Статья по технологии на тему Народные традиции как средство развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности
Народные традиции как средство развития личности в урочной и внеурочной деятельности школьников.
Шевцова М.И.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды мы пожинаем ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Жизнь показала, что игнорирование народных основ воспитания, многовековой культуры дает отрицательные плоды: выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа.
В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживаются тенденции значительного ослабления восприятия в сознании у молодёжи таких ценностей, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, общечеловеческие.
Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.
Высокую эффективность воспитательного воздействия школы в воспитании подрастающего поколения можно обеспечить, если: учащиеся школ систематически и постоянно будут ознакомлены с народными традициями. Необходимо народные традиции широко внедрять в практику работы школы и организовывать мероприятия, которые по содержанию отвечают современным требованиям и в тоже время опираются на народную культуру. Необходимо организовывать совместную деятельность учащихся и взрослых, обеспечивающую оптимальное воспитание и условие усвоения детьми народных традиций.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Без глубокого всестороннего изучения старинных промыслов и ремесел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций народа. Это наши корни, которые питают и обогащают современную культуру.
Большие возможности для изучения традиций родного края предоставляется на уроках технологии.
В каждый раздел этого предмета включены сведения национального характера, учащиеся знакомятся с народными обычаями и обрядами, народными ремеслами, проводится параллель между стариной и современностью.
В рамках раздела образовательной области технология «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». В 5классе провожу урок «Куклы бывают разные или кукольная история»
Урок проводится в игровой форме. Небольшое театрализованное представление, подготовленное учащимися, рассказывает о куклах старинных и современных. Презентация, подготовленная учителем, знакомит учащихся с народными традициями изготовления куклы, знакомит с типами и назначением народной куклы. В презентации подробно показано изготовление куклы «Ангел». Вторая часть урока практическая работа. Учащиеся изготавливают куклу «Ангел».
Кукла появляется в жизни каждой девочки чуть ли не с самого ее рождения.
Вырастая в окружении кукол, дети практически ничего не знают об истории возникновения этой игрушки. А ведь кукла - часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом.
Представленный урок-театр дает возможность детям узнать историю возникновения русской куклы, пробуждает интерес к созданию этой игрушки своими руками, ведь такая кукла, как и прежде, передает ребенку ощущение радости труда и красоты, она помогает ему понять не только окружающую его действительность, но и свой внутренний мир.
Непосредственное участие детей в проведении урока (и тех, кто занят в сценарии, и зрителей) создает доброжелательную атмосферу и дает возможность ребятам раскрыть свои творческие возможности
Следуя народным традициям и продолжая развивать навыки, полученные на уроках в 5 классе, с девочками 6-7 классов учимся «вертеть» кукол различного назначения. Казалось бы, зачем сегодня делать кукол своими руками? Но не всем по душе эти пластмассовые игрушки. Слишком глупы и бездушны их лица. И потому некоторые девочки играют в другие куклы, а заодно возрождают давно забытое народное искусство. Замечено, что куклы, сделанные своими руками, способны исцелять душу и тело. Девочки не только учатся делать кукол, но, и обряжают их в национальные костюмы.
Говоря о приобщении детей к традициям народной культуры, нельзя забывать о народной вышивке, о ее связи со стародавними традициями, обычаями и обрядами народа. На уроках технологии решили возродить еще одну народную традицию: в виде девичьих посиделок проводим вводное занятие по вышивке. Под тихое звучание народных песен дети знакомятся с историей вышивки, с цветовой гаммой ниток у того или иного народа; с орнаментальными мотивами русской вышивки.
Традиционно в школе проводиться выставка работ учащихся. В ней принимают участие все желающие. Выставка всегда вызывает большой интерес у школьников, педагогов и родителей.
В соответствии с тематическим планом работы 8 классе провели урок «Прелесть русского народного костюма». Целью урока было способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, расширить словарный запас учащихся.
На практических занятиях по технологии девочки изучали виды отделочных швов, применяемых для украшения мужской и женской одежды. Некоторые образцы вышивки были выполнены учащимися.
Стало традицией проводить экскурсии с детьми к народным умельцам села. Например, в 2014-2015 учебном году дети посетили Чайкину Веру Викторовну. Вера Викторовна показала детям вышивки, выполненные своими руками. При этом мастерица отметила что вещи, сделанные с любовью, несут в себе добро и радость. Кроме этого Вера Викторовна рассказала девочкам о способе получения пряжи из шерсти животных. А затем наглядно продемонстрировала процесс получения пряжи. Каждая ученица попробовала прясть пряжу своими руками при помощи прялки. Затем мастер показала вещи, выполненные из полученной пряжи.
Детей очень заинтересовал рассказ рукодельницы. Многие решили попробовать себя в различных видах рукоделия.
Развивая творческие способности детей, сотрудничая со взрослыми на краеведческой основе, мы возрождаем забытые приемы, в результате чего получаются красивые, эстетически оформленные, современные работы. На уроках технологии поэтапно изучается русский национальный костюм.
Все это позволяет формировать личность учащихся в духе национальных традиций и культуры, т.к. народная культура дает возможность строить образование с учетом многовекового наследия русского народа, реализовать связь времен.
Если мы хотим возродить в сознании подрастающего поколения общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле мы должны создать благоприятные условия в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры родного края.
В этом нам поможет внеурочная деятельность.
Дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают традиционный народный календарь, обычаи и обряды, знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.
Внеурочная деятельность реализуется в различных формах:
Беседа;
Фольклорный праздник;
Театрализованное представление;
Экскурсия в краеведческий музей;
Выставка – ярмарка.
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Наиболее популярными среди школьников стали праздники «День матери», «Неделя добра», «Рождественские вечера», «Проводы Русской Зимы», праздничные мероприятия к Дню Победы.
Подтверждением успешности традиционных общешкольных мероприятий является то, что при опросе практически все учащиеся называют каждое из этих мероприятий как запомнившееся своей яркостью, интересным содержанием.
Данные факты говорят о том, что наши традиции сохраняются благодаря усилиям педагогов, которые активно, творчески поддерживают и развивают их.
Итак, важнейшим аспектом воспитательной работы учителя в современных условиях является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности. Главным результатом в воспитании будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.
Список литературы:
1. Аникин В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре.- М.,1991.
2. Блинов Г. П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. - М., 2009.
3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. “Мифы древних славян. Велесова книга”. Саратов, “Надежда”, 1993.
ђЗаголовок 215