Педсовет «Классный час как форма организации воспитательного процесса»
А.Д Тойбазарова, заместитель директора по ВР, КГУ ОШ№ 116 г. Алматы
Н. В Гвоздева, руководитель МО классных руководителей, КГУ ОШ№ 116 г.
ПЕДСОВЕТ
«Классный час как форма организации воспитательного процесса»
Цель:
повысить эффективность проведения классного часа как одной из основных форм воспитательной работы
Задачи:
Содействовать формированию у педагогов научно-обоснованных представлений о классном часе, его основных компонентах, алгоритме подготовки и проведения.
Проанализировать и оценить результативность открытого классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению.
Принять и утвердить «Положение о классном часе»
В ходе подготовки к педсовету были посещены классные часы в каждом классе, проведено анкетирование детей и классных руководителей, диагностика психолога по организации воспитательной работы.
План проведения педсовета:
Голос ученика (видео) Дети отвечали на вопросы:
- Как ты считаешь нужно ли проводить классные часы?
- Классный час и урок: - это одно и то же? Почему?
- Зачем нужны классный час?
- Какие классные часы тебе запомнились? Почему?
Выступление Бекмуратовой С.А. по результатам диагностики.
Вопросы анкет:
- Что Вы думаете о классном часе?
- Хотели бы Вы сами определять темы классного часа?
- Участвуете ли Вы в подготовке классных часов?
Да Нет Иногда Нет, но хотелось бы
- Какой последний классный час Вы запомнили? О чем он был?
- Каким бы Вы хотели видеть классный час?
Веселый
Интересным
Таким какой есть
Более познавательным
Различные мероприятия
-Какие темы классных часов Вы хотели бы предложить?
Выступление Тойбазаровой А.Д. по теме педсовета
Анализ разработок классных часов. Обмен мнениями. Гвоздева Н.В
Практическая работа
Уважаемые коллеги! Хочу начать педсовет с задания, выполнение которого позволит выяснить сущность такой формы работы как классный час. Для этого вам предлагается ряд определений классного часа. Ваша задача – определить, какое их них на ваш взгляд является наиболее точным и почему ( 2 мин)
Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы.
Н.И. Болдырев
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Н.Е.Щуркова, Н.С. ФинданцевичКлассный час – время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия.
Е.В.ТитоваКлассный час, в нашем понимании, - это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.
Л.И.МаленковаКлассный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками.
В.П.СозоновЧас классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Л.В.БайбородоваОБОБЩЕННОЕ ПОНЯТИЕ КЛАССНОГО ЧАСА:
Под классным часом понимается специально отведенное классному руководителю время для проведения воспитательной работы с учащимися класса
НАМИ КЛАССНЫЙ ЧАС ПОНИМАЕТСЯ
как гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Основные компоненты личностно-ориентированного классного часа
Целевой Целевые установки связаны прежде всего с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.
Содержательный Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности.
Организационно-деятельностныйУчащиеся являются полноправными организаторами классного час, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.
Оценочно-аналитический В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.
Для подготовки и проведения классного часа в любой форме разработан определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы:
Определение целей и задач.
Выбор формы воспитательной работы, определение жанра.
Создание психологического настроя.
Предварительная подготовка.
Проведение самого мероприятия.
Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:
обсуждение успешности (не успешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.
Классный час должен быть не регламентирован временем (он может продлиться от 20-30 минут до нескольких часов).
Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в библиотеке, в спортзале, на природе, на улице…и т.п.
Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой приглашенный, родитель это может быть и группа людей (группа родителей, авторский коллектив, творческая группа и т.д.).
Подготовку и проведение классного часа можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых действий.
Первый ШАГ
Уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, важно, чтобы каждый из ребят принял участие. А из образуемой «кучи малы» идей всегда можно выбрать интересные предложения.
Второй ШАГ
Выбор цели, содержания, формы и место проведения классного часа, формирование общества его организаторов
Целевые ориентиры:
Формирование знаний о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.
Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.
Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
В основу классного часа обязательно должна ставиться проблема, и эта проблема должна быть личностно значима для каждого ребёнка. Только в этом случае можно добиться реализации поставленной воспитательной цели.
Очень часто педагог ставя воспитательные цели реализует их пассивными методами ( лекции, беседы во время которых дети изнывают от скуки либо ищут чем бы заняться) Выбирая форму проведения классного часа следует отдавать предпочтение активным методам воспитания
дискуссионные формы:- диспут,- дискуссия,- конференция,- круглый стол,- вечер вопросов и ответов,- встреча с приглашенными людьми,- лекция,- лекторий,- аукцион;
формы состязательного характера:- конкурс,- викторина,- путешествие,- КВН,- эстафета полезных дел,- смотр,- парад,- презентация,- турнир,- олимпиада;
творческие формы:- фестиваль,- выставка,- устный журнал,- живая газета,- творческий труд,- представление (проектов),- юморина,- спектакль,- концерт,- ярмарка;
игровые формы:- ролевые игры,- сюжетные игры,- интеллектуальные,- игры – катастрофы;
формы психологического просвещения:- тренинг,- исследование;
подвижные формы:- веселые старты,- малая олимпиада,- школьная олимпиада,- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
формы работы вне школы:- экскурсия,- поход,- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Третий ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
В подготовительной работе к классному часу сочетаются приемы и методы как индивидуальной, так и групповой деятельности учащихся, классный руководитель является координатором совместных усилий по подготовке классного часа. Старается сделать все для того, чтобы готовящееся мероприятие было полезным и интересным для учащихся, способствовало проявлению и развитию их индивидуальности, творчества. Вместе с ребятами определяет, кто из них будет выполнять роль главного героя в данном классном часе, чьи творческие способности помогут в его проведении.
Чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов как инициативная группа, совет дела, творческая группа.
Четвертый ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
Пятый ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
Шестой ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы
по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Качественная оценка классного часа
Цели и задачи классного часа: ясность, чёткость формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, логике развития воспитательного процесса.
Оформление классного часа: продуманность, современность, оригинальность оформления, его необходимость для реализации замысла классного руководителя, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе.
Содержание: интеллектуальная и духовно нравственная ценность избранного содержания: соответствие содержания теме, целям и задачам классного часа.
Организация: использование современных технологий (компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, применение диалоговых приёмов общения).
Поведение и деятельность учащихся: участие детей в целеполагании, дисциплинированность и активность учащихся в ходе классного часа.
Педагогическое обеспечение классного часа: эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение педагогического такта и культуры речи. Компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности.
Полученные результаты: удовлетворённость классного руководителя и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итоги
На завершающем этапе педсовета его участникам (учителям) показ мультфильма «Как добиться своей цели». После его просмотра они должны объяснить в чём заключается проблема. Почему поросёнок так и не смог добиться желаемого?
5. Практическая работа
Участникам педагогического совета были розданы разработки классных часов взятые из интернета. Перед ними была поставлена следующая задача: проанализировать данные разработки, отметить их положительные и отрицательные стороны, и предложить такие формы и методы проведения данного классного часа, вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность.
Решение педагогического совета
1. Разнообразить формы и методы проведения классных часов, включая проектную деятельность и ИКТ, методы самоконтроля и самооценки деятельности.
2. Привлекать учащихся к определению тем для классных часов и их проведению.
3. В конце учебного года каждому классному руководителю представить в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.
4. Делиться опытом с коллегами, проводить открытые классные часы не менее 1 раза в год.