Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики на уроках русского языка.


Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики.Речь ярко характеризует человека, она – зеркало его интеллекта. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – желание каждого из нас. Поэтому объяснимо то большое внимание, которое отводится лексической работе на уроках русского языка.
Работа по лексике на уроке русского языка имеет большое как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение лексики заключается в том, что ее изучение расширяет знание учащихся о языке, показывает существующие связи между лексикой и другими уровнями языка: между лексикой и фонетикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса языка, тем самым формируя взгляд на язык как развивающееся явление.
Практическое значение лексики заключается в том, что ее изучение раскрывает слово как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся и основой работы по стилистике. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над изобразительно-выразительными средствами изучаемых произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем, совершенствует умение точно, эмоционально и образно передать свои мысли, чувства, волеизъявления. Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку.
Лексикологические и фразеологические умения формируются с помощью специальных упражнений: 1) общих при изучении каждого лексического понятия и 2) частных, специфичных для каждого лексического явления.
Остановимся на общих упражнениях.
Нахождение изучаемого лексического явления среди слов,в словосочетании, в предложении или в связном тексте (по образцу и без него). Чтобы выполнить это упражнение, учащиесядолжны знать отличительные признаки (приметы) каждого из лексических явлений.
Подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое лексическоеявление. Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либоиз печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.
Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.С помощью этого упражнения создаются условия не только для закрепления функциональных свойств изученных лексических явлений, но и для понимания изобразительно-выразительных средств в изучаемых художественных произведениях на уроках литературы.
Группировка изучаемых лексических явлений. К выполнениюданного упражнения учащихся необходимо готовить, устанавливаяединое основание деления слов на группы.
Нахождение и исправление лексических ошибок. Материаломдля этого упражнения служат группировки лексических явлений,составленных не по одному основанию, или группировки, составленные самими учащимися с ошибками.
Составление таблиц лексических явлений. При выполненииэтого упражнения, помимо выяснения единого основания группировки лексических явлений, следует показывать способы расположения материала по горизонтали и вертикали.
Лексический разбор. Его содержание и последовательностьопределены Н. М. Шанский. Из методистов о нем писали Т. М. Пахнова, М. Т. Баранов. Лексический разбор как упражнение заключается в характеристике слова с точки зрения особенностей изученных лексических понятий. Данное упражнение может быть выполнено только с опорой на словари.
Для формирования умения пользоваться толковым словарем используются упражнения следующих видов.
Нахождение в словарной статье толкового словаря ее структурных элементов. Это упражнение закрепляет знания учащихся о структуре словарной статьи. Учащихся можно попросить назвать заглавное слово, грамматические пометы, толкование лексического значения слова, если оно однозначное, или какого-то одного лексического значения, если слово многозначное, примеры употребления слова.
Нахождение в словарях слов по тем или иным пометам.Данное упражнение учит школьников применять знания о тех илииных свойствах слова, находить сведения об условиях употребления или неупотребления слова в зависимости от этих его свойств.
Составление словарной статьи знакомого слова. Такое упражнение требует синтеза знаний ученика о слове, о структуре словарной статьи. Школьник должен вспомнить многое о слове: однозначное оно или многозначное; какой частью речи является; общеупотребительное или ограниченного употребления; устаревшее или употребительное в настоящее время. В результате такого анализа учащийся наберет материал для грамматической характеристики, для отражения в толковании различных помет.
Кроссворд. Кроссворд, как известно, представляет собой смысловую задачу, заключающуюся в отыскании заглавного слова потолкованию (полному или неполному) лексического значения.
В совокупности все названные упражнения помогут сформировать у школьников умение пользоваться толковым словарем.
Задачи изучения лексических явлений в школьном курсе лексики неодинаковы, поэтому набор видов лексических упражнений, а также характер заданий к ним различен. Он зависит от специфики изучаемого лексического явления и формируемого лексического умения.
При изучении лексики и фразеологии используются и межпредметные связи.
Межпредметные связи — это целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами. Они реально выражаются в том общем содержании, которое вычленяется при сопоставлении друг с другом соответствующих школьных программ. Это общее содержание выступает, во-первых, в виде понятий, фактов и закономерностей и, во-вторых, в виде умений и навыков.
По характеру общего в содержании контактируемых учебных предметов выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.
Понятийно-терминологическая межпредметная связь имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения (ср. русский язык и иностранный язык, язык определённой республики); во-вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения (ср. русский язык и литературу, историю, географию, анатомию, математику, музыку). При относительно полном совпадении объекта изучения контактируют одинаковые понятия (например, звук, слово, предложение и т. д.), а при частичном — смежные понятия (например, «звук» на уроках русского языка и «звукопись» на уроках литературы; «национальный язык» на уроках русского языка и «нация» на уроках истории и т. д.).
Коммуникативно-речевая межпредметная связь проявляется в виде общих правописных навыков, речевых умений и выступает в двух видах: связь на уровне языковой и правописной нормы (нормативная связь) и связь на уровне речи (коммуникативная связь). Нормативная связь опирается на общность орфографических навыков, орфоэпических, семантических и стилистических умений в области терминологии контактируемых предметов. Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале соответствующей науки, в процессе ознакомления с которой школьники учатся выражать свои мысли в связной форме.
Учебно-дидактическая межпредметная связь русского языка может быть неконтекстной и контекстной. В первом случае используются отдельные слова (или тематические группы слов), словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета, во втором — тексты, содержащие отдельные сведения из этих предметов.
Неконтекстный и контекстный учебно-дидактический межпредметный материал используется на уроках русского языка в качестве текстов упражнений, закрепляющих те или иные изучаемые языковые или речевые явления. Вместе с тем он позволяет учителю показать, что язык обозначает предметы, явления окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, внутренних переживаний.
Содержание раздела «Лексика» в школьном курсе русского языка вступает в межпредметные связи по всем трем направлениям:а)понятийно-терминологическая связь на уровне одинаковыхпонятий имеет место между русским языком и иностранным языком,а также языком данной союзной республики (во всех этих предметах изучается слово, его лексическое значение, многозначность слова, омонимы, синонимы, антонимы, заимствованные слова, фразеологизмы), а на уровне смежных понятий — с литературой (изучаются понятия «эпитет», «олицетворение», «метафора», «антитеза», «профессионализмы», «гипербола», «авторские новообразования», «устойчивый оборот», с историей (изучаются понятия «развитие общества», «народ», «нация», «заимствование»);
б)коммуникативно-речевая связь имеет место между всемиучебными предметами на уровне нормы (работа над употреблением слов в свойственном им значении) и на уровне коммуникации (работа над употреблением терминов — специальных слов внаучном стиле речи);
в)учебно-дидактическая связь имеет место между всеми учебными дисциплинами, содержание которых в виде отдельных слов,словосочетаний, предложений, текстов может быть использованона уроках лексики для иллюстрации тех или иных лексических явлений, для формирования учебно-языковых лексикологических умений.
Межпредметный материал — понятийно-терминологический, коммуникативно-речевой и учебно-дидактический — по-разному используется в учебном процессе. При изложении нового лексического материала, если было опережение, знания, полученные при изучении другого предмета, повторяются. Для этого можно поставить следующий вопрос: что вы знаете о данном явлении из уроков иностранного языка (литературы)? Далее учитель говорит о том, что о названном явлении учащиеся узнают много нового на данном уроке.
Если школьники впервые познакомились с лексическим явлением на уроках русского языка, то межпредметный материал используется при повторении. Для этого ученикам предлагается вспомнить, что они узнали, например, на уроках литературы (иностранного языка) об изучаемом лексическом явлении и рассказать о нем, используя известные сведения, полученные при изучении других предметов.
При закреплении (в момент изучения на уроках лексики или позднее в процессе повторения) для использования межпредметного языкового материала могут быть предложены следующие задания: найдите в учебнике (истории, географии и т. д.) тексты с определенными словами; вспомните и назовите определенные группы слов из данных учебных предметов (математики, биологии и т. д.).
В результате работы по лексике и фразеологии учащиеся должны знать (в соответствии с познавательными и практическими задачами их изучения):— что изучается в лексике и фразеологии (слова и фразеологизмы русского языка; лексическое значение слова, лексическое значение фразеологизма; группы слов по значению, употреблению и происхождению);
— назначение слова в языке (одна из основных единиц языка);функции слова и фразеологизма в языке; назначение в языкемногозначных слов, синонимов, антонимов, неологизмов, фразеологических оборотов; в речи слов с переносным значением, синонимов, антонимов, диалектных, профессиональных и устаревших слов;
— причины устаревания имеющихся слов и появления новых слов;
— формулировки определений лексического значения слова, однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов,заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов, фразеологических оборотов;— виды и назначение толковых словарей; строение словарной статьи толкового и фразеологического словарей.
В результате изучения лексики учащиеся должны уметь:
— толковать лексические значения известных слов;
— узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в контексте (в словосочетании, предложении, в тексте);
— в несложных случаях подбирать к слову синонимы, антонимы, фразеологические обороты; к фразеологическому обороту подбирать слова — синонимы, антонимы и фразеологические обороты — синонимы, антонимы;
— находить в тексте слова с переносным значением, синонимы,антонимы, фразеологические обороты, диалектные и профессиональные слова, устаревшие слова;
— в ясных случаях определять изобразительно-выразительнуюроль в текстах разных стилей слов с переносным значением, синонимов, антонимов, фразеологических оборотов, диалектных, профессиональных и устаревших слов, неологизмов;
— употреблять в необходимых случаях в собственной речиизученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с переносным значением, фразеологические обороты;
— пользоваться толковыми словарями разных типов.
Для контроля за усвоением перечисленных знаний и овладением указанными умениями необходимо использовать как устные, так и письменные формы проверки. Текущая проверка знаний по лексике и фразеологии и лексических умений реализуется при опросе. Для устной проверки целесообразно ставить вопросы следующих типов:Какие слова называются, например, антонимами? Как называются слова, обозначающие противоположные предметы (признаки, действия)? По каким признакам мы определяем, что слова являются, например, синонимами? Что общего и чем различаются однозначные и многозначные слова? И т. п.Следует иметь в виду, что первый вопрос ставится преимущественно на первоначальном этапе усвоения изучаемого лексического явления. В дальнейшем желательно ставить вопросы, направленные на выяснение осознанности понимания изученного лексического явления.
Наряду с вопросами целесообразно предлагать задания следующих типов:
а) привести примеры устаревших слов (омонимов, фразеологизмов и т. п.);
б) определить, являются ли данные слова синонимами и т. п.;
в) показать, что данные слова являются многозначными, и т. п.
С целью проверки учебно-языковых лексикологических умений можно предлагать для выполнения упражнения следующих типов: а) найти в тексте (в словаре) такие-то лексические (фразеологические) явления; б) сгруппировать слова, включая в одну группу одинаковые лексические или фразеологические явления; в) составить словосочетания или предложения с данными лексическими или фразеологическими явлениями.
Попутная проверка знаний по лексике и фразеологии, а также учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений происходит при изучении нелексического материала. Она нужна для того, чтобы поддерживать у учащихся знания и умения на достаточно высоком уровне и при необходимости вовремя провести работу, направленную на их закрепление. Ставя вопросы по лексике и давая школьникам лексические задания, следует учитывать, во-первых, задачи осмысленного понимания учащимися изученного материала по лексике, во-вторых, возможную связь лексических и фразеологических явлений с изучаемым грамматическим материалом.
Для реализации этих положений целесообразно предложить учащимся вопросы и задания следующих типов:
-Почему от данного слова не образуется указанная форма слова? Что общего и чем различаются, например, однозначные и многозначные слова? Что общего и чем различаются лексические и грамматические синонимы? Почему одни слова уходят из употребления", а другие появляются? Почему одни слова являются общеупотребительными, а другие -необщеупотребительными? Докажите, что данные слова относятся к данным лексическим явлениям. Найдите в упражнении данные лексические и фразеологические явления. Для какой цели существуют толковые словари?
Повторительно-обобщающая проверка знаний по лексике и фразеологии и учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений реализуется на уроках повторения в конце тем «Лексика» в 5 классе и «Лексика и фразеология» в 6 классе, а также в конце учебного года. При повторении пройденного в конце темы внимание концентрируется, во-первых, на воспроизведении полученных знаний об изученных лексических и фразеологических явлениях, во-вторых, на выяснении понимания учащимися системных отношений между лексическими и фразеологическими явлениями и зависимости их использования от сферы применения языка, в-третьих, на проверке уровня учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений.
Решению этих задач способствуют вопросы и задания следующих типов:- Какие слова называются синонимами, диалектными словами и т. д.? Что общего между данными лексическими явлениями и чем они различаются? Какая имеется зависимость между данными лексическими явлениями? В каких случаях употребляются в речи данные лексические и фразеологические явления? Расскажите, что вы знаете о данном лексическом (фразеологическом) явлении. Сравните данные лексические и фразеологические явления. Приведите примеры данных лексических и фразеологических явлений и докажите, что вы правильно их подобрали.Целесообразно также выяснить, в каких разделах науки о языке изучаются лексические и фразеологические явления.
Для проверки уровня учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений можно использовать упражнения следующих типов: а) найти в тексте (или подобрать по памяти) определенные лексические или фразеологические явления и обосновать свой ответ; б) сгруппировать данные слова и фразеологические обороты по соответствующим лексическим или фразеологическим явлениям; в) составить предложения (или небольшой текст) с данными лексическими или фразеологическими явлениями, чтобы в них ясно осознавалась их специфика; г) определить с помощью толкового и фразеологического словарей значение, происхождение и употребление данных слов и фразеологических оборотов.
При повторении пройденного в конце года проверяется знание учениками лексикологических и фразеологических понятий, особенно лексических и фразеологических явлений, их связи друг с другом и с нелексическим материалом, а также уровень учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений. Для реализации этих задач целесообразно предлагать вопросы и задания следующих типов:Какие слова называются, например, синонимами? В какие смысловые группы объединяются слова? На какие группы по происхождению (или употреблению) делятся слова? В каких стилях речи чаще всего употребляются, например, профессиональные слова? Что общего и чем различаются фразеологические обороты и слова? Расскажите о синонимах (антонимах, устаревших, новых словах и т. д.).
Учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения проверяются при лексическом анализе текста, в процессе которого учащиеся находят в нем определенные лексические и фразеологические явления и обосновывают свой ответ.
Таким образом, значение лексики и фразеологии в обучении русскому языку огромно. Нельзя допускать, по нашему глубокому убеждению, сугубо формального преподавания лексики и фразеологии. Формализм этот проявляется по-разному, и прежде всего в том, что к лексике и фразеологии не обращаются при изучении грамматики и орфографии. Сопоставление же грамматических явлений с лексическими как бы проявляет существенные свойства и лексики, и грамматики, их специфику в значении и структуре.
Необходимо прививать учащимся интерес к изучению лексики и фразеологии как к наиболее «выигрышным» в этом отношении разделам, а через интерес к ним переносить этот интерес и на все остальные разделы курса русского языка. Лексическая работа на уроках становится еще более актуальной в связи с подготовкой к ГИА, где ряд заданий основан на знаниях именно лексики.