Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Юный цветовод
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Новопокровская СОШ»
___________Н.И.Климачёва
Приказ №
от«_____»_____________20_ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
«_____»______________20_ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель
____________________
протокол №____от_______20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Юный цветовод»
для 2 класса
Составила: учитель начальных классов Бычкова Н.Н.
С. Ивановка
Содержание
Пояснительная записка
Содержание изучаемого курса
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовленности учащихся
Литература
Календарно-тематическое планирование
1.Пояснительная записка
Направленность образовательной программы- научно- познавательная, эколого- биологическая.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в младшем школьном возрасте – первом звене системы непрерывного экологического образования. Младший школьный возраст – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в детстве. Такое отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития растений, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Осознанный характер отношения ребенка проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений.
Актуальность программы состоит в том, что экологическое образование и воспитание являются насущной потребностью развития и процветания человечества. Оно должно стать непрерывным и всеобщим, где первым звеном являются дети младшего школьного возраста.
Новизна заключается в ориентирование на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой, непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Отличительной особенностью программы является то, что большое место уделяется практическим занятиям, где закрепляются и применяются полученные знания; игровым моментам, где при изучении мира природы у ребенка развиваются умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствуется речь, мышление, творческие способности, культура чувств.
Цель программы: формирование основ экологической культуры, познавательного интереса, творческих и исследовательских навыков школьников.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать у воспитанников элементарную систему знаний о растениях, размножении растений разными способами, правилах ухода за ними;
дать представление о сезонных изменениях в природе;
научить устанавливать экологическую зависимость между растениями и неживой природой (почва, вода, свет, тепло);
закрепить знания детей о роли растений в жизни человека, зависимости его здоровья от витаминов;
сформировать общие исследовательские умения, необходимые для адаптации в окружающем мире.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
воспитывать уважение к любому труду, в том числе по уходу за растениями;
формировать основы социальной адаптации ребенка.
Развивающие:
развивать позитивное эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде;
развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и сравнивать на основе наблюдения за объектами природы;
развивать коммуникативную культуру детей;
развивать системы умений и навыков взаимодействия с природой.
Программа реализуется на основе принципа интеллектуального и эмоционального восприятия экологического образования. Она направлена не только на формирование экологической культуры ребенка, но и на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать наблюдения, видеть красоту окружающего мира, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие.
Работа по программе предполагает проведение простых и комплексных занятий, экскурсий, использование игровых обучающих ситуаций. Занятия строятся с учетом наглядно- действенного и наглядно- образного восприятия ребенком окружающего мира.
Значительное место в программе занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Для детей они необычны. Главным является то, что ребята принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать.
Разнообразный труд на учебно- опытном участке и наблюдения в природе доставляют радость, содействуют их всестороннему развитию. Для современных детей трудовое воспитание имеет особое значение. В процессе труда воспитываются любовь и бережное отношение к природе. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к труду, уважение к земле. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
В помещении и на учебно- опытном участке младшие школьники должны быть окружены растениями, вокруг которых будет организована различная деятельность. Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей 7-9 лет.
Продолжительность обучения- 70 часов.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 час
Методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:
в обучении:
- словесный (беседа, рассказ, чтение);
- наглядный (наблюдение, изучение явлений, происходящей в окружающей среде);
- практический (постановка и проведение опытов, эксперимент).
в воспитании:
- методы организации деятельности и формирования экологического поведения (воспитывающие ситуации, экологические сказки);
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример).
Материально- техническое оснащение программы
Кабинет для обучения.
Технические средства обучения: компьютер
Наглядные пособия по темам.
Коллекция растений в живом уголке: герань, бегония, циперус, бальзамин, традесканция, фиалки, маранта, кактусы и т.д.
Учебно-опытный участок (отдел цветочно- декоративных растений, отдел овощных культур, плодовый сад).
Коллекции семян.
Наборы муляжей овощей и фруктов.
Гербарии травянистых растений и листьев древесных растений.
Оборудование для опытов и наблюдений: микроскоп, лупа.
2. Содержание программы
В ходе реализации программы предполагается проведение следующих видов занятий:
теоретические, на которых дети будут знакомиться с комнатными растениями, видами комнатных растений и их назначением и использованием, с экологическими факторами среды обитания растений;
практические, на которых дети приобретут растениеводческие умения и навыки, навыки культурного поведения в природе, бережного отношения к природе, сохранения природы;
экскурсионные, на которых дети познакомятся с конкретными видами комнатных растений, выращиваемыми в кабинетах и на пришкольном участке.
№ пп
Название темы
Содержание темы
1.
Введение. Техника безопасности.
Вводное занятие (правила работы, инструктаж по технике безопасности, оборудование, материалы).
Общие сведения о растениях 32
2.
Экскурсия по кабинетам для рассматривания комнатных растений
Экскурсия по кабинетам школы, знакомство с комнатными растениями, находящимися в кабинетах.
3.
Растения в доме и их разнообразие
особенности комнатных растений;
многообразие комнатных растений (различные формы);
виды комнатных растений.
4.
Размножение растений
способы размножения комнатных растений;
размножение семенами, его особенности;
размножение черенками, его особенности;
разновидности размножения черенками (черенкование, отрезками корневищ, воздушными отводками, отпрысками, усами, отводками, луковицами и др.).
5.
Фитонцидные свойства растений
представление о фитонцидах;
роль фитонцидов в природе и жизни человека;
фитонцидные свойства растений;
примеры растений, вырабатывающих фитонциды.
6.
Уход за комнатными растениями. Освещение и температура
освещение, как одно из условий жизни растений;
потребность растений в освещении,
примеры растений, нуждающихся в разной освещенности;
температурный режим, как одно из условий жизни растений;
потребности растений в температурном режиме;
примеры растений, нуждающихся в разных температурных режимах.
7.
Уход за комнатными растениями. Влажность
; влажность, как одно из условий жизни растений;
потребность растений во влажности воздуха
примеры растений, нуждающихся в различной влажности воздуха.
8.
Уход за комнатными растениями. Полив
полив, как одно из условий жизни растений;
потребность растений в поливе;
примеры растений, нуждающихся в различной интенсивности полива.
9.
Почва. Состав. Плодородие
почва и ее состав;
плодородие почвы;
типы почв;
потребность разных растений в разных типах почв;
примеры растений, нуждающихся в разных типах почв.
10.
Использование удобрений. Виды удобрений
потребность растений в удобрениях;
виды удобрений;
правила внесения удобрений в почву;
примеры растений, нуждающихся в подкормке.
11.
Воздушный режим. Рыхление
особенности воздушного режима произрастания растений;
потребность в рыхлении почвы.
12.
Вредители растений
вредители комнатных растений (тли, щитовки, паутинные клещики);
признаки появления вредителей растений;
правила борьбы с вредителями растений.
13.
Размножение комнатных растений
способы размножения комнатных растений;
размножение семенами, его особенности;
вегетативное размножение, его особенности.
14.
Семенное размножение
особенности семенного размножения комнатных растений;
примеры семенного размножения комнатных растений;
наблюдение за семенным размножением комнатных растений.
15.
Размножение побегами
особенности вегетативного размножения комнатных растений;
примеры вегетативного размножения комнатных растений.
16.
Размножение луковицами
особенности размножения комнатных растений луковицами;
примеры размножения комнатных растений луковицами;
наблюдение за размножением комнатных растений луковицами.
17.
Размножение листовыми черенками
особенности размножения комнатных растений листовыми черенками;
примеры размножения комнатных растений листовыми черенками;
наблюдение за размножением комнатных растений листовыми черенками.
Многообразие и особенности растений 34
18.
Растения пустынь. Кактусы
кактусы растения пустынь (кактусы в природе);
выращивание кактусов в доме (кактусы как комнатные растения);
условия выращивания кактусов;
виды кактусов и их особенности.
19.
Растения пустынь. Агавовые
кактусы растения пустынь (кактусы в природе);
выращивание кактусов в доме (кактусы как комнатные растения);
условия выращивания кактусов;
виды кактусов и их особенности.
20.
Растения с фальшивыми листочками
видовое многообразие комнатных растений;
семейство аспарагусовые;
особенности растений семейства;
примеры растений семейства.
21.
Красавица пустыни
видовое многообразие комнатных растений;
семейство пальмовые;
особенности растений семейства на примере финиковой пальмы.
22.
По тропическим лесам
видовое многообразие растений тропических лесов;
примеры растений тропических лесов, растущих в наших домах.
23.
Резиновое дерево индейских джунглей
видовое многообразие комнатных растений;
семейство тутовые;
особенности растений семейства на примере фикуса каучуконосного.
24.
20 растений из одного листа
видовое многообразие комнатных растений;
семейство бегониевые;
особенности растений семейства;
примеры растений семейства.
25.
Деревце, уничтожающее моль. «Щучий хвост» в цветочном горшке
видовое многообразие комнатных растений;
герань пахучая, особенности растения, использование для борьбы с молью;
щучий хвост, особенности растения.
26.
Растения тропических болот
видовое многообразие растений тропических болот;
примеры растений тропических болот, растущих в наших домах.
28.
Папирус древнего Египта
видовое многообразие комнатных растений;
семейство осоковые;
особенности растений семейства;
примеры растений семейства (циперус папирус).
29.
«Журавлиный нос» Пеларгония
видовое многообразие комнатных растений;
семейство гераниевые;
особенности растений семейства;
примеры растений семейства (пеларгония).
30
Растения шагающие по стене
видовое многообразие комнатных растений;
особенности растений семейства;
примеры растений семейства(циссус)
31.
Экскурсия на пришкольный участок
Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с растениями, выращиваемыми на участке
32-35.
Итоговое занятие. Практическая работа «Определи комнатное растение»
Подведение итогов работы за год. Проведение практической работы по определение комнатных растений. Викторина.
3. Учебно-тематический план
№ пп
Тема занятия
Кол-во часов
Практ.
Теор
Экск.
1.
Введение. Техника безопасности.
2
2
2
Общие сведения о растениях
32
15
15
2
3
Многообразие и особенности растений
34
16
16
2
4
Резерв
2
5
Итого
70
31
33
4
4.Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающиеся:
получат возможность расширить и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях, познакомиться с основами практико-ориентированных знаний о природе;
приобретут опыт ценностного эмоционально- личностного отношения к миру природы, опыт участия в природоохранной деятельности;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы (наблюдения, опыты);
будут способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
будут способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
приобретут умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
сформируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
В ходе реализации программы младшими школьниками осуществляется познание разнообразия растений, сезонных явлений, деятельности человека в природе.
По окончании учебного года обучающиеся должны знать:
особенности строения и развития растений;
разнообразные формы растений;
приспособления растений к различным условиям;
значение растений для жизни человека;
признаки сезонных изменений в природе.
По окончании учебного года обучающиеся должны уметь:
ухаживать за комнатными растениями;
выращивать цветочные и овощные культуры;
проводить простейшие опыты и наблюдения с растениями.
5. Список используемой литературы для учителя
Новый энциклопедический справочник «Комнатные растения в вашем доме».Москва Олма-пресе 2005г.
Справочник «Комнатные растения» АСТ. Асперель. Москва 2002г.
М. Миллер «Лучшие комнатные растения» Ростов-на-Дону. «Феникс» Москва «Цитадель» 2005г.
Атлас растений «Комнатные цветы: уход и лечение» А.Лимаренко, Т.Палеева. Москва, Санкт-Петербург изд. «Сова» 2006г.
Литература для учащихся
Н.Верзилин. Путешествие с комнатными растениями. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва
Д.Б.Кудрявец, Н.А.Петренко. Как вырастить цветы. Книга для учащихся.
Москва: Просвещение, 2007
А.А.Чувикова, С.П.Потапов, А.А.Коваль, Т.Г.Черных. Учебная книга цветовода. – Москва: Колос, 2008
Д.Ф.Юхимчук. Комнатное цветоводство. – Киев: «Урожай», 2009
Журналы «Цветоводство», «Цветок»
6. Календарно-тематическое планирование
№ пп
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Требования к уровню освоения программы
Формы контроля
План.
Факт.
1.
Введение. Техника безопасности.
2
07.09
08.09
07.09
08.09
Знать: правила работы, инструктаж по технике безопасности, оборудование, материалы
Выполнение
Рекомендаций
Беседа
Общие сведения о растениях 16ч.
2.
Экскурсия по кабинетам для рассматривания комнатных растений
2
14.09
15.09
14.09
21.09
Знать: значение растений в жизни человека
Ответы на вопросы входной диагностики
3.
Растения в доме и их разнообразие
2
21.09
22.09
28.09
29.09
Знать:особенности комнатных растений;
многообразие комнатных растений (различные формы);
Уметь: различать растения
Викторина
4.
Размножение растений
2
28.09
29.09
05.10
06.10
Знать:способы размножения комнатных растений;Размножение
семенами,размножение черенками, его особенности
Уметь: собирать семена цветов
Практ. работа
наблюдение
5.
Фитонцидные свойства растений
2
05.10
06.10
12.10
13.10
Знать:представление о фитонцидах; роль фитонцидов в природе и жизни человека , фитонцидные свойства растений;
Уметь приводить примеры растений, вырабатывающих фитонциды
Практ. работа
Беседа
6.
Уход за комнатными растениями. Освещение и температура
2
12.10
13.10
19.10
20.10
Знать: что освещение, одно из условий жизни растений; о
потребности растений в освещении и тепле,
Рассказ
Практ. работа
7.
Уход за комнатными растениями. Влажность
2
19.10
20.10
26.10
27.10
Знать: о влажности,как одном из условий жизни растений;
потребность растений во влажности воздуха
Уметь: поливать правильно растения
Практ. работа
Индивидуальное задание
8.
Уход за комнатными растениями. Полив
2
26.10
27.10
09.11
10.11
Уметь: поливать правильно растения
Практ. работа
Работа в паре
9.
Почва. Состав. Плодородие
2
09.11
10.11
16.11
17.11
Знать: о почве и ее составе.
Плодородие почвы;
Уметь: рыхлить почву
Практ. работа
тест
10.
Использование удобрений. Виды удобрений
2
16.11
17.11
23.11
24.11
Знать: потребность растений в удобрениях;
Практ. работа
Показ с объяснением
11.
Воздушный режим. Рыхление
2
23.11
24.11
30.11
01.12
Уметь: рыхлить почву
Практ. работа Работа в паре
12.
Вредители растений
2
30.11
01.12
07.12
08.12
Знать: вредителей комнатных растений (тли, щитовки, паутинные клещики); правила борьбы с вредителями растений
Уметь: отличить признаки появления вредителей растений;
Практ. работа
Викторина
13.
Размножение комнатных растений
2
07.12
08.12
14.12
15.12
Знать: способы размножения комнатных растений
Показ с объяснением
Практ. работа
14.
Семенное размножение
2
21.12
22.12
21.12
22.12
Знать:особенности семенного размножения
Практ. работа
15.
Размножение побегами
2
28.12
29.12
Знать:особенности вегетативного размножения комнатных растений;
Показ с объяснением
Практ. работа
рассказ
16.
Размножение луковицами
2
11.01
12.01
Знать: особенности размножения комнатных растений луковицами;
Показ с объяснением
Практ. работа рассказ
17.
Размножение листовыми черенками
2
18.01
19.01
Знать: особенности размножения комнатных растений листовыми черенками
Показ с объяснением
Практ. работа
Многообразие и особенности растений 16 ч.
18.
Растения пустынь. Кактусы
2
25.02
26.02
Знать: особенности вида
Уметь: определять растение, ухаживать за ним
Практ. работа рассказ
19.
Растения пустынь. Агавовые
2
01.02
02.02
Уметь: определять растение,ухаживать за ним Знать: особенности вида
Практ. работа рассказ
20.
Растения с фальшивыми листочками
2
08.02
09.02
Уметь: определять растение,ухаживать за ним Знать: особенности вида
Практ. работа рассказ
21.
Красавица пустыни
2
15.02
16.02
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Практ. работа рассказ
22.
По тропическим лесам
2
22.02
01.03
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Практ. работа рассказ
23.
Резиновое дерево индейских джунглей
2
02.03
09.03
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Практ. работа рассказ
24.
20 растений из одного листа
2
15.03
16.03
Знать: особенности вида
Рассказ
Практ. работа
25.
Деревце, уничтожающее моль. «Щучий хвост» в цветочном горшке
2
05.04
06.04
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Рассказ
Практ. работа
26.
Растения тропических болот
2
12.04
13.04
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Рассказ
Практ. работа
27.
Драконово дерево
2
19.04
20.04
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Рассказ Практ. работа
28.
Папирус древнего Египта
2
26.04
27.04
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Рассказ
Практ. работа
29.
«Журавлиный нос» Пеларгония
2
03.05
04.05
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Рассказ
Практ. работа
30.
Растения, шагающие по стене
2
10.05
11.05
Знать: особенности вида Уметь: определять растение,ухаживать за ним
Рассказ Практ. работа
31.
Экскурсия на пришкольный участок
2
17.05
18.05
Применять полученные знания
Практ. работа
32-33.
Итоговое занятие. Пр. раб. «Определи комнатное растение»
2
24.05
31.05
Применять полученные знания
Практ. работа
34-35
Резерв
Заголовок 1Заголовок 415