Урок — ярмарка Ярмарочное гулянье
МОУ «Павловская школа»
Конспект урока «Ярмарочное гулянье»
Подготовила : учитель музыки Зуйкина Светлана Васильевна
Целевая аудитория : учащиеся старших классов
Январь 2016 год
Урок – праздник
Ярмарочное гулянье
Цель урока – Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского (балет «Петрушка»).
Задачи:
1) развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
2) формировать умения выражать свои впечатления в пении, игре или пластике;
3) развивать музыкальные способности (мелодический, гармонический слух, чувство ритма);
4) активизировать познавательную деятельность учащихся.
Использование современных педагогических технологий:
ИКТ.
Игровые технологии.
Технология развивающего обучения.
1.Организационный момент
Вход под музыку
На экране иллюстрация картины Нагорнова Владислава Анатольевича «Ярмарка».
- Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на выставку предметы русского декоративно-прикладного искусства. Многие хотели бы приобрести эти красивые и нужные произведения традиционных русских промыслов и ремесел – отличный товар. А на картине русского художника Владислава Анатольевича Нагорнова как раз изображена бойкая торговля разнообразными товарами. Вы догадались куда я хочу вас пригласить? – ответы детей.
Я приглашаю вас на ярмарочное гулянье.
Что же мы сможем узнать и повторить на уроке?
Традиции русских ремесел и промыслов
Традиции русских ярмарочных гуляний
Отражение этих традиций в искусстве.
2.Образ ярмарки
Что же такое ярмарка?
(вам поможет иллюстрация на экране)
(Ответы детей.)
- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»
Для того чтобы представить себе, что происходило на ярмарке, я попрошу вас выполнить следующее задание:
1 команда - вы будете продавать вкусные сушки, баранки, бублики.. Подумайте, как вы будете зазывать покупателей. (На столе у ребят лежит ожерелье из сушек)
2 команда - вы продаете посуду, украшенную хохломской росписью. (На столе у ребят – сахарница, солонка).
3 команда - вы продаете керамическую посуду. (На столе – изделия народных промыслов).
4 команда – вы продаете павлопасадские теплые и цветастые платки.
Каждый из вас продавец. По моей команде каждый, начнет расхваливать свой товар. И, начали! (мои подсказки: покупаем маковые сушки, бублики. Самые вкусные только у нас!, сахарницы, солонки расписные, подходите, покупайте!, сказочные птицы, птицы-счасться, покупай, не скупись!»)Нет, если вы будете очень тихо расхваливать свой товар, то к вам никто никогда не подойдет. (Повторяем задание все вместе)
Стоп. Спасибо, ребята.
Теперь нам, я думаю понятно, что происходило на ярмарке.
На ярмарку приезжали торговые люди из разных городов и областей (или как их называли в старину губерний). В каждой местности были свои народные промыслы и ремесла.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Украшением любой ярмарки были изделия Городецких мастеров, разукрашенные диковинными птицами, розанами. Посуда из города Гжели расписывалась всеми оттенками синего цвета. На весь мир славились тульские самовары да пряники, и горела золотом хохлома.
Кто хочет рассказать нам о золотой хохломе?
Хохломская роспись (Хохлома) - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешней Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Скородумово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.
Благодаря иконописцам, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" В хохломской росписи используются цвета: золотой, красный, черный.
Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.
И в наше время продолжают жить и развиваться традиции безвестных русских мастеров поволжского промысла.
Павловопасадские платки. История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме красоты обладают также практическим применением – их можно носить.
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.
Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. Сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы.
Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей
Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Кроме платков, выпускается большой ассортимент шалей и шарфов. Всю эту продукцию можно узнать безошибочно — даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.
Скопинская керамика. Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Годом рождения Скопинской керамики считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников. В Скопине появилась отрасль, прославившая его на всю Россию. Скопинские мастера делали фигурные сосуды и подсвечники, выполненных в виде диковинного зверя или птиц, рыб.
Чем еще славились рязанские мастера?
Ответы учащихся.
ОБРАЗ ярмарочного гулянья.
На ярмарках не только продавали и покупали разные товары, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, катались на каруселях, хоровод водили! Хоровод, этот простой танец был одним из самых древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.
Исполнение хоровода «Земелюшка – чернозем.
Народные традиции Ярмарочных гуляний нашли отражение в творчестве русских художников, писателей и композиторов.
Картина Б. М. Кустодиева «Ярмарка»
А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе.
Балаган - это ярморочное увеселение, которое быстро приобрело широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Именно таким малоприятным названием на Руси назвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. Самым любимым в народе героем представлений был Петрушка.
В начале XX века русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил балет «Петрушка». В балете нашли свое отражение традиции народного ярмарочного гулянья. Уличные музыканты играют на шарманке. Бой барабана и старый фокусник оживляет трёх кукол: Балерину, Петрушку и Арапа. Начинается представление.
- Какой получился у русского композитора Игоря Федоровича Стравинского образ Петрушки? (на экране – фото композитора, годы жизни)
Почему композитор взял и соединил несколько мелодий, превратив музыку в шум и гомон?
Стравинский показал нам оживленный характер многолюдной ярмарки, показал веселого Петрушку.
Вспомните, как мы наперебой расхваливали свой товар, + добавьте выкрики скоморохов – и вы получите этот шумный образ.
Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став первыми на Руси актёрами и музыкантами. Скоморохи исполняли забавные шуточные песни, играли на музыкальных инструментах.
Кто сегодня хочет выступить в роли скоморохов и поиграть на музыкальных инструментах? (учитель приглашает учащихся)
Исполнение песни «Во кузнице»
Ярмарочные гулянья не проходили без веселой пляски. О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Победителя плясок определял народ. Люди «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.
Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.
Исполнение песни «Ай на горе дуб, дуб» (с движениями и игрой на музыкальных инструментах»Пение частушек.
Пришла пора нам с ярмаркой прощаться
И ей мы до свиданья говорим.
За добрый смех и за участье
Друг друга мы благодарим!
Подведение итогов.
Справились ли мы с задачами урока?
Какие традиционные промыслы и ремесла мы повторили?
Какие жанры русской народной песни вы исполняли?
Какой русский композитор написал балет «Петрушка»? (И.Ф,Стравинский)
На уроке мне понравилось выступление…
Сегодня был урок
-путешествие,
-соревнование,
-праздник.
Наш урок «Ярмарочное гулянье» - это праздник, праздник встречи с любимой народной и классической музыкой, с великим искусством, которое творит талантливый русский народ.
В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.
В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.