ПРОГРАММА дистанционного обучения «Дистанционное обучение физики как эффективная форма реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся»
Программа дистанционного обучения
«Дистанционное обучение физики как эффективная форма реализации
индивидуальных образовательных траекторий учащихся»
Курдюмова Светлана Николаевна
(ФИО)
учитель физики
(должность)
МОБУ «СОШ №1» пгт. Пойковский(место работы)
Пояснительная записка
Данная программа содержит технологию проектирования индивидуальной образовательной траектории учащимся через дистанционные формы обучения. Программа учитывает взаимосвязь образовательной среды школы и образовательного пространства ученика и в зависимости от индивидуальных особенностей и мотивации ученика предоставляет учителю возможность управлять процессом обучения. В программе широко используется оценка знаний, основанная на тестировании. При оценивании работ в программе предусматривается самооценка. Технология программы включает детальное планирование деятельности обучаемого: постановка цели и задач, индивидуальные учебные материалы и индивидуальные траектории освоения программы дистанционного курса. В программе заложено расширение образовательной среды школы через разработку и реализацию сетевого проекта и интерактивное взаимодействие всех субъектов реализации программы.
ПРОГРАММА
дистанционного обучения
«Дистанционное обучение физики как эффективная форма
реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся»
Процесс информатизации образования и самого общества в целом требует от учителя интеграции в учебный процесс новейших технологий. Основной задачей современного образования является в конечном счете обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и ее обработкой. Решить эту задачу помогает дистанционное обучение.
Для современных школьников освоение дистанционного обучения только начинается. Сегодня мы можем говорить, что дистанционное обучение - это хороший помощник для углубления школьного материала или, наоборот, для более подробного разъяснения сложностей того или иного предмета, т.е. практически стерлась граница между традиционным очным обучением и дистанционным обучением.
Процесс дистанционного обучения может совершаться когда и где угодно, единственное условие - доступ к Интернету. Формируется инновационная учебная среда, где учащиеся чувствуют себя неотъемлемой частью коллектива, что усиливает мотивацию к обучению.
Система дистанционного образования учитывает такие индивидуальные особенности обучаемых, как уровень их начальной подготовки, мотивацию к обучению, скорость восприятия информации, предпочитаемые формы подачи информации, склонность к работе в группе, предметную область, необходимые глубину и объем материала и пр. По сути, индивидуальный подход позволяет, в конечном счете, существенно повысить качество обучения.
Сертификация и контроль полученных знаний, которые в традиционном процессе обучения присутствуют в форме контрольных работ, экзаменов и зачетов, в системе дистанционного обучения, как правило, реализуются посредством проведения интерактивных тестов, которые обрабатываются автоматически.
Благодаря ДО преподаватель имеет возможность и упростить, и углубить материал, предлагает множество перспектив рассмотрения изучаемого. Цель такого подхода – предоставление возможности, информационных ресурсов, поддержки учителя в качестве консультанта.
ДО рассматривается в данной программе как инструмент создания условий для эффективной работы с учащимися классов, которые проходят очное обучение в школе, т.e. ДО - это одна из форм работы с учащимися с целью индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Актуальность темы - внедрение дистанционных форм общения в практику общеобразовательной школы с целью повышения доступности качественного образования - обусловлена тем, что сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Образовательные школы в настоящее время делают первые шаги в этом направлении.
Дистанционное обучение является одной из новых форм организации образовательного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения. В настоящее время одной из главных задач образования считается не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Дистанционное обучение позволяет существенно расширить информационные рамки учебного материала, осуществить на практике сугубо индивидуальный подход к удовлетворению интеллектуальных потребностей учащегося.
Характерными особенностями дистанционного образования также являются:
гибкость, когда учащийся работает в свободном темпе и в удобном для себя месте;
модульность, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;
личностно-ориентированный подход к организации изучения материала;
технологичность, когда используются различные методы, формы и средства взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний;
интерактивность, полностью соответствует необходимым и достаточным средствам для обучения детей.
Цель программы: создание новой образовательной среды, использующей технологии дистанционного обучения с разработанной системой методической поддержки и сопровождения учебного процесса, позволяющей обучающемуся работать по индивидуальной учебной программе при обучении физики.
Задачи:
Приведение анализа возможности проведения занятий с использованием дистанционных образовательных технологий (оценка имеющихся технических ресурсов в образовательном учреждении и изучение ocнащенности рабочих мест учащихся в домашних условиях).
Информирование учащихся и их родителей о способе организации учебной работы с использованием дистанционных образовательных технологий (на родительских собраниях, классных часах, на досках объявлений, на сайте школы и др.).
Проведение ознакомительной работы с дистанционными курсами. Прохождение пробных уроков с использованием демонстрационных, версий дистанционных курсов.
Составление учителем индивидуального учебного плана для обучающихся с включением в него учебных часов с использованием дистанционного обучения.
Апробация системы работы, обобщение полученных результатов и распространение опыта на школьном и районном уровнях с целью разработки и реализации сетевого проекта.
Содержание и методы деятельности по peaлизации программы.
Методика ДО основана на использовании специальной информацинно-образовательной среды, которая включает в себя:систему взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения (учителя, ученика, тьютера и др.);
учебные материалы, сформированные в виде сетевого учебного курса и включающие основное содержание, упражнения, материалы для контроля;
доступ к дополнительным информационным источникам: электронным библиотекам, видео и аудиотекам и др.
Такая информационно-образовательная среда предоставляет обучаемым возможности для получения знаний, для выработки умений и навыков, для формирования навыков познавательной деятельности, как самостоятельной, так и под руководством учителя. К субъектам системы дистанционного обучения можно отнести:
Учителя: он выступает в качестве создателя, организатора курсов, консультанта, тьютера.
Ученика: он является непосредственным участником курсовой подготовки, а также может выступить в качестве консультанта.
Родителей. Их роль в организации ДО заключается в создании учебного пространства ребенка в домашних условиях.
Технологические особенности дистанционной формы обучения, которая основывается на интернет-технологиях, оказывает существенное влияние если не на отбор содержания, то на его структурирование. Линейная подача материала (как в печатных изданиях) не годится для электронной формы.
Мы живем на пороге информационного общества, информационный ноток удваивается каждые 20 месяцев, информация уже играет главную роль в развитии общества. В результате меняются формы, содержание и даже смысл общего образования. Главное - не усвоение информации, которая доступна (через-web среды, CD, DVD-носители, электронные книги и виртуальные библиотеки и галереи) и необъятна, а деятельность, направленная на создание самостоятельного образовательного продукта путем поиска и обработки информации. Образование становится более узким, специализированным, и в то же время непрерывным, потому необходимо дать возможность обучающимся получать востребованные обществом знания и получать их индивидуально, в постоянном и удобном для них режиме.
Для эффективней самостоятельной учебной работы при ДО необходимо качественное дидактическое обеспечение, содержание которого соответствует требованиям образовательного стандарта России.
Дидактическое обеспечение программы при дистанционном обучении выполняет следующие функции: организационную, обучающую, контролирующую, корректирующую, коммуникативную, рефлексивную и прогнозирующую.
Комплекс дидактического обеспечения ДО представлен в виде трех блоков:информационно-содержательного (учебники школьного курса физики, электронные учебники, учебные пособия, видео и аудиоматериалы и др.);
контрольно-коммуникативного (диагностические тестовые работы, обучающие тестовые работы (тематические демоверсии);
коррекционно-обобщающего (мониторинги и анализы выполнения тематических работ).
Технология создания информационно-образовательной среды средствами личного сайта и специализированной системы reshuege.ru.
1. Составление графика консультаций по основным темам ЕГЭ и ОГЭ по физике.
График консультаций может быть изменен, в зависимости от потребностей и возможностей учащихся. Часть консультаций можно провести во время длительного отсутствия всех учащихся в школе (актированные дни).
2. Размещение графика консультаций на личном сайте.
3. Регистрация учащихся для проведения очных и очно–заочных консультаций.
4. Индивидуальные консультации учащихся по отдельным темам.
3345815426720005. Прохождение процедуры регистрации руководителя курсов на сайте reshuege.ru в качестве учителя.
628653810000
154940016319500
9652006794500
3676015240030006. В разделе «Классный журнал» руководитель курсов создает классы (группы учащихся), списки обучающихся.
-450851270000
-265430016827500
7. Подготовка учащихся к работе с системой reshuege.ru.
На данном этапе учитель знакомит своих учеников с интерфейсом программной оболочки reshuege.ru, оговариваются правила и условия работы.
8. Правила работы по прохождению тематического курса.
Теоретические основы курса ученик получает в трех возможных вариантах:
в ходе изучения темы при очном обучении в школе;
в ходе консультаций по графику размещенном на личном сайте учителя;
в ходе самостоятельного изучения материала средствами видео и аудио лекций, учебников, нтернет-ресурсов и др.
Учитель формирует в системе диагностическую тестовую работу.
50162880518000108521546291500
При создании теста учитель устанавливает сроки выполнения работы (наиболее эффективно работа проходит в течении 1-2 недель); выбирает тематику заданий или непосредственно тексты заданий. Формирует для каждого ученика свой вариант заданий.
Ученики выполняют тест, работая в своем темпе и в удобном режиме.
Система самостоятельно проверяет и анализирует работу учащегося.
1771657874000
Учитель совместно с учащимися анализирует работы, проводит коррекционную работу.
По результатам выполнения диагностической работы, проведенной работы по устранению затруднений учащихся учитель может открыть новый тематический тест или создать тренинг для отработки навыка выполнения заданий по теме.
9. Организация взаимодействия учителя и учащегося в ходе работы над темой курсов.
Обучение проходит как в режиме реального времени, так и в режиме асинхронного взаимодействия. При этом учитель будет видеть задание, вызвавшее у обучающегося затруднение.
Учитывая специфику работы по данной программе, взаимодействие учителя и обучающихся может быть организовано за счет очных индивидуально-групповых консультаций.
Именно такая форма организации работы открывает широкие возможности для взаимодействия вида ученик – ученик. Учащиеся обсуждают задания, проводят взаимообучение.
10. Разработка системы оценивания.
Работа с учащимися предполагает, что:
уже в начале изучения темы учитель имеет возможность ознакомить учеников с четкими и прозрачными критериями оценки их знаний;
чтобы выставить оценку учителю не нужно проверять тесты учеников, компьютер делает это сам;
оценка ученика становится известной ученику сразу после прохождения теста, а учитель может отслеживать качество и объем выполнения по теме заданий на протяжении всего периода работы учащегося;
автоматически формируется список с результатами учеников.
11. Проектирование системы мониторинга и оценки качества усвоения темы курса.
441261561912500 Система reshuege.ru самостоятельно формирует отчеты по выполнению тематических заданий и позволяет оперативно провести анализ качества усвоения темы курса.
3746512255500-26035825500
Система reshuege.ru позволяет вести мониторинг освоения тем курсов по каждой теме и классу.
Необходимые условия реализации программы.
Технические условия:
Использование специализированной системы reshuege.ru осуществляется в режиме свободного доступа.
Технические характеристики реализации программы обусловлены наличием у обучаемого компьютера с возможностью выхода в сеть Internet.
Образовательная среда школы имеет достаточное оснащение: автоматизированное рабочее место с выходом в сеть Internet.
На кого рассчитана программа:
на учащихся классов, проходящих очное обучение в школе;
на учащихся, готовящихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
На ребят, желающих приобрести новые знания по предмету, по отдельной теме курса физики;
На учащихся, которые не имеют возможности получать образовательные услуги в традиционной форме (в случае актированных дней, карантина, по состоянию здоровья, находящихся на сборах в спортивных лагерях, на лечении).
План реализации программы
Этапы
проекта Срок
реализации Содержание деятельности Результат
I этап январь 2016 г – май 2016 г. 1.Изучение опыта работы по организации дистанционного обучения (технологии дистанционного обучения):
требования к учебному курсу дистанционного обучения, его составные части;
знакомство с электронными ресурсами;
формы организации материала, контроля;
особенности консультирования, тьютерства.
2.Выбор программной оболочки для проведения дистанционных курсов.
3.Изученис системных
возможностей и принципов работы программной оболочки.
4.Прохождение процедуры
регистрации учителя в качестве Руководителя курсов. Создание групп учащихся и прохождение процедуры идентификации обучающихся.
5.0бучение учащихся работе в системе, выработка основных правил и требований к учащимся при прохождении курса обучения. Изучен опыт работы педагогов по организации ДО.
Выбрана программная оболочка.
Учитель и ученики овладели принципами работы с программной оболочной.
Учитель и ученики прошли процедуру регистрации и идентификации.
II этап Сентябрь 2016 г. –май 2017 г. 1.Разработка материалов курсов.
2.Организация курсов для учащихся следующих категорий:
готовящихся к ЕГЭ, ОГЭ;для учащихся, временно не имеющих возможности посещать школу из-за актированных дней или эпидемий;
для всех учащихся, желающих пройти курсы по отдельным темам физики.
3.Тьютерское и консультационное сопровождение курсов учителем.
4.Проведение диагностической и мониторинговой деятельности. Разработаны курсы ДО.
Учащиеся школы проходят курсы но следующим
направлениям: подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, тематические курсы по отдельным разделам физики
Организована работа
педагога в качестве тьютера и консультанта no курсам.
Ведется мониторинговая деятельность по анализу
прохождения курсов учащимися разных групп.
III этап Сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г. 1.Выполнение анализа технологичности модели ДО.
2.Составление рекомендаций по дальнейшему развитию программы, о возможностях использования данной технологии в других ОУ. З.Создание информационного портала ДО.
4.Привлечение к работе по реализации программы других педагогов школы.
5.Анализ результатов реализации программы на базе школы.
6.Распространение опыта на уровне школ Нефтеюганского района через выступления на РМО учителей физики, проведение мастер-классов. Выполнен анализ технологичности модели
ДО.
Составлены рекомендации
по реализации программы
для педагогов, учащихся.
родителей.
На сайте школы
размещена информация о
реализации программы,
ведется консультационная
помощь для участников
программы и учителей
района.
Подведены итоги
реализации программы,
рассмотрена возможность
массового внедрения ДО в
школе и районе.
Проведены мастер-классы
по организации ДО на
уровне школы, района.
Прогнозируемые результаты.
Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры учащихся: дистанционными формами обучения охвачены 100% учащихся сдающих ЕГЭ и ОГЭ по физике.
Успешная подготовка учащихся выпускных классов к ОГО и ЕГЭ за счёт качественной отработки отдельных тем в ходе прохождения дистанционных курсов. Оптимизация уровня учебной нагрузки обучающихся за счет переноса части тем учебной программы по физике в режим дистанционного обучения.
Распространение опыта ДО но уровне школы и школ Нефтеюганского района через выступления на РМО учителей физики, проведение мастер-классов.
Предложения по распространению и внедрению результатов программы в массовую практику.
1 этап. После апробации программы на отдельных учащихся школы внедрение практики проведения дистанционных курсов по физике на все классы среднего и старшего звена ОУ, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. На данном этапе к работе будут привлечены учителя кафедры точных наук школы.
2 этап. Выступление о результатах реализации программы на уровне школы, на РМО учителей физики, проведение мастер-классов. Проведение консультативной работы для учителей района, реализующих данную программу в формате сетевого проекта.
Список источников
Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 170 с.
Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис : учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 167 с.
Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения : монография. — СПб.: Астерион, 2004. — 188 с.
Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения : монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.
Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. — 2000. — № 1(2). — С.42-54.
Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.
Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2004.
Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. — 2002. — № 36. — С. 26-30.
Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.
Хуторской А. В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. — М., 2000.
Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. — Уфа, 2010.