Применение интерактивной доски на уроках химии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ПЕРВОМАЙСКИЙ» ДЕРГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

















Применение интерактивной доски
на уроках химии




Учитель химии
МОУ «СОШ п. Первомайский»
Кириченко Е.Н.
















Важнейшей функцией учебного процесса, определяемой социальным заказом общества, является функция развития обучаемого. Для осуществления этого необходима специальная методическая обработка  содержания учебной программы, особая организация учебного процесса и  знание психофизиологических особенностей ученика.
Среди многочисленных средств, способствующих развивающему обучению химии, активный характер обеспечивается широким использованием средств наглядности  и особенно интерактивных средств, информационно-коммуникационной технологии.
Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу веществ. Но многое в науке такого, что невозможно увидеть, а нужно представить и понять, используя многочисленные средства наглядности и абстрактное мышление. Преподаватели химии пользуются большим количеством таблиц, на которых схематически изображены химические процессы. Это статические таблицы. Такие таблицы затрудняют процесс восприятия учащимися изучаемого материала, так как при работе трудно сосредоточиться на какой-либо одной части, этапе. Учащиеся невольно рассматривают такие детали, которые учитель еще не объяснял. В таком случае не всегда удается установить связь между словом и зрительными образами.

В сентябре я проводила опрос учеников 7-11 классов «Что вам интересно на уроках химии?»
В опросе участвовали 55 учеников.

















На протяжении года изучения химии с использованием возможностей интерактивной доски позволило в большей мере развить у детей представления о строении вещества, о механизмах химических реакций. На уроках используется не только презентации, но и творческие и исследовательские работы учеников, представленные  в виде  слайдов, а также создание кроссвордов и иллюстративных карточек, опорных схем и таблиц.   
В работе за счет использования средств интернет: «Цифровые образовательные ресурсы», «Сеть творческих учителей. Химоза», и т.д., каждый урок обогащается наглядным материалом, в том числе видео и анимационного характера, особенно по вопросам нахождения веществ в природе, роли химии в жизни общества.

Опыт  показал, что работа с интерактивной доской  улучшает восприятие материала учащимися. Дети  считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной  или с печатным раздаточным материалом.

Интерактивная доска как инновационное решение вопросов обновления материальных ресурсов актуальна особенно на уроках химии.  Её использование обеспечивает наибольшую безопасность учебно-воспитательного процесса, способствует повышению интереса к предмету, увеличивает вариативность поиска информации.
Наряду с позитивными моментами обнаруживаются и некоторые проблемы: освоение интерактивной доски требует много времени; появляющиеся все новые и новые программы требуют осознанного, грамотного выбора предлагаемого материала.
При использовании электронной интерактивной доски доступны следующие виды образовательной деятельности: - работа с текстом и изображениями; - создание заметок с помощью электронных чернил; - сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати; - коллективный просмотр Web-сайтов; - свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения или работе с ним перед аудиторией; - создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; - демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов; - демонстрация презентаций, созданных учащимися.
Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся.
Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
Доска, безусловно, очень привлекательна для детей, прежде всего, таким огромным количеством возможностей – обычные скучные занятия становятся захватывающими и увлекательными. Приготовиться к уроку с помощью доски очень просто – для этого достаточно уметь работать с обычным компьютером.
Опыт показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
К преимуществам использования интерактивных досок можно также отнести то, что учитель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Воспроизведение аудио и видео материалов можно контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если в этом есть необходимость. Замечания и добавления к файлу можно сохранять и использовать на следующих уроках или для повторения на том же уроке.
Использование на уроке интерактивной доски позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения.

Интерактивная доска - одно из средств ИКТ-технологии - инновационное решение материальных ресурсов в учебно- воспитательном процессе, позволяющее смоделировать происходящие в природе процессы, создать условия для лучшего восприятия учениками материала. На основе работы с доской применение различных педагогических технологий становится более ярким, наглядным, действенным. Мною используется возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д..
Для работы использую  разнообразные программы, освоение которых дало новые возможности  в усовершенствовании методических приемов обучения:

1. A-Migo - программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц , сменяющих друг друга в произвольном порядке;
Тест 1-а; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-г; 7-б; 8-в; 9-г; 10-в.
2. Microsoft Office  Power Point – программа для создания презентаций;
5. День и ночь кричит, а голос не устает (водопад)
3. Microsoft Office Word – программа для создания текстов, схем, таблиц;
4. Microsoft Offise Publisher – программа для создания плакатов, веб-квестов;
5. Hot Potatoes - программа используется для создания различных  интерактивных упражнений, кроссворды, тесты  и многое другое.

А также многочисленные образовательные диски и ресурсы Интернет.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь результат виден сразу, усвоен материал или нет. Инновационные процессы не меняют методической основы урока, но усиливают её эффективность. Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Работа с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.


15