Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Тема публикации:
«Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с умственной отсталостью.
В соответствии с Образовательным Стандартом педагогическая деятельность специальных (коррекционных) школ VIII вида направлена на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации.
Преобразования, в образовательной системе современной школы заключается в изменении целевых установок направленных не только на получение знаний, но и на развитие и воспитание детей с ОВЗ.
Вместе с тем чрезвычайно важным остается вопрос активизации познавательной деятельности ученика.
Особый общественный характер приобретает проблема активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Необходим поиск более увлекательных приемов деятельности, получение информации из различных источников, осмысление и применение полученных знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ в реальных жизненных ситуациях.
Традиционное обучение в отечественной коррекционной школе является по сути достаточно консервативным, в силу своей спецификации. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия образовательных программ жизненным реалиям.
Социализация детей и интеллектуальной недостаточностью в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых-коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.) для организации жизни детей, как своеобразного «проекта»: определение дальнейшей и ближайшей перспективы, нахождение необходимых ресурсов, определение плана действий и целей.
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида направлена на социализацию личности, т.к. чрезвычайно важно ребенку с нарушением интеллекта научится общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ними людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научится жить в нем.
Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, дает возможность детям проявить свое творчество, фантазию, возможность реализовать свои способности.
Безусловно, для детей с нарушение интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен.
Метод проектов в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в школе VIII вида.
Ведущую и направляющую роль в деятельности педагога играет:
- постепенное увеличение объема знаний, умений и навыков;
- выполнение проектов в различных областях учебных предметов начинать с учетом тематического принципа и принципа ситуативности (семья, школа, места отдыха, родной край и др.);
- постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем;
- оказание необходимой помощи школьникам с учетом индивидуального стиля познавательной деятельности и работоспособности;
- получить различные материалы, осмыслить информации о теме и содержании задания;
- обсудить способы преодоления трудностей;
- контролировать различные фазы рабочей процедуры;
- научить кратко записывать результаты деятельности;
- дать краткий анализ проекта;
- составить отчет в виде краткого доклада о выполненной работе;
- подготовить презентацию.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. Она может быть индивидуальной и групповой.
Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца, как исследовательской работы учащихся.
Отличительная черта проектной деятельности – это поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участникам проектной группы в ходе решения поставленной проблемы. Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его порфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Постановка учебно-позновательных задач в педагогической деятельности учителя должно быть направлено на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения учащегося и других психологических процессов.
При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все учащиеся с ОВЗ в силу специфического уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому для работы над проектом целесообразно формировать группы учащихся с разными уровнями развития.
В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие учащихся и учителя на принципах равного партнерства, без диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для каждого ученика. Целью таким образом организованной деятельности является получение интересного для школьника результата (результата работы над проектом) – что является сильной мотивацией к учебной деятельности. Важным компонентом проектного метода для учащихся с ОВЗ является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, опосредованное школьником с ОВЗ самостоятельно приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.
Этапы работы над проектом на примере проекта «Языческие боги восточных славян».
Далее хотелось на примере конкретной работы рассмотреть каждый этап.
Работа называлась «Языческие боги». Проводилась в 7-х классах. Это был коллективный проект. В работе принимали участие 16 человек.
Погружение в проект.
По программе в 7 – х классах ученики начитают изучать жизнь, быт и верования Восточных славян. В силу своих психо –физических возможностях и интеллектуального недоразвития, материал запоминается с большим трудом. А это ведет к тому, что изучение тем становится неинтересным. Поэтому моей задачей было максимально облегчить восприятие учениками материала и заинтересовать их.
Итак, были сформулированы проблема, цели и задачи проекта.
Проблема: Запоминание всех названий языческих богов.
Цель: Изготовить иллюстрированные изображения языческих богов.
Задачи:
- прочитать и разобрать текст;
- подобрать и самостоятельно изготовить иллюстрацию к тесту;
- сделать подписи под каждым рисунком языческого бога;
- оформить портфолио языческих богов;
- презентовать результаты работы ( на выставке проектных работ);
- отчитаться о проделанной работе.
Это была первая наша проектная работа, поэтому ученики еще не могли самостоятельно сформулировать цели и задачи работы, а так же спланировать ее.
Организация деятельности.
На этом этапе был составлен план работы и определена роль каждого ученика. Каждый из учеников должен был подготовить одну иллюстрацию на одного понравившегося языческого бога.
План:
Разобрать текст (коллективно);
Подобрать и изготовить серию иллюстраций (индивидуально);
Выбрать лучшую иллюстрацию (коллективно);
Оформить портфолио (коллективно);
Представить портфолио на выставке;
Отчитаться о проделанной работе.
Осуществление деятельности.
Ученики с удовольствием принялись за работу. Учащимся с умственным недоразвитием очень нравиться рисовать. Ребята не только должны были подготовить иллюстрации языческих богов, но и подготовить рассказ о понравившемся языческом боге. Ребята были очень увлечены работой. И даже учащиеся подготовили рассказы и иллюстрации по нескольким языческим богам. Для работы над данным проектом, ребята использовали не только учебник, но и школьную библиотеку и интернет ресурсы. Ученикам хотелось найти как можно больше интересной информации по выбранному языческому богу. Очень важно хвалить учащегося, как можно чаще поощрять за его самостоятельность, даже если результат его труда далек от совершенства.
Презентация.
Ученики с успехом представили свою работу на школьной выставке. Каждый их ребят рассказывал о своей работе. Это было очень важно для них – показать себя.
Затем мы проанализировали работу.
Выяснили, что с помощью иллюстраций легче запоминаются названия языческих богов. Мы изготовили портфолио по языческим богам, следовательно, достигли поставленной цели, выполнили все задачи. Работали по плану.
Все ребята сошлись во мнении, что работать было очень интересно и познавательно.
Поставленные дидактические цели тоже были достигнуты – дети на достаточно высоком уровне усвоили материал. Эта работа способствовала расширению их кругозора, воспитала положительное отношение к русской истории, традициям и обычаям.
Заключение.
Итак метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого- физиологические особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, не подменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От школьника требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью требуется дополнительная помощь учителя и других участников проекта в определении задач, цели проекта и получении конечного результата.
Темы проектов учащихся с интеллектуальной недостаточностью должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проектной деятельности обеспечивающая мотивацию включения учащихся в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования не должна быть продолжительной, т.к. любая деятельность для учащихся с интеллектуальной недостаточностью обладают высокой степенью утомляемости.
Поэтому на традиционных занятиях, у школьников с ОВЗ, надо постепенно формировать умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Эффективность проектной деятельности учащихся зависит от целого ряда психолого-дидактических условий работы над проектом, как в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные), так например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия так и специально организованной работе над проектом.
Необходимо избегать подмены деятельности ученика выполнением каких то этапов задания, за него учителем иди родителями.
Избегать переоценки и недооценки его процессов результата проекта.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим школьником оценки своей работы.
Метод проектов – это поисковая деятельность, направленная на решение той или иной проблемы, ориентированная на конкретный ощутимый результат. Эта деятельность направлена на формирование у школьников, так называемых навыков XXI века ответственность, коммуникативные умения, креативность и любознательность, информационная грамотность, межличностное взаимодействие и сотрудничество, постановка и решение проблемы, социальная ответственность, позитивная Я - концепция (самореализация, проживание ситуации успеха).
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов надо реализовывать со 2 класса. Во 2-ом классе основное внимание уделять развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий используем:
проблемное введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
При работе в коррекционной школе большое значение приобретают возможности реализовать дифференцированный подход к обучению и воспитанию, ориентируясь на детей с различными возможностями, интересами.
Проблемами учеников являются:
высокая утомляемость;
нарушение высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
ограниченный круг общения.
Преодолеть обозначенные проблемы мы можем, организуя деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в рамках проектной деятельности.
Говоря о методе проектов как средстве формирования жизненно важных компетентностей, можно выделить 3 аспекта:
формирование компетенций в процессе групповой работы;
психологический аспект формирования компетенций (самореализованность, успешность как предпосылки коммуникативной компетенции);
формирование компетенций как следствие расширения кругозора.
Список используемой литературы
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.
М.: Просвещение, 1987.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
5. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Заголовок 215