Рабочая программа по кружку «Юный цветовод» для 5 — 8 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сорская основная общеобразовательная школа № 2
имени Толстихиной Ю. Н.
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель МО
Зюкина Е.В._____________
Протокол № ____________
от «____»________2015 г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
Канаева Т.А.___________
«____»__________2015 г. Утверждено
Директор МБОУ
Сорская ООШ № 2
им. Толстихиной Ю.Н.
Шершнева Е.Г. _________
Приказ № ______________
от «____»_________2015 г.
Рабочая программа
по кружку «Юный цветовод»
для 5 - 8 классов
Составитель: учитель биологии
МБОУ Сорская ООШ № 2
им. Толстихиной Ю.Н.
Каблукова Людмила Анатольевна, 1 категория
г. Сорск, 2015
Пояснительная записка
Программа по курсу «Юный цветовод» для 5-8 классов разработана:
на основании Закона РФ «Об образовании», пункт 7: «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей),
Закона РХ «Об образовании» № 53 от 14.11.2004 года, ст.8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов»,
в соответствии с Уставом, Программой развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сорская основная общеобразовательная школа №2 им. Толстихиной Ю.Н., ее целями и задачами,
локального акта «О составлении рабочих программ в МБОУ Сорская ООШ № 2 им. Толстихиной Ю.Н.,
с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. №889 «О внесении изменений»,
с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 05.03.2004 г. №10,
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10,
в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196.
Сроки реализации рабочей программы: 2015-2016 учебный год.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.
В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.
Сад считался защитником дома, его добрым духом.
Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.
А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»
Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком, но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.
Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.
Необходимость введения курса проектной деятельности обусловлена деятельностным подходом в обучении, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства
В ходе её достижения решаются задачи:
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой., что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение курса «Юный цветовод».
Украсить цветами открытку, изготовить прекрасный букет, создать клумбу. Интересно придумать и соорудить клумбы разных форм на пришкольном участке.
Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.
Программа ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
- создание условий для самореализации;
- интеграция личности в национальную культуру;
- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа предполагает систему занятий для обучающихся каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.
Виды деятельности и предполагаемые формы:
Практическое изучение строения растений.
Конструирование из разных материалов.
Рисование с натуры и по воображению.
Игровые программы.
Творческие конкурсы (рисование, сочинение стихотворений, сказок).
Эксперимент.
Исследование объекта.
Наблюдения.
Проектная деятельность.
Коллективные разработки.
Экскурсии.
Программа рассчитана на 34 часа (1-8 классы), 1 час в неделю.
Содержание программы
Цветы-краски природы (3 часа)
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка). Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Строение цветущего растения (4 часа)
Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
Уход за растениями (2 часа)
Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
Эти удивительные растения (5 часов)
Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).Цветы – синоптики. Цветы – доктора. Цветы – хищники. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.
Растения в доме (6 часов)
Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы»,»Тюльпаны». Игровая программа «Во саду ли в огороде». Конкурсная программа «Угадай цветок»
Зелёная лужайка (3 часа)
Сбор растений для гербария. Игра – викторина «Лужайка». Санитарно – гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. «Праздник цветов» (музыкально – литературный праздник).
Экскурсии: весенняя экскурсия на природу.
Ландшафтный дизайн (2 часа)
Виды ландшафтных композиций. Ландшафтный дизайн. Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. Макет «Сад моей мечты».
Планирование цветочного участка (4 часа)
Правила планирования цветочного участка. Дизайнерское оформление участка. Макеты из разных материалов. «Солнечные» и «Тенистые» клумбы (просмотр слайдов). Клумбы, расположенные на солнечной местности. Клумбы на тенистом участке. Цветовая схема клумб. Создание цветовых схем клумб.
Мы – дизайнеры (2 часа)
Выращивание декоративных растений. Макет клумбы по индивидуальному проекту. Интеллектуально – творческая игра «Цветик – семицветик». Самое удивительное в мире растений (просмотр слайдов). Правила формирования клумб. Клумбы. Дизайн клумб. Простые и сложные клумбы. Проектная деятельность. Макет по групповому и индивидуальному проекту.
Моя первая клумба (3 часа)
Конкурс разработок проектной деятельности. Лучший дизайнерский проект. Реализация проектов: «Наш пришкольный участок». Выбор дизайнерского оформления.
В результате реализации программы обучающиеся должны
Знать/понимать:
- строение цветкового растения;
- несколько видов комнатных растений;
- способы ухода за комнатными растениями;
- распознавать виды некоторых цветковых растений;
- роль цветковых растений в жизни человека.
- виды и названия некоторых садовых и клумбовых растений, различать по характерным признакам;
- особенности посадки и способы высадки растений в открытый грунт;
- влияние климатических условий, освещённости, влажности на произрастание растений;
- правила правильного расположения клумб на участке;
- правила «содружества» цветов разных видов;
- правила ухода за садовыми и клумбовыми растениями;
- виды ландшафтных композиций;
- правила ухода за цветочными участками.
Уметь:
- выполнять правильный полив, очистку листьев;
- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений;
- пользоваться простейшим садовым инвентарём;
- соблюдать санитарно-гигиенические при работе с растениями, инвентарём;
- осуществлять правильный уход за цветами: полив, орошение, прополка;
- различать растения по видам;
- пользоваться литературными источниками;
- составлять простые проекты клумб, макеты;
- создавать собственные проекты оформления участков;
- подбирать дизайнерское оформление;
- подготавливать участок для посадки;
- реализовывать проекты.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть обучающиеся 1 – 8 классов:
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости, находить необходимые источники информации, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности.
Регулятивные: пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки, умение самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать, находить положительные моменты и ошибки, умение организовывать рабочее место, делать выводы и самооценку, решать творческие, нестандартные задачи.
Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы и выводы; приводить примеры из личной практики, умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, пользоваться рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе, умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе, выражать своё отношение к предмету изучения, решать возникающие вопросы в диалоге.
Тематическое планирование по предмету: кружок «Юный цветовод» 5 - 8 классы
№
п/п Название раздела (темы) Коли
чество часов № урока Тема урока РК ИКТ Дата проведения Примечание
по плану по факту 1 Цветы – краски природы 3 1 Цветы в нашей жизни. Цветы в Сорске. МП 2 Правила сбора и сушки растений. МП 3 Аппликация «Мой любимый цветок». МП 2 Строение цветущего растения 4 1(4) Строение цветущего растения. ЭОР 2(5) Условия для жизни растений. Условия в РХ. ЭОР 3(6) Практическое определение частей растения. 4(7) Практическая работа по моделям цветков «Чей цветочек?» 3 Уход за растениями 2 1(8) Правильный полив, рыхление. 2(9) Подкормки, уход за листьями. МП 4 Эти удивительные растения 5 1(10) Цветы – синоптики. Цветы в РХ. МП 2(11) Цветы – доктора. Цветы в РХ. МП 3(12) Цветы – хищники. МП 4(13) Изготовление книжки – раскладушки «Мой любимый цветок». МП 5(14) Клуб знатоков природы «Цветочные загадки». МП 5 Растения в доме 6 1(15) Комнатные растения. Растения в Сорске. МП 2(16) Цветы в нашем доме. МП 3(17) Посадка комнатных растений. МП 4(18) Условия выращивания. МП 5(19) Цветы на празднике. МП 6(20) Конкурсная программа «Угадай цветок». МП 6 «Зелёная лужайка» 3 1(21) Санитарно – гигиенические правила при работе на участке. МП 2(22) Клумбовый инвентарь и его правила эксплуатации. МП 3(23) Уход за растениями на пришкольном участке. Участок при школе. МП 7 Ландшафтный дизайн 2 1(24) Виды ландшафтных композиций. МП 2(25) Европейский дизайн. Восточные традиции дизайна. МП 8 Планирование цветочного участка 4 1(26) Клумбы, расположенные на солнечной местности. Участок при школе. МП 2(27) Клумбы на тенистом участке. Участок при школе. МП 3(28) Цветовая и схема клумб. МП 4(29) Цветочная схема клумб. МП 9 Мы - дизайнеры 2 1(30) Правила формирования клумб. Дизайн клумб. МП 2(31) Изготовление макета клумбы (групповая работа). МП 10 «Моя первая клумба» 3 1(32) Макет клумбы по индивидуальному проекту. МП 2(33) Конкурс разработок. МП 3(34) Проект «Наш пришкольный участок». Участок при школе. МП Учебно-методическое обеспечение:
Для учителя:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009.
4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.
5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.
6. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.
7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.
8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.
9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь – Букс.- 2009.
Для обучающихся:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008.
2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.- Стройиздат.-2003.
3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.