Статья Диалогическое обучение на уроках казахского языка и литературы как фактор развития функциональной грамотности
Диалогическое обучение на уроках казахского языка и литературы как фактор развития функциональной грамотности
Ахметкаримова Г.М.,
средняя школа №6,
г. Лисаковск
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. [1]. Одним из основных признаков функциональной грамотности наряду с готовностью к адаптации в современном обществе, ориентацией в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности является способность к коммуникативной деятельности. Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила их употребления, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке или коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. [2, с.28-29].
Анализ показателей ежегодного мониторинга качества знаний по казахскому языку, результативности участия в предметной олимпиаде и других «языковых» конкурсах, где нужно показать практическое применение знаний, позволяет сделать вывод, что основной причиной не всегда высоких результатов учащихся является недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в школе, его академическая направленность. На уроках казахского языка и литературы нередко сталкиваюсь с тем, что учащиеся не могут выразить свою мысль, затрудняются в постановке вопросов высокого порядка. Многие школьники испытывают трудности при комплексном анализе текста, оценивании его смыслового содержания. Так, к примеру, задания типа «Соответствует ли данное утверждение содержанию текста?», «Определите утверждение, противоречащее информации из текста» или «Выберите два вопроса из пяти, ответы на которые есть в тексте» вызывают затруднения у многих учащихся разного уровня обученности. Как решить подобные проблемы? Решением данного вопроса может стать использование в преподавании языка диалогического обучения. Диалогическое обучение – подход в преподавании, построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Оно предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию учебной деятельности. [3, с.185]. В чем преимущество диалогического обучения? Диалог является важнейшим инструментом для формирования знания, критического мышления, в диалоге ученики и учителя становятся равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения положительного результата. При групповой, парной работе ученики не только выражают своё понимание темы, но и учатся понимать, что окружающие люди могут иметь другие идеи и мысли, пробуют аргументированно обосновывать свои идеи; в то же время такие формы работы на уроке позволяют учителю понять, в какой степени усвоен материал учащимися. Известно, что речь является одним из важнейших инструментов в формировании коллективного опыта. Поэтому обучение через диалог, безусловно, является важнейшим средством вовлечения школьников в собственное обучение.
На своих уроках добиваюсь полного понимания текста, что предусматривается в грамотности чтения. Это знакомство с текстом, его осмысливание: предлагаю указать тему, идею, озаглавить текст, найти ключевые слова и словосочетания. Озаглавить текст так, чтобы заголовок отражал его основную мысль. При этом обучающиеся учатся исключать лишнее и выбирать основное. Это задание непростое, первичные навыки по его выполнению ученики отрабатывают через игру «Найди лишнее», когда дается набор из нескольких слов, некоторые из которых сходны между собой по значению, общим морфологическим признакам и т.д. В качестве примера приведу формы работы, использованные мной при изучении произведения А.Тажибаева «ТолаCай». Еще в самом начале изучения сказки учащимся было предложено посмотреть часть мультфильма по этому произведению и предположить, чем же закончится сказка. Обсуждение проходило в микрогруппах, причем одним из условий работы было обязательное высказывание своего видения продолжения сказки каждым членом группы, что позволило услышать всех учащихся класса. Используя имеющиеся лексико-грамматические знания, а также словари, но не видя текста произведения, учащиеся выполнили задание. При обсуждении возможных вариантов и выборе наиболее удачных ответов учащиеся обращали внимание на полноту ответов, правильность конструкций словосочетаний и предложений. Для создания условий работы слабоуспевающим учащимся в данном случае можно предложить ряд ключевых слов. Далее следует работа с текстом произведения. Для оценивания уровня понимания содержания текста каждой группе можно предложить определенную часть произведения, которую нужно прочитать и озаглавить, составить по ее содержанию пять вопросов. Как правило, вопросы учащимися составляются по конкретному содержанию, то есть чаще всего это вопросы низкого порядка (Где родился герой? Кем был его отец? Что произошло в ауле? Как герой спас свой народ?). Учащимся-лидерам предлагаю задать вопросы о природе аула, об играх подростков, о жизни простого народа в то время. При работе со следующим произведением наряду с простыми формулируются уже и более глубокие вопросы (высокого порядка). Можно предложить составить план произведения, выписать ключевые слова к каждой части, в парах прочитать диалоги (сильным учащимся – составить диалог героя с матерью и т.д.). Интерес учащихся всегда вызывает форма работы «Сложи композицию». На следующем уроке или в конце первого занятия по тому же произведению школьникам предлагаются варианты текстов с переставленными частями, которые нужно соединить в соответствии с содержанием сказки. Этот вариант задания может стать одним из уровневых заданий по произведению наряду с заданием для более слабых учеников: «вытянуть» имя любого героя произведения и описать его. Заданием повышенной сложности, конечно, может стать сочинение-рассуждение «Есть ли сейчас такие батыры?».
При проведении уроков с использованием групповой работы обращает внимание на себя тот факт, что от занятия к занятию более активны становятся слабоуспевающие учащиеся. Если сильные ученики преуспевают в формулировке проблем, выдвижении предположений, выделении ключевых идей, то слабые учащиеся стараются участвовать в обсуждении проблемы.
Целенаправленное обсуждение – это условие успешной работы группы и развития речевых навыков школьников. Обсуждение помогает учащимся предлагать свои идеи, улучшить взаимодействие, способствовать групповой работе и поощрять активное участие в ней. Работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную поддержку.
Таким образом, на современном уроке казахского языка и литературы слово учителя должно преобразоваться из монологического в диалогическое. Диалог является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. Учителю необходимо хорошо владеть методами беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов. Именно диалогические формы работы делают уроки намного продуктивнее и позволяют организовать деятельность учащихся, направленную на результат, обеспечив их набором эффективных инструментов для развития функциональной грамотности.
Литература
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832. [Электронный ресурс]. - Сетевой режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам общественно-гуманитарного цикла: методическое пособие, Астана, 2013. – С. 28-29.
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень, Центр педагогического мастерства, 2014). - С. 185.