Тренинг на тему: Взаимодействие с агрессивными детьми.

Управление образования Администрации г.Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11










Тренинг для родителей
на тему: «Взаимодействие родителей с агрессивными детьми с использованием регионального компонента».










Разработала и провела:
Бойцева Анжелика Андреевна
педагог-психолог МБДОУ детского сада №11
















город Новочеркасск
2016г.
Цель: создание условий для информирования родителей об индивидуально- психологических особенностях личности ребенка с агрессивным поведением и обучению эффективным способам взаимодействия с ним.
Задачи:
-объединить участников группы через выполнение упражнений «Комплименты» и «Знакомство»;
-познакомить родителей с формами поведения взрослых, которые вызывают в ребенке агрессию посредством мини-лекции;
-познакомить родителей с играми, которые помогают ребенку выражать гнев в приемлемой форме посредством выполнения упражнения «Казачий двор»;
-познакомить родителей с термином предвзятой атрибуцией враждебности посредством упражнения «Мир глазами агрессивного ребенка»;
-познакомить родителей с игрой «Слепой и поводырь», которая способствует развитию доверия к окружающим;
–создать условия для осознания родителями сильных сторон своей личности и влияния их характера на формирование ребенка посредством упражнения «Мои сильные стороны»;
-обучить родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми посредством упражнения «Эффективное взаимодействие»;
-способствовать формированию навыков саморегуляции родителей посредством упражнения «Лазорик;
-научить родителей приему «Я – сообщение» посредством упражнения «Я – сообщение»;
-способствовать осознанию родителями роли эмпатии в воспитании ребенка посредством упражнения «Эмпатия».
Участники: родители воспитанников.
Время проведения: от 60 мин.
Мини-лекция
На современном этапе агрессия стала одной из первостепенных проблем, которая должна быть решена как можно более эффективно. С каждым годом увеличивается число детей с агрессивным поведением. Онo выражается в конфликтах с воспитателями, родителями сверстниками в подрывании дисциплины, в отказе выполнять культурные правила, в вербальной (словесной) и не вербальной (жесты, мимика, позы, поведение, драки) агрессии.
Если проанализировать все многообразие концепций, то можно выделить, три наиболее значимых:
- первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (генетическое, темперамет),
- вторая - описывает агрессию как фрустрацию (хочешь, но не можешь),
- третью составляют, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения.
В современной психологии различают понятия "агрессия" и "агрессивность". Первое обычно рассматривают как отдельные действия и поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное 
Для детей дошкольного возраста взрослый (родитель или педагог) является наиболее значимым рефферентным (главным) лицом. Взаимодействие с агрессивными детьми родители строят через разрешение различных жизненных ситуаций. При их разрешении действия родителей часто определяются личностными качествами. Существуют определенные личностные характеристики, которые могут провоцировать у детей ответное агрессивное поведение: - предвзятое мнение, наказание детей как способ разрядки собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады), собственные личные негативные эмоциональные состояния, характристики, отсутствие навыков контроля и саморегуляции, противоречивость требований в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению. Также можно выделить неправильные действия, которые усиливают напряжение и агрессивное поведение. Перечислим некоторые из них: - повышение голоса; употребление угрожающего тона; - демонстрация власти («Главный здесь я», «Будет так, как я скажу»); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких и друзей; - использование физической силы; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации; - постоянное использование «Ты- сообщения» («Ты, как всегда», «Ты никогда не»); - команды, давление; - публичное осуждение и негативная оценка; - жестокое обращение вследствие провоцирования жестокими и часто малообоснованными ограничениями протестного поведения детей.
Если мы наказываем ребенка, то он должен понимать, что эта мера связана с его поступком.
Часто общение с агрессивными детьми, к сожалению, происходит также по типу конфликтного взаимодействия, когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти на компромисс, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата, только для себя. Отсутствие ограничений со стороны взрослого на акты агрессивности поведения - уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.
1. «Знакомство».
Содержание: ведущий предлагает участникам тренинга представиться по часовой стрелке. После этого психолог предлагает обсудить правила, которые должны соблюдать во время проведения тренинга: 1. Взаимное уважение. 2. Быть активными. 3. Один говорит – все слушают. 4. Без критики.
Могут предложить новые правила.
2. «Комплименты».
Материалы: мяч.
Содержание: передаем друг другу мяч и говорим комплименты.
3. Игра «Казачий двор».
Содержание: представим, что мы все выходим в казачий двор? Что можно делать во дворе? Знаете, как рубить дрова? Покажите, как надо держать топор. В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут бревно? А потом тренер просит участников показать, как происходит сам процесс рубки дров. Участники должны «рубить» дрова, не жалея сил: как можно выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например, говорить «ХА».
Обсуждение: после игры каждому участник рассказывает, какие он знает и применяет «Способы выражения гнева» и проходит обсуждение самых эффективных способов. (Приложение № 1)
4. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
Педагог-психолог: агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, с которыми они общаются, даже если последние не собираются совершить по отношению к ним никаких агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности, проекция.
Содержание: упражнение проводится в кругу. Один из участников выполняет любое действие (неагрессивное) (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга и т.д.), сидящий рядом с ним, комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предлагать свои варианты, например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул» и т. д. Обсуждение: - Какая роль им ближе: «агрессора» или «невинной жертвы»? - Бывали ли они в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, возможно, были не намерены их выполнять. Может ли родитель с помощью этих знаний предотвратить агрессивное поведение или конфликтную ситуацию? Как именно?
5. Игра «Слепой и поводырь».
Материал: платки, повязки.
Содержание: участники делятся на пары. Один из них будет слепым – ему завязывают глаза. Второй – его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого через дорогу с оживленным движением. Это «движение» тренеры заранее создают, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги, и замерев в любом месте комнаты. Какие чувства испытывали участники в той или иной роли?
Обсуждение: какие чувства испытывали участники в той или иной роли? Легко было в роли слепого? Доверяли ли вы проводнику, его заботе и умению?
Примечание: участники могут меняться ролями. В этой игре «проводник» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать или просто вести его за собой. Можно чередовать эти варианты, тренируя таким образом владение то вербальными, то невербальными средствами общения.
6. Упражнение «Мои сильные стороны».
Содержание: тренер разделяет участников на 3-4 подгруппы. Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера и хотел бы сформировать их у своих детей. Слушатели в подгруппах могут уточнять детали. На основании самопрезентации каждая подгруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи позитивной моделью. Обсуждение: Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете? Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт личности на воспитание конкретных сторон личности детей?
7. Упражнение «Эффективное взаимодействие».
Материалы: книги, ручка, блокнот и т. д.
Педагог-психолог: агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Поэтому в группе можно обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.
Содержание: I. Вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книга, часы и т.д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. II. Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение: когда было легче просить предмет? Какие слова или действия партнера побудили отдать его?
Педагог-психолог: такие упражнения помогут ребенку расширить поведенческий репертуар.
8. Упражнение «Лазорик».
Содержание: под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Он медленно растет. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло ( тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки). Но вот лазорик вырос, окреп (опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я цветок и зовут меня лазорик», кивает он всем головой. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал лазорик раскачиваться в разные стороны (раскачивают ся). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на проталину (дети ложатся на ковер). Побежали ручьи, вода подхватила и унесла лазорик в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную страну (поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).
Обсуждение: участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце.
9. Упражнение «Я – сообщение».
Материалы: карточки с описанием проблемных ситуаций (Приложение № 2)
Педагог-психолог: «Я - высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты - высказывания») «Я - высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «Я», «Мы», «Меня». «Ты - высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. Это может вызвать сопротивление и протест. «Я - высказывание» - это сообщение о наших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинение. После «Я - сообщения» взрослый часто использует просьбу.
Содержание: участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты - сообщения» и «Я - сообщения» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Партнеры поочередно зачитывают друг другу ситуации, «Ты – сообщения» и «Я - сообщения». Задача партнера отследить какое эмоциональное состояние возникает «Ты - сообщение» – на «Я - сообщение». Обсуждение: Какие высказывания вы постараетесь чаще использовать?
10. Упражнение «Эмпатия».
Материалы: ручки, бумага.
Содержание: участники делятся на четыре подгруппы, каждая из которых поручает карточку с заданием придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии (сочувствия) по сюжету сказок: I подгруппа – «Колобок». II подгруппа – «Курочка Ряба». III подгруппа – «Маша и медведь». IV подгруппа – «Гуси-лебеди». Можно задавать вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане.
11. Обратная связь.
Содержание: каждый участник тренинга отвечает на вопросы: - чем полезен именно для вас данный тренинг? - какие конкретные приемы вы будете использовать?
Приложение № 1 СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА 1. Громко спеть любимую песню или рассказать стихотворение. 2. Пометать мягкие дротики в мишень. 3. Попрыгать на скакалке. 4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции. 5.Потанцевать. 6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом. 7. Пускать мыльные пузыри. 8. Устроить джигитовку. 9. Побегать. 10. Игра «Казак». 11. Игра «Упрямая лошадка». 12. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей). 13. Приседать. 14. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить. 15. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.16. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее или побеседовать с ней.

Приложение № 2 Ситуация 1. Родитель объясняет ребенку, как нужно себя вести в обществе, ребенок при этом разглядываеткартинки. Пример «Ты - высказывания» «Ты закроешь свои картинки или нет?» «Когда ты начнешь слушать? Я для тебя специально объяснять не буду». Пример «Я - высказывания» «Меня беспокоит, что разглядываешь картинки во время объяснения. Я боюсь, что мои объяснения останутся неусвоенным».
Литература
1. Лютова Е. К., Монина Г. Б., «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». Санкт-Петербург. «Речь» 2003 г.
2. Овчарова, Р. В., «Практическая психология образования». Москва. Академия 2003. 3. Овчарова, Р. В., «Практическая психология в начальной школе». Москва. «Сфера». 1998 г.
4. Рыбакова, М. М., «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе». Москва «Просвещение». 1991 г.
5. Смирнова Т. П., «Психологическая коррекция агрессивного поведения де- тей». Ростов-на-Дону «Феникс» 2005 г.
6. Колосовая, С., «Агрессия и агрессивность». Школьный психолог № 26, 27, 28, 2000 г.
7. Леонтьева, Т. ,«Как и во что играть с агрессивным ребенком». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Романов, А. А., «Как преодолеть агрессивность у детей».www.septemer.