Рабочая программа по русскому языку 4 класс ФГОС УМК Школа России 2015год



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВАТКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СЕРГИЕВО – ПОСАДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН


Утверждаю:
Директор МКОУ «Сватковская ООШ»
______________ Л. В. Щелконогова
«____»_________________ 2015 г.
Приказ № ____ «_______» 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
( базовый уровень ) 2015 - 2016 учебный год

Составила: Суханова Наталья Александровна
учитель начальных классов
2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа  по предмету «Русский язык» для 4 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Сватковская ООШ»
Учебного плана МКОУ «Сватковская ООШ» на 2015 – 2016 учебный год
Авторской рабочей программы по предмету «Русский язык» для 1 – 4 классов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой Москва, «Просвещение», 2011г.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Русского языка» отведено 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие УМК «Школа России»
В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Русский язык. 4 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014г.

Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание программы (170 часов).
Повторение изученного (11 ч)
Язык и речь (2 ч). Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст (4 ч). Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (7ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения (5 ч) Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (4 ч) Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (21 ч)
Слово и его лексическое значение (4 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова (7 ч). Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи (7 ч). Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (43 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение (15ч)
Развитие речи
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Слова с непроверяемыми написаниями в 4 классе.
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.
Планируемые результаты изучения курса
Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
В четвертом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
7) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с ^елями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».
В четвёртом классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку, должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно – психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% верно сделанных заданий означает, что «стандарт выполнен».
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку, и, учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка;
две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки;
при трёх поправках оценка снижается на один балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
повторение одной и той же буквы в слове ( например, «каартофель»);
перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ощибкой считается:
нарушение орфографических правил при написании слов;
неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой;
дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем диктанта:
1-й класс- 15 - 17 слов.
2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.
3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.
4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.
Оценки.
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й класс - 8-10 слов.
3-й класс- 10-12 слов.
4-й класс - 12-15 слов.
Оценки:
«5» -без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» -3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
Характеристика словесной оценки ( оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач, Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Примерное количество слов:
для словарных диктантов: 12- 15 ;для контрольных диктантов: первое полугодие – 65 – 70; конец года- 75-80;
для изложений: первое полугодие- примерно 75-80 слов; конец года – 85-90 слов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/пТема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки прохождения темы
1 четверть (45 часов) Повторение изученного в 1-3 классах (11 часов) 1 Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Анализировать высказывания о русском языке.
Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.
Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.
Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. 01.09.2015г. 2 Язык и речь. Формулы вежливости. Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.
02.09 3 Текст. План текста. Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к тексту.
Соотносить заголовок и текст.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Составлять план текста.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».
Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. 03.09 4 Типы текстов.
Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».
Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. 04.09 5 Предложение как единица речи.
Составлять из каждой группы слов предложение. 07.09 6 Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.
Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. 08.09 7 Диалог. Обращение. Находить в предложении обращения в начале, середине, конце.
Составлять предложения с обращением.
Выделять обращения на письме. 09.09 8 Главные и второстепенные члены предложения.
Основа предложения. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
Различать главные и второстепенные члены предложения. 10.09 9 Распространённые и нераспространённые предложения.
Развитие речи.
Восстановление деформированного текста.
Различать распространённые и нераспространённые предложения.
Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.
Моделировать предложения.
Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».
Разбирать предложение по членам. 11.09 10 Словосочетание.
Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.
Выделять в предложении словосочетания.
Разбирать предложение по членам предложения. 14.09 11 Контрольный диктант по теме «Повторение». Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий 15.09 Предложение (9 часов) 12 Анализ диктанта.
Однородные члены предложения (общее понятие) Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.
Определять, каким членом предложения являются однородные члены.
Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.
Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами .16.09 13 Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. 17.09 14 Связь однородных членов в предложении с помощью союзов. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).
Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.
Продолжать ряд однородных членов.
18.09 15 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.
21.09 16 Развитие речи.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.
Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. 22.09 17 Простые и сложные предложения.
Сравнивать простые и сложные предложения.
Выделять в сложном предложении его основы. 23.09 18 Знаки препинания в сложном предложении.
Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
24.09 19 Постановка знаков препинания в сложном предложении.
Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения.
Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
Составлять сложные предложения. 25.09 20 Контрольный диктант по теме «Предложение». Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. 28.09 Слово в языке и речи (21 час). 21 Лексическое значение слова. Анализировать высказывания о русском языке.
Выявлять слова, значение которых требует уточнения.
Объяснять принцип построения толкового словаря.
Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.
29.09 22 Заимствованные и устаревшие слова.
Многозначные слова. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.
Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении.
Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.
Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.
Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове.
30.09 23 Синонимы. Антонимы. Омонимы. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове.
Подбирать к слову синонимы, антонимы.
Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.
Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.
01.10 24 Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио.
Работать со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.
Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. 02.10 25 Части речи. Различать изученные части речи.
Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.
Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.
Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.
Подбирать примеры изученных частей речи. 05.10 26 Различение изученных частей речи. Различать изученные части речи.
Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. 06.10 27 Определение частей речи в предложении. Различать изученные части речи.
Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. 07.10 28 Контрольное списывание №1. Списать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст. 08.10 29 Наречие. Находить наречия среди данных слов в тексте.
Анализировать грамматические признаки наречия.
Определять роль наречий в предложении и тексте. 09.10 30 Классификация наречий по значению. Классифицировать наречия по значению и вопросам.
Образовывать наречия от имён прилагательных. 12.10 31 Правописание наречий. Классифицировать наречия по значению и вопросам.
Образовывать наречия от имён прилагательных. Правильно писать суффиксы наречий. 13.10 32 Значимые части слова.
Однокоренные слова.
Корень слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. 14.10 33 Состав слова.
Суффиксы и приставки. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.
Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. 15.10 34 Разбор слова по составу. Работать с памяткой «Разбор слова по составу».
Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.
Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.
Моделировать слова. 16.10 35 Правописание гласных и согласных в корнях слов. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.
Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова.
Анализировать разные способы проверки орфограмм.
Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. 19.10 36 Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова».
Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.
20.10 37 Упражнение в написании приставок и суффиксов. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. 21.10 38 Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.
Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.
Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов .22.10 39 Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.
Развитие речи.
Составление объявления. Работать с орфографическим словарём.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.
Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Сочинять объявление. 23.10 40 Развитие речи.
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке». Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. 26.10 41 Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». 27.10 Имя существительное (43 часа) 42 Анализ ошибок диктанта.
Изменение по падежам. Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.
Изменять имена существительные по падежам. 28.10 43 Признаки падежных форм имён существительных. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».
Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.
Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. 29.10 44 Склонение имён существительных и распознавание падежей. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
Выделять особенности именительного падежа имени существительного: в предложении является подлежащим.
Различать именительный и винительный падежи. 30.10 45 Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой.
09.11 2 четверть (35 часов). 46 Несклоняемые имена существительные. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. 10.11 47 Три склонения имён существительных.
1-е склонение имён существительных. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.
Подбирать примеры существительных 1-го склонения.
11.11 48 Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. 12.11 49 Развитие речи.
Сочинение по картине художника А.А. Пластова «Первый снег». Составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). 13.11 50 2-е склонение имён существительных. Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.
Классифицировать имена существительные по склонениям. 16.11 51 Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. 17.11 52 3-е склонение имён существительных. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.
Классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.
Классифицировать имена существительные по склонениям. 18.11 53 Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. 19.11 54 Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. 20.11 55 Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. 23.11 56 Именительный и винительный падежи. Называть признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.
Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Устанавливать, какими членами предложения являются имена существительные в именительном и винительном падежах. 24.11 57 Родительный падеж. Называть признаки, по которым можно определить родительный падеж имени существительного.
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.
Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. 25.11 58 Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Проверять написание безударного окончания имени существительного в родительном падеже. 26.11 59 Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Распознавать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных 2-го склонения.
27.11 60 Развитие речи.
Сочинение отзыв по картине художника В.А. Тропинина «Кружевница». Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». 30.11 61 Дательный падеж. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.
Обосновывать написание безударного падежного окончания.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. 01.12 62 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже. Называть признаки, по которым можно определить дательный падеж имени существительного.
Ставить имена существительные в форму дательного падежа.
Доказывать, что окончание написано правильно. 02.12 63 Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. 03.12 64 Творительный падеж. Называть признаки, по которым можно определить творительный падеж имени существительного.
Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.
04.12 65 Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. 07.12 66 Предложный падеж. Называть признаки, по которым можно определить предложный падеж имени существительного.
Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. 08.12 67 Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. 09.12 68 Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Писать правильно буквы е и и в окончаниях имён существительных единственного числа. 10.12 69 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Указывать падеж и склонение имён существительных. 11.12 70 Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Составлять из пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падежах с предлогом. 14.12 71 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Составлять и записывать словосочетания, употребляя имена существительные с предлогом. 15.12 72 Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
Проверять письменную работу (изложение). 16.12 73 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Объяснять написание пропущенных падежных окончаний имён существительных. 17.12 74 Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных». Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 18.12 75 Анализ диктанта.
Склонении имён существительных во множественном числе. Доказывать, что имена существительные употреблены во множественном числе.
Определять склонение имён существительных. 21.12 76 Промежуточная диагностическая работа. Продемонстрировать и оценить свои знания. 22.12 77 Именительный падеж множественного числа. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
Определять границы предложений. 23.12 78 Родительный падеж множественного числа. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. 24.12 79 Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. 25.12 80 Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
Проверять письменную работу (изложение). 28.12 3 четверть (50 часов). 81 Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.
Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.
14.01.2016г. 82 Проект «Говорите правильно!» Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. 15.01 83 Проверочная работа №4 по теме «Имя существительное».
Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».
Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. 18.01 84 Имя прилагательное как часть речи. Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.
Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.
Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. 19.01 85 Род и число имён прилагательных. Определять род и число имён прилагательных.
Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).
Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». 20.01 86 Описание игрушки. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».
Сочинять текст о любимой игрушке. 21.01 87 Склонение имён прилагательных. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных по таблице.
22.01 88 Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе».
Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин).
Работать с памяткой «Как определять падеж имён прилагательных».
Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. 25.01 89 Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.
26.01 90 Падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».
Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.
Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. 27.01 91 Развитие речи.
Текста-рассуждения по картине В.Серова «Мика Морозов» Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».
Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. 28.01 92 Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного. 29.01 93 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже, проверять правильность написанного. 01.02 94 Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, проверять правильность написанного. 02.02 95 Именительный, винительный, родительный падежи. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного. 03.02 96 Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах, проверять правильность написанного. 04.02 97 Творительный и предложный падежи имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. 05.02 98 Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Составлять сообщение на тему «Какие падежные окончания имеют имена прилагательные мужского и среднего рода?» 08.02 99 Контрольное списывание. Списывание текста в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 09.02 100 Склонение имён прилагательных женского рода. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.
10.02 101 Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах, проверять правильность написанного. 11.02 102 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. 12.02 103 Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного. 15.02 104 Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
16.02 105 Падежные окончания имен прилагательных женского рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода в родительном, творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного.
Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
17.02 106 Изложение описательного текста. Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
Проверять письменную работу (изложение). 18.02 107 Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. 19.02 108 Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах, оценивать правильность написанного.
Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. 22.02 109 Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах, оценивать правильность написанного.
Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями. 24.02 110 Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах, оценивать правильность написанного.
Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями.
25.02 111 Развитие речи.
Сочинение – отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Высказывать своё мнение о картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». 26.02 112 Обобщение знаний об имени прилагательном.
Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.
29.02 113 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 01.03 114 Анализ диктанта, Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Обобщение и систематизация знаний учащихся. 02.03 Личные местоимения (7 часов). 115 Роль местоимений в речи. Находить местоимения среди других частей речи.
Определять наличие в тексте местоимений. 03.03 116 Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица.
Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.
Различать начальную и косвенные формы личных местоимений. 04.03 117 Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.
Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
Раздельно писать предлоги с местоимениями.
07.03 118 Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. 09.03 119 Правописание местоимений и правильное употреблении их в речи.
Раздельно писать предлоги с местоимениями.
Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.
Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.
10.03 120 Морфологический разбор местоимений.
Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».
Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.
11.03 121 Проверочная работа по теме «Личные местоимения». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. 14.03 Глагол (34 часа). 122 Глагол как часть речи (повторение). Различать глаголы среди других слов в тексте.
15.03 123 Время глагола. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). 16.03 124 Изменение глаголов по временам. Трансформировать текст, изменяя время глагола.
Изменять глаголы прошедшего времени по родам в единственном числе. 17.03 125 Неопределённая форма глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). 18.03 126 Контрольный диктант по теме «Глагол (повторение)» Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. 21.03 127 Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.
22.03 128 Упражнение в образовании форм глаголов. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.
Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?» 01.04 129 Развитие речи.
Изложение по самостоятельно составленному плану. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова.
Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.
Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. 04.04 130 Повторение изученного по теме «Глагол». Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). 05.04 4 четверть (40 часов). 131 Спряжение глаголов. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Определять лицо и число глаголов.
Выделять личные окончания глаголов.
Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). 06.04 132 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени. Определить роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).
Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. 07.04 133 Правописание глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. 08.04 134 Развитие речи.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»
Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. 11.04 135 Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.
Определять спряжение глаголов.
Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». 12.04 136 Спряжение глаголов в будущем времени. Работать с таблицами спряжений глаголов в будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.
Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». 13.04 137 Личные окончания глаголов I и II спряжений. Определять спряжение глаголов .14.04 138 Правописание безударных личных окончаний глаголов. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. 15.04 139 Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.
Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. 18.04 140 Безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени .Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
19.04 141 Безударные личные окончания глаголов. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
20.04 142 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
21.04 143 Контрольное списывание. Оценивать результаты освоения тем, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. 22.04 144 Возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. 25.04 145 Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. 26.04 146 Правописание возвратных глаголов. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме от глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. 27.04 147 Развитие речи.
Изложение деформированного повествовательного текста. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). 28.04 148 Правописание глаголов в прошедшем времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.
Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. 29.04 149 Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.
Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. 03.05 150 Проверочная работа по теме «Глагол» Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. 04.05 151 Морфологический разбор глагола. Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
05.05 152 Обобщение по теме «Глагол».
Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. 06.05 153 Контрольный диктант по теме «Глагол». Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. 10.05 154 Анализ диктанта. Повторение изученного по теме «Глагол». Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». 11.05 Повторение (15 часов) 155 Повторение по теме «Наша речь и наш язык». Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. 12.05 156 Повторение по теме «Текст». Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. 13.05 157 Повторение по теме «Предложение». Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. 16.05 158 Предложение и словосочетание. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. 17.05 159 Сочинение по картине И. И. Шишкина «Рожь». Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. 18.05 160 Лексическое значение слова. Применить свои знания для выполнения заданий. 19.05 161 Состав слова. Применить свои знания для выполнения заданий. 20.05 162 Орфограммы в значимых частях слова. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. 23.05 163 Правописание орфограмм в значимых частях слова. Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. 24.05 164 Повторение изученного об имени существительном.Применить свои знания для выполнения заданий. 25.05 165 Административный контрольный диктант. Применять свои знания для выполнения итоговой работы. 26.05 166 Повторение изученного об имени прилагательном.Применить свои знания для выполнения заданий. 27.05 167 Повторение изученного о глаголе. Применить свои знания для выполнения заданий. 30.05 168 Обобщение знаний по курсу «Русский язык». Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Приводить примеры всех орфограмм, изученных в 1-4 классах. 30.05 169 Викторина «Знатоки русского языка». Применять свои знания для выполнения заданий. 31.05 170 Игра «Родное слово». Применять свои знания для выполнения заданий. 31.05 Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Для учителя:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 -4 классы. М., «Просвещение», 2011г.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 1- 2. М., «Просвещение», 2013 г.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Часть 1-2. М. «Просвещение», 2014 г.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М., «ВАКО», 2014 г.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. М., «Просвещение», 2012 г.
Казачкова С. П. Олимпиады по русскому языку в начальных классах. Книга для учителя. М., «Просвещение», 2010г
Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 4 класс.
Для учащихся:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 1- 2. М., «Просвещение», 2013 г.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Часть 1-2. М. «Просвещение», 2014 г.
Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку в 2 частях. 4 класс. М., «Просвещение», 2014
Рассмотрено Согласовано
Протокол № __от «__»______2014г.Заместитель директора по УВР
Руководитель ШМО___________/_____________
Учителей начальных классов
___________/______________