Проект «Дидактическая игра как средство активизации учебной деятельности учащихся при изучении имени существительного в начальных классах»



ГУ «Кызылжарская средняя школа»
отдел образования Астраханского района

Проект
«Дидактическая игра как средство активизации
учебной деятельности учащихся при изучении
имени существительного в начальных классах»
Автор проекта:
учитель начальных классов
Гоманюк Инна Геннадьевна
с.Жанатурмыс,2014 год

Актуальность проекта определяется необходимостью повышения интереса к обучению.
Цель проекта заключается в следующем:
дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку;
разработать серию уроков по изучению имени существительного в начальных классах с использованием игр как средства повышения интереса к русскому языку.
Объект исследования: процесс изучения имени существительного в начальных классах.
Предмет исследования: дидактические игры как средство повышения интереса к русскому языку.
Гипотеза: процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если:
- умело подобрать и использовать на уроках русского языка различные игры и игровые упражнения.
Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
изучить теоретические основы дидактических игр, влияющих на повышение интереса к русскому языку;
-проанализировать опыт передовых педагогов, использующих в своей практике дидактические игры, влияющие на повышение интереса к русскому языку;
-апробировать дидактические игры на практике с целью выявления повышения интереса к русскому языку;
-разработать серию конспектов уроков с использованием дидактических игр для повышения интереса к русскому языку.
Методы исследования:
Анализ литературы, посещение уроков
Беседы и анкетирование учащихся
Моделирование системы обучения учащихся с учетом игровых упражнений
Введение
Однотипность и шаблонность уроков делают учебный процесс скучным и бесперспективным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом и могут помочь дидактические игры, их периодическое использование на уроках. Здесь необходимо обратить внимание ещё и на то, что учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей, но и игра в это возрасте имеет место быть. Об этом свидетельствует то, что дети продолжают носить в школу игрушки. Основываясь на этой особенности в развитии младших школьников можно сделать вывод о том, что именно через дидактические игры можно привлечь внимание детей к предмету, развить у них интерес, заинтересованность в получении знаний. В игре на уроке у учащихся развиваются психические процессы, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках.
Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.
В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок – это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру. В книге “О воспитании” В.А.Сухомлинского знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе, в том числе автор пишет об использовании игры: “…Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.” 2.Эспериментальная работа
2.1. В рамках формирующего эксперимента использовались следующие виды уроков:
1) ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-конкурс, урок-путешествие, урок-презентация);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
В ходе данного эксперимента на одном уроке целенаправленно и систематически применялись дидактические игры, тогда как на другом эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.
На экспериментальных уроках русского языка были подготовлены и проведены следующие дидактические игры: «Поход в гости», «Бал», «Отрицательная наглядность»(по методике Ш.А.Амонашвили), «Командная игра-цепочка» и др. (представлены в приложении А). Конспекты проводимых уроков представлены в приложении В.
Использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Сама новизна позиции ученика обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании школьника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для учеников, «дидактическая игра без усилия, – всегда плохая игра». Это одна из главных задач учителя. Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности
2.2. Результаты опытного обучения.
Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Для проверки результативности были определены следующие показатели:
качество знаний учащихся;
диагностика познавательной деятельности учащихся, интеллектуальной активности;
Результаты тестового обследования приведены в таблице
Результаты контрольного эксперимента
отметка Урок с использованием дидактических игр Традиционный урок
Количество учащихся 6 6
Получили отметку 5 4 2
Получили отметку 4 2 2
Получили отметку 3 0 2
Получили отметку 2 0 0
Была проведена анкета среди учащихся1-4-х классов.В анкетировании принимали участие 10 человек.
Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку.
Анкета состояла из 10 вопросов.
Тебе нравится в школе или не очень?
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу, или остался бы дома?
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
У тебя много друзей в твоем классе?
Тебе нравится твой класс?
Анкета проводилась два раза: в начале изучения темы «Имя существительное» и по окончании, для того чтобы сравнить результаты.
Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:
У 5 % учащихся высокий уровень мотивации, 15 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 50 % – имеют внешнюю мотивацию, 30 % – имеют низкий уровень школьной мотивации. Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся – низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у учащихся слаб, т.к. данный предмет является одним из основных и выдается в количестве пяти часов в неделю.
По русскому языку периодически, в течение месяца, проводились дидактические игры. По завершению данного периода вновь была проведена анкета.
Второй этап анкеты дал следующие результаты:
У 10 % учащихся высокий уровень мотивации, 25 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 40 % – имеют внешнюю мотивацию, 15 % – имеют низкий уровень мотивации.
Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать следующие выводы. Проведение дидактических игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.

Заключение
Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме, и выработать собственную систему применения игровых методик при изучении имени существительного, собрав воедино опыт знаменитых педагогов.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной ситуации. В сюжетно-ролевых, строительных играх, играх-драматизациях задача другая, но не менее творческая, — вообрази, придумай, изобрази. И вместе с тем во всех групповых играх единая задача—найди способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуй в рамках установленных норм и правил.
Сколько бы раз игра ни повторялась, для всех играющих она проходит как бы впервые, так как представляет совершенно новые препятствия. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»
В трехступенчатой мотивации игры — «хочу»—«надо!» — «могу!» — заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.
Были выведены направления педагогического руководства игровой деятельностью:
вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!»
Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для уроков русского языка в начальных классах, было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования указывают на то, что применение дидактических игр не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.
При постоянном использовании их на уроках, игровые упражнения будут формировать устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.