Классный час Воспитание мальчиков и девочек в семье
Классный час на тему:
« Воспитание мальчиков
и девочек в семье »
Класс – 8 «В»
Классный руководитель – Таштенова Г.О.
Проведен – 07.02.2015 г
Классный час в 8 классе на тему : «Воспитание мальчиков и девочек в семье»
Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на особенности воспитания лучших качеств в мальчиках и девочках;
способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье; понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
Что для тебя означает понятие семья?
Какая семья считается счастливой?
Какими нужно воспитывать мальчиков и девочек в семье ?
Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Ход классного часа.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Классный руководитель.
Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Воспитание мальчиков и девочек в семье ».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
На экране презентация (до 21 слайда).
«Плохо человеку, когда он один; горе одному, один не воин» (В.В.Маяковский)
Семья всегда помогала человеку.
Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Спецификой семейного воспитания являются
---«многомерность» жизни семьи,
--- широта и многогранность влияний,
условия, которые создаются членами семьи.
Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.
Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.
Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».
1. Семья это...
2. Мои родители это...
3. Свет в окнах моего дома это...
4. Радость в моей семье это...
5. Горе моей семьи это...
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей это...
Учитель:
Молодцы, ребята! Семья - это
трудовой коллектив,
и моральная опора,
и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
и пространство для отдыха,
и школа доброты,
и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
мораль и вкусы,
манеры и привычки,
мировоззрение и убеждения,
характер и идеалы
Основы всего этого закладываются в семье.
Итак, семья - это
группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.
Группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
В современной литературе определяется как:
«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
Требования, предъявляемые обществом к семье
1.Создание условий для всестороннего развития личности.
2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.
3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.
Семья для ребёнка - место его рождения и становления.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
В семье с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности –
интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
Конец презентации.
Классный руководитель.
«Мой дом моя крепость», гласит английская пословица.
Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники... Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.
Семья - это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Семья, дом это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.
Что же держит « на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст... А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц?
Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.
«Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие»,-
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
А какие бывают традиции?
(Ответы учащихся)
Традиции:
Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
Приглашать гостей и собирать застолье;
Собирать и хранить семейные фотографии;
Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
А знаете ли вы, что издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Выступление учащихся ( Деговцова Д. , Пак Д.) о воспитании мальчиков в казахских и русских семьях .
Обсуждение с классом.
Выступление учащихся ( Кудачевой П. , Молдагалиевой Ж.) о воспитании девочек в русских и казахских семьях .
А сейчас давайте немного поразмышляем
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
В.Сухомлинский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, сказала первая дочь.
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, сказала третья.
Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, щебетала четвертая.
Ты снилась мне, как розе снится капля росы, промолвила пятая.
Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу помыть ноги.
Вопросы и задания к сказке:
Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?
Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
Что вы для делаете для мамы, когда она устает?
Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:
Где любовь да совет, там и горя (нет)
Где мир и лад, не нужен и (клад)
Лучший клад, когда в семье (лад)
В гостях хорошо, а дома (лучше)
В своём доме и стены (помогают)
В семье разлад, так и дому (не рад)
Доброе братство лучше (богатства)
Вся семья вместе, (так и душа на месте)
Тест. 1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты родителям запиской или по телефону? 2. Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой(генеральной уборкой), а тебя отправляют на улицу или еще куда-либо, «чтобы не крутился под ногами»? 3. Можешь ли ты никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки? 4. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», например: просили помыть пол, а ты еще и обувь привел в порядок? 5. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо вести себя тихо, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор? 6. Стесняешься ли ты в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Классный руководитель:
Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
Классный руководитель:
Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Классный руководитель:
В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
VI.Заключительное слово учителя. Говоря о современном воспитании, а именно об уровне нравственности современного общества хочу остановиться на творчестве поэта Мухтара Шаханова. Это человек, для которого будущее казахского народа было и есть главное в его творчестве. Так вот в поэме «Формула современного получеловека» поэт выражает свое мнение о современном человеке, дает оценку его нравственности: Современная цивилизация доказала: интеллект , не подпитанный родниками духовности, часто способен на зло, и лучше быть безграмотным, чем эгоистично-бездушным.Расчетливый разум, не облагороженный духовностью, губительно опасен для общества.
В заключении мне хочется сказать, что
самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!
Тест. 1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты родителям запиской или по телефону? 2. Бывают ли случаи, когда родители заняты какой-то большой работой(генеральной уборкой), а тебя отправляют на улицу или еще куда-либо, «чтобы не крутился под ногами»? 3. Можешь ли ты никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки? 4. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», например: просили помыть пол, а ты еще и обувь привел в порядок? 5. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо вести себя тихо, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор? 6. Стесняешься ли ты в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
15