д.
Кругосветное путешествие
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь- по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле- и соответственно изменять свое поведение.
Игры на превращения
В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение- это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.
Превращение предмета
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по- своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
А)карандаш или палочка- ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.;
Б) маленький мячик- яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д.;
В)записная книжка- зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.
Превращение комнаты
Цель. Та же.
Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок спящей красавицы, пещера дракона и т. д.
Превращение детей
Цель. Та же.
Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т. д.
Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
Что мы делали, не скажем,
Но зато мы вам покажем!
Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Ход игры. Комната делится шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое- пятеро внучат», с другой стороны- остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».
Дети. Здравствуй, дедушка седой с длиной – длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».
В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т. д.
Король (вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети – работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п.), а также придумать характеры действующих лиц (король-жадный, веселый, злой; короллева-добрая, сварливая, легкомысленная).
День рождения.
Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей «на день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.
Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.
На начальном этапе игры проще всего обыгрывать подарки – игрушки: мяч, куклу, скакалку, машинку, мягкую игрушку, конструктор и т. п. По мере развития творческих способностей «подарки» могут быть самые разнообразные: коробка конфет или шоколад, шарфик или шапка, книжка или фломастеры и даже «живой» котенок.
«Медвежата, белочка, ежики и зайчата»
С младшими классами мы проводим конкурс- праздник «Ребятам о зверятах». Мы придумали для своих импровизационных показов простенькие сюжеты, состоящие из знакомства животных друг с другом, коллизий их общения. Таким образом родились сценки из жизни: «Ворона и щенок», «черепашки, лягушата и обезьянки», «Медвежата, белочки, ежики и зайчата», «Воробушки, котята, щенок и ворона» и другие.
На первом конкурсе комментируются события, тем самым регулируя и подсказывая действия, которые должны были выполнять персонажи. Получаются минисказки, не имевшие жестко фиксированного текста, предназначенного для заучивания ребятами. Определяются только темы разговора и сюжетные повороты. Ниже привожу одну из сцен.
Для этого представления делается выгородка из кубиков и параллелепипедов, обозначающую место действия. Так, например, в сцене «Лесная поляна у ручья» параллелепипед обозначает поваленное дерево, два куба среднего размера- деревья, два маленьких- пеньки. У края сцены «протекает» ручей.
«Медвежата, белочка, ежики и зайчата»
Из-за кулис друг за другом выходят три ежика, принюхиваясь и оглядываясь.
- Скажи, брат, скоро будет ручей?- спрашивает последний из них.
- Что-то я уже устал,- говорит второй.
- Уже пришли,- отвечает передний,- вот он
Подходят к ручью и начинают лакать. Вдруг, услышав рычание, настораживаются.
- Ой, кто-то идет, прячемся! (Ежики сворачиваются в клубочки.)
По сцене пробегают на четвереньках два медвежонка и скрываются за кулисами. Появляется белочка, подбегает к ручью и замечает ежей. Те осторожно поднимают мордочки.
- Вы кто? – спрашивает белка.
- Мы ежики.
- А почему у вас такая редкая шерсть на спине?
- Это не шерсть, а иголки!
Белочка (трогает лапкой спинку ежа). Правда-а!
Появляются медвежата, и белка вспрыгивает на дерево, наблюдая за ними. Медвежата пытаются отнять друг у друга яблоко. Яблоко падает, белка быстро хватает его и прыгает на дерево. Медведи пытаются достать ее.
- отдай яблоко!
- Не отдам! Вы все равно яблоки не едите. А я их сушу, так же, как орехи и грибы.
-Но мы играем яблоком!
- А вы поиграйте вон теми серыми шариками,- белка показывает на ежей. Медвежата с размаху хлопают ежей по спине, укалываются, и, визжа, убегают. Белка скачет вслед за ними. Выпрыгивают два зайчика, приближаются к ежам.
-Это почему медведи завизжали?- спрашивают зайцы.
-Потому что они о нас укололись.
-А мы их боимся.
-А мы нет, у нас иголки- защита. У вас есть защита?
- Есть, - отвечают зайцы, - наша защита – быстрые ноги! Вот попробуйте нас догнать! – зайцы убегают.
Ежи посмотрели им вслед, переглянулись.
-Чудаки! – и, повернувшись в другую сторону, скрылись.
«Черепашки, лягушата и обезьянки»
В лесу у небольшого водоема резвятся две обезьянки. Они прыгают с пенька на пенек .
- Смотри, как я умею!
- Я тоже так могу! Раз!
- Постой, ты куда?
- Попить. Ой, какая вода вкусная! – одна обезьянка пьет из водоема.
Подбегает другая, тоже начинает пить, а потом зачерпывает лапой воду и обливает подружку.
- Ой, - вскрикивает подружка. – Ну, держись! Обезьянки с криками убегают.
Из-за кустов выползают две черепахи. Они идут медленно, неуклюже ставя лапы, принюхиваются и озираются. Подходят к воде.
Вдруг навстречу им выпрыгивают две лягушки. Черепахи прячут головы.
- Ква-а! – Ква-а-а! Здравствуйте!
Черепахи опасливо выглядывают из-под панциря.
- Здравствуйте, а вы кто? – спрашивают черепахи.
- Мы лягушки, а вы кто?
- А мы черепахи.
- А зачем вы прячетесь в норки? – спрашивают земноводные.
- Это не норки, а наши домики, мы их носим с собой!
- И не тяжело? С ума сойти! Дома на себе таскают! – переговариваются лягушки.
- Тяжело, конечно, но зато надежно! А вы где живете?
- Мы? В болоте! Ой, кто-то идет! Лягушки исчезают. Черепахи скрываются под панцирем. На поляне опять появляются обезьянки с бананами. – Смотри, какой у меня большой банан!
- А зато у меня самый спелый, а у тебя зеленый!
- Посмотри, какие здесь камешки появились. Давай, сядем на них и поедим.
- Ну что ж, давай Они садятся на черепах и начинают есть. Черепахи осторожно выглядывают.
- Кто это? – спрашивает одна из них шепотом.
- Не знаю, какие-то хвостатые и волосатые.
- Давай скинем их! – предлагает первая. – Раз, два, три!
Черепахи одновременно подпрыгивают. Обезьяны с криком вскакивают, бросают бананы и устремляются наутек. Черепахи подбирают бананы и уползают.
«Воробушки, котята, щенок и ворона»
Раннее утро. Два маленьких воробушка, тесно прижавшись друг к другу, сидят на пеньке и спят. Вот они зашевелились, открыли глаза, посмотрели друг на друга.
- Чик-чирик! Доброе утро!
- Чирик-чик! Доброе утро!.. Пошли купаться! – предложил один.
- Пошли! – согласился другой.
Спрыгнув с пенька, они поскакали к лужице. Поплескавшись крылышками в воде, они стали пить, запрокидывая головки. Вдруг раздается мяуканье.
- Кто это? Наверное, кошки! Бежим!
Воробьи вспорхнули и устроились на ветке. Появились два котенка. Они тоже только что проснулись, вышли, потянулись на передние лапки, потом на задние.
- Ты проснулся? – спросил один.
- Проснулся, пошли умываться!
Они подошли к воде и стали пить.
Напившись, стали обстоятельно вылизывать лапки и умываться. Один котенок заметил бумажный комочек и стал с ним играть. К нему присоединился другой котенок. Они выгибали спинки, ходили босиком, под
подбивали комочек друг другу. Воробьи подбадривали их чириканьем. Вдруг выскочил щенок и стал лаять на котят.
- Гав, гав! Уходите отсюда, это мой двор! Воробьи испугались и улетели.
Котята выгнули спинки и зашипели на щенка.
- Сам уйдеш-ш-шь Двор не твой, а наш-ш-ш!
Они наступали на щенка, угрожающе размахивая лапами. Откуда-то на землю опустилась ворона. Она стала гордо расхаживать по двору.
- Я кор-р-ролева двор-ра! Кар- р!
Котята и щенок на некоторое время опешили, потом, объединившись, пошли в наступление.
Гав, гав! Убирайся!- лаял щенок.
- Сейчас попробуеш-ш-шь наш-ш-ших когтей! – наступали котята.
- Да я вас всех р-р-раскур-р-рочу!- защищалась ворона, но чувствуя, что со всеми не справится, улетает.
- Давайте вместе играть, - предлагает щенок.
- Давай! - соглашается котенок.
- Лови! - и он ловко подбрасывает бумажный комочек.
"Встреча двух детенышей"
Предыдущие сцены рождались из более простых, где не было такого обилия текста, а иногда и просто были пластическими . В качестве примера приведу следующие две сцены: " Заяц и щенок", " Цапля и бобр".
Заяц и щенок
На сцене появляется щенок. Он прыгает и лает. Видимо, гонится за бабочкой. Бабочка улетает, а щенок начинает обнюхивать пеньки. У одного пня он останавливается и начинает рыть передними лапами землю. Роет, потом принюхивается. Опять роет, но вдруг прислушивается и прячется за кубик.
Выскакивает зайчик. Он прыгает на задних лапах, помогая себе передними, останавливается у пенька и начинает грызть побеги кустарника. Щенок, наблюдая за ним, высовывается. Заяц, увидев щенка, прячется за пенек.
- Ты кто? - спрашивает щенок.
- Я зайчик. А ты кто?
- Я щенок, сын собаки.
- А где ты живешь? - спрашивает зайчик.
- Во дворе у дома, в будке. А ты где?
- В логове, в лесу. Ты любишь капусту и морковку?
- Нет, я люблю похлебку горячую. (Кто-то зовет - "Топка, Топка!") Слышишь, это меня зовут обедать! Пока! Гав, гав, бегу! (Убегает. )
- Пока! Побегу тоже на капустное поле, поем листочков (уходит.)
"Цапля и бобр"
Изображающий цаплю поднимает одну руку над головой, а кисть складывает так, что она похожа на голову птицы. Ходит он высоко поднимая колени, а другую руку закладывает за спину, изображая хвост. Бобр ходит мелкими шажками, пригнув голову к земле.
Появляется бобр. Под мышкой у него ветка дерева. Он иногда останавливается и прислушивается. Выходит цапля, он идет медленно, наклоняет голову к земле и что-то выискивает. Потом вытягивает шею вверх и осматривается. Бобр замирает, но цапля его заметила.
-Ты что здесь делаешь? - спрашивает птица.
- Ношу сучья для дома, - отвечает бобр.
- А зачем?! Гнездо строишь?
- Не гнездо а плотину у ручья, там моя нора.
- А зачем тебе плотина? Чтобы там рыбы и лягушки водились?
- Нет, я лягушек не люблю, они скользкие.
- А я очень люблю, а еще рыбу мышей! Ты ловишь мышей?
- Нет, я живность не ем, а только всякие растения. Послушай, помоги мне, а то ветка не удобная. А я тебе покажу, где много лягушек!
- Правда? - Давай ветку. Пошли! Цапля берет ветку и отправляется за бобром.
Кукольный театр
"чук, стук и квак"
К сидящему на поляне медведю Чуку прыгает лягушонок Квак.
- Здравствуй Чук!
- Здорово Квак!
- А чего ты здесь сидишь и такой грустный? - спрашивает лягушонок.
- Жду дятла Стука, а грустный, потому что наш лес гибнет. Люди все елки срубили, одни кусты оставили, вот я и послал Стука к старому Еноту в дальний лес, чтобы узнать, что делать.
- Это правда, - сказал Квак,- раньше в лесу было сыро, было много комаров, а сейчас скормом плохо. Голодно...
- И малина засыхает, - согласился Медведь, - и пчелы с медом пропали...
- Смотри, Стук летит! - подпрыгнул лягушонок.
- Ну, что енот сказал? - спросил Чук у дятла.
- Постой, дай отдышаться. Он сказал, что нашему горю можно помочь. Надо откопать средство, которое он спрятал, когда убегал от охотников.
- Какое средство? - спросил Квак.
- Не знаю. Идите, говорит, к одинокому дубу, отсчитайте от него пять шагов на восток и копайте. У тебя лопата есть?
- Надо поискать,- сказал Медведь вставая.
Чук приносит лопату, и трое друзей отправляются в путь. Они подходят к дубу.
- Ну, где копать? - спрашивает Медведь.
- Постой, сначала нужно узнать, где восток! - суетится Квак.
-Восток там, где восходит солнце,- говорит дятел. - Видишь, солнце садится, там, значит, запад. А с другой стороны - восток. - Дятел отмеряет пять шагов. Здесь!
- Нет, возражает ему Чук, - ведь спрашивал Енота я, значит, мне надо отмерить пять шагов.
Чук и Стук начинают спорить, но Квак их останавливает.
Не спорьте! Я думаю, что енот говорил про свои шаги, ведь это он закапывал средство. – Квак прыгает и останавливается посередине между Стуком и Чуком:
- Вот это место! – Начинает рыть землю.
- Ну, что? – спрашивает дятел.
- Пока ничего Только прошлогодние листья
- Дай-ка я посмотрю. – Лягушонок прыгает в яму, потом вылезает, держа в лапах еловую шишку, - Вот что там!
- Ура! Еловые шишки! – прыгает дятел. – Мы их посадим в землю, и у нас опять будет густой лес!
- А я думал, что там бочонок меда! – разочарованно говорит Чук.
- Будет лес, будет и мед! Давай, ты копай лунки, Стук будет выковыривать семечки, а я буду их сажать в землю, - командует Квак. Как только Квак стал закапывать семечки в землю, сразу же начинали расти елочки, превращаясь в большие ели.
- Давайте споем песенку про елочку! – предложил Стук.
- А мы не знаем ее, - огорчились Чук и Квак.
- Ничего, нам ребята помогут. Правда, ребята? – обратился Квак в зрительный зал. – Тогда начали. Три- четыре! «В лесу родилась елочка»
Театр-экспромт
«Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Похититель, он ищет конюшню, где спит Конь вот и конюшня. Конь спит, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился Воробей, он дремлет, иногда открывает то один глаз, то другой. На улице, на привязи, спит Пес Деревья раскачиваются и шумят, поэтому не слышно, как Похититель пробирается в конюшню. Вот хватает Коня за уздечку Воробей зачирикал тревожно Пес залаял. Похититель уводит Коня. Пес заливается лаем Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа Выскочил из дома Хозяин Похититель убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес лает и прыгает от радости Воробей летает вокруг. Деревья шумят и раскачиваются. Ветер, завывая, летает между Деревьями Хозяин гладит Коня, бросает ему сена Хозяин зовет Хозяйку в дом Все успокаивается. Пес ложится на место и засыпает. Дремлет Воробей, стоя засыпает Конь».
«Призрак»
Лето. Ночь. Дорога.
Шумит, завывает, раскачивая Деревья, Ветер.
По дороге идет Житель деревни. Спава стоит забор Вдруг из-за Забора выбегает черный Кот, перебегает дорогу Жителю деревни, громко мяучит.
Житель деревни, испугавшись, вскрикивает Кот бросается к Дереву и стремительно влезает в него. Сидит на Дереве и наблюдает за Жителем.
Житель деревни напуган. Он поворачивает голову в сторону, чтобы подойти к своему дому другой дорогой Из-за дерева вылетает Сова, она кричит, пугает и Жителя, и Кота. Кот мяучит и убегает. Житель опасливо идет, оглядывается, вздрагивает и подходит к дому. Наш герой протягивает руку, чтобы открыть дверь. Возникает Призрак Житель пугается: «Что тебе надо?»
- Я призрак, заверчу тебя и домой не пущу! Начинает кружиться вокруг Жителя.
- Помогите! – кричит Житель в отчаянии.
Из дома выбегает Хозяйка, жена нашего героя. В руках у нее полотенце. Она размахивает полотенцем, прогоняет Призрака. Тот прячется за угол дома.
- Житель рассказывает Хозяйке, почему он так напуган Призрак за углом повторяет его слова, как эхо, подбирается снова к нашему герою. Хозяйка замечает его движение, машет полотенцем и грозно приказывает ему исчезнуть Призрак опять начинает кружить, но вдруг где-то вдали, за домом, закричал Петух Призрак исчезает навсегда. Хозяйка утешает своего мужа и приглашает его в дом. Оба уходят.
Заключение
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности- жизни. Театральная игра решает задачи комплексного развития детских способностей через игру, развития и совершенствования основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, памяти, воли, эмоций) и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления. Он аккумулирует в себе элементы эстетики, риторики, пластики и литературы.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения 1. детей средствами физического воспитания. Нижний Новгород, 1998.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
4. Белова В.В., Кульпетдинова М.Е. Дополнительное образование: требование к его содержанию. – М., 2000
5. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС,2001. – 160 с.
6. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. – М., 1984.-828с.
10. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб. научных трудов.- М., 1992.
11. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2000
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.-М.: ВЛАДОС, 2002
12. Колчаев Ю.В., Колчаева Н.М. Театрализованные игры в школе.- М., 2003.
13. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведениия игр с подростками: Взрослые игры для детей. – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 216 с.
14. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., 2003.
15. Михайлова М.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.
16. Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России. – М.: МГУП, 2001.
17. Нахимовский А.М.Театральное действо от А до Я. Пособие для классных руководителей.- М., 2002.
18. Оливова В., Люди и игры. М., 1985.
19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576с.
20. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с.
21. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 2001 – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
22. Степанова О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. М., 2004.
23. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2000 – 160с.: ил.
24. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
25. Уроки театра на уроках в школе / Сост. А. П.Ершова.- М., 1992.
26. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.
13PAGE 14115
13PAGE 14115