НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ИК технологии как способ повышения эффективности обучения на уроках истории и обществознания
Управление образования муниципального образования
«Холмский городской округ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ИК технологии как способ повышения эффективности обучения на уроках истории и обществознания
Автор работы:
Минаева Елена Сергеевна,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №1 г.Холмска
Холмск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3-4
Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной методике обучения.. 5-22
1.1 Понятие информационные технологии........................ 5- 8
1.2 Технология применения средств ИК технологий в предметном обучении.. 8- 12
1.3 Возможности использования ИК технологий в обучении истории и обществознания. 12- 22
Глава 2. Практическое использование ИК технологий на уроках истории и обществознания 23- 28
Заключение 29- 30
Список используемой литературы. 31- 32
Приложение 1. Конспект урока по теме «Экономика»
Приложение 2.Упражнения для снятия напряжения и утомления при работе за компьютером
2
Введение
Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.
Автор предполагает, что на сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании.
Актуальность данной работы заключается в том, что возникла необходимость в новых методах, технологиях, форме обучения. В последнее десятилетие изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций. Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью информационных технологий в обучении, а так же необходимостью всестороннего изучения и применения их на уроке истории и обществознания.
Постановка проблемы. Проблема повышения эффективности обучения по предметам гуманитарного цикла с использование новых информационных технологий обучения – информационно-коммуникационных (ИКТ), позволяющие решать дидактические проблемы, управляя процессом обучения.
Цель работы. Показать как ИК технологии влияют на повышение качества обученности и познавательной активности учащихся в предметной области истории и обществознания.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать научные источники и методическую литературу по проблеме использования ИКТ технологий в образовательном процессе, в частности, применения новых ИК технологий в преподавании истории и
3
обществознания в школе;
выявить структуру, содержание и методику применения ИК технологий на уроках истории и обществознания;
определить эффективность обучения при использовании ИК технологий на уроках истории и обществознания.
Обобщить материал, сделать выводы.
Объект исследования: ИК технологии в обучении.
Предмет исследования: ИК технологии на уроках истории и обществознания.
Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения усвоения учебного материала в связи с использованием ИКТ, для повышения эффективности учебной деятельности школьников.
Методическую основу исследования составили методы:
- изучение и анализ научной литературы по теме;
- метод моделирования учебно-воспитательного процесса;
- анкетирование, беседы с обучающимися;
- метод эксперимента;
Апробация материалов исследования проводилась в г.Холмске на базе МБОУ СОШ № 1с учащимися 5- 11 классов.
Этапы исследования:
1.Этап – сбор информации по проблеме 2009 -2011 учебный год;
2.Этап - практическое применение ИК технологий 2012 -2013учебный год;
3.Этап – практическое применение ИК технологий, анализ работы 2013 -2014 учебный год.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования связана с
актуальностью вопроса. Так как помогает выработке личностно - оценочного отношения к деятельности, способствует повышению эффективности обучения учащихся на уроках истории и обществознания.
4
Глава1.Информационные технологии и их значение в современной методике обучения
1.1 Понятие информационные технологии
Классиками научной информатики, берущей своё начало от кибернетики и математики, стали виднейшие русские зарубежные учёные академики А.И. Берг, А.П. Ершо А.Н. Колмогоров, П. Ланда, С.А. Лебедев, Н. Винер, Д. Неман, С. Пейперт, К. Шеннон и др. Среди современных учёных, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении , следует назвать Е.П. Велихова, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого Е.В. Зворыгина, В.А. Каймина, А.А. Кузнецова, B.C. Леднёва, М.П. Лапчика, Е.Д. Маргулиса, В.М. Монахова, Ю.О. Овакимяна, Ю.А. Первина, И.В. Роберт, В.В. Рубцо ва, А.Я. Савельева, O.K. Тихомирова, СИ. Шварцбурда .
Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством, академика А.П.Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча.
При разработке компьютерных технологий обучения они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д.Брунера, Б.Скиннера, Н.Ф.Талызиной, П.Ланда.
Сегодня появились новые технические средства, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество уже позволяет говорить (в совокупности) о своеобразных педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств.
Информатизация образования в России один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основной задачей является эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий.
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства - действия - операции);
5
- индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемо и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
- ускоренное изменение организации процесса познания путём смещения в сторону системного мышления;
- возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения;
- создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
Информационно-коммуникационная среда это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределённым информационным ресурсом глобальной сети Internet), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования, распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и
информационное взаимодействие.
Информационный подход заключается в том, что системы различной природы рассматриваются с позиций информатики и могут быть описаны посредством понятий и терминов информатики («источник информации», «приёмник информации», «система управления», прямой и обратный «канал связи», «сигнал», «объект», «модель» и т.п.).
Информатизация: 1) организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных средств; 2) процессы разработки и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно-методических материалов информатики для повышения эффективности обучения и управления. Основным средством информатизации служит ЭВМ, компьютер. Поэтому иногда наряду с термином «информатизация» применяется термин «компьютеризация» как его синоним.
Информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информатизация любой сферы общественного производства условие его дальнейшего социально-экономического, научного и культурного прогресса. Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественного производства, ибо здесь закладываются основы овладения информационными технологиями, информационная культура всего общества.
Информационные технологии (ИТ) представляют собой создаваемую прикладной
информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки Информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, выделительной техники и программного обеспечения.
В зависимости от способа представления обрабатываемой информации ИТ делятся на следующие виды (см, табл. 1).
Таблица 1
Классификация ИТ в зависимости от способа представления обрабатываемой информации
Способ представления информации
Текст
Графика
Звук
Данные
Знания
Объекты реального мира
Виды
ИТ
Текстовые процессоры
Графические процессоры
Средства обработки звука
СУБД Алгорит-мические языки, табличные процессоры
Экспертные системы
Средства мультимедиа
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение преобразование информации. Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом
используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» ИКТ.
Компьютерные технологии обучения это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, главным средством осуществления которых является компьютер.
1.2 Технология применения средств ИК технологий в предметном обучении
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии (в том числе, конечно, и Интернет) в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.
По данным современных исследований, в памяти человека остаётся 1/4 часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения,
раздвигает возрастные возможности обучения.
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают возможности их использования.
Информационно-коммуникационная технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использование некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Формализованные модели содержания включают на современном уровне: обучающие и контролирующие программы по предметам, базы данных, гипертекстовые и мультимедиа дополнения, микромиры, имитацию, компьютерные коммуникации, экспертные системы. Чрезвычайное разнообразие типов информации: текстовая, графическая, звуковая, анимационная и видеоинформация, предоставление свободного выбора логики ознакомления с информацией и оперативность обработки информации имеют практически неограниченный объём «поддерживающей информации», информационную среду и играют огромную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.
Управляюще - обучающая деятельность учителя состоит из:
- общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание и планирование (тематическое и более протяжённое) педагогического процесса. Здесь учитель подбирает и/или выстраивает дидактические модули и блоки с учётом методически логических, психологических и др. соображений;
- тактического тематического планирования;
- планирования использования компьютера на отдельных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.)
- управления познавательной деятельностью учащихся во время занятия, практического осуществления интеграции традиционных и компьютерных средств;
-личностного взаимодействия с учащимися (общение, консультации, воспитательные воздействия)
- Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погpyжая учащихся в определённую игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложение учебного материала.
Изменение технологии получения знания учащимися на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Основной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний. Так и в становлении у ученика «целостного качества быть Личностью. Лозунг образования «Учить знаниям» также трансформируется через «Учить учиться» к актуальному для информационного общества «Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута» и способов его прохождения.
9
В зависимости от методического построения занятиякомпьютер способен работать в режиме разных технологических парадигм:
репродуктивной («педагогика Упанишад» - следуй за мной, делай, как я);
интерактивной («педагогика Сократа»: движение к истине через размышление ученика, отвечающего на вопросы учителя);
развивающей («педагогика саморазвития», «индивидуальная, образовательная программа»: преподаватель определяет цель и средства познания, учащийся избирает пути и способы которые ведут к цели);
парадигмы саморазвития - свободного путешествия в пространстве культуры.
Также широко варьируются и формы обучения.
Индивидуализация обучения. Компьютер практически решает проблем имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Пространство компьютерной поддержки процесса индивидуализации обучения неограниченно. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:
- выполнения индивидуального задания в классе;
- работы с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения, лабораторная работа, контрольные работы);
- самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику
- свободного путешествия по пространству культуры.
Групповые формы работы. Помимо развития индивидуальных форм
обучения появляются и новые формы совместного компьютерного обучения. Компьютерные сети позволят ученикам различных школ работать совместно, не выходя из своего дома, класса.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Интерес создаётся также разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет). Этому способствует возможность регулировать предъявления
10
учебных задач по трудности, поощрение правильных решений.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный различными объективными и субъективными причинами.
Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу и т.д.
Наконец, ещё одним источником мотивации являются игровые возможности компьютера, - всё это способствует формированию положительного отношения к учёбе.
Проблема здоровья. Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств (ТСО) на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что ТСО влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ТСО используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создаёт у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, не мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.
Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и
длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование
ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает подготовительный период с трёх до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока.
Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте
11
возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряжённого умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам ещё и электромагнитное излучение.
Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет: для учащихся начальной школы 10-15 минут, средней ступени
20-25 минут, старшей ступени 30 минут. Общее суммарное время работы в день
соответственно 50, 120 и 200 минут. (Приложение А. Упражнения для снятия напряжения и утомления при работе за компьютером)
ИК технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. На сегодняшний день нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под ИК технологиями.
Под информационной интерактивностью понимается, заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещению каких-либо сведений. Оно (взаимодействие) включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. Технология (педагогическая технология) – совокупность форм методов и приёмов средств передачи социального опыта, а также
техническое оснащение данного процесса. Главная проблема, которая решается с помощью технологии – управляемость процессом обучения.
Таким образом, под ИК технологией мы будем понимать использование специальных технических информационных средств (компьютер, аудио, кино, видео) и телекоммуникаций для достижения педагогических целей.
1.3 Возможности использования ИК технологий в обучении истории и обществознания
Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества и эффективности обучения.
12
Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость
учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Применение видео носителей на уроках истории и обществознания.
Неоспоримы достоинства использования видео носителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.
К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Прежде всего, учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов ("Александр Невский", "Минин и Пожарский", "Две революции" и т..д.) Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время внеклассной работы.
Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.
После чего следует подготовиться к показу на уроке: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые
единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра.
Все более применение находят специализированные кабинеты, комплект которых находится около рабочего места учителя: видеомагнитофон, экран, видеопроектор, компьютер, колонки.
Для работы заранее разрабатываются обучающие программы, создаются дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты исторических документов, карт
13
и др.). При помощи компьютера учитель выводит нужные дидактические материалы через
проектор и передает на большой экран. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.
Большое значение для эффективности использования технических средств имеет обстановка, в которой они применяются.
Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся. Учитель должен объяснить новые понятия. Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и об их значении легко догадаться по контексту.
После такой подготовительной работы, учителю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока. Учитель должен кратко остановиться на названии кинофильма. В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.
Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.
Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов:
1. Работа с незнакомыми словами.
2. Вступительная беседа.
3. Просмотр кинофрагмента.
4. проверка понимания кинофрагмента.
Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента. Здесь можно рекомендовать следующие приёмы работы:
Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы кинонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении истории и обществознания. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
14
Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания истории и обществознания.
Таким образом, значение видеофильма определяется, прежде всего, возможностями его как особого устройства для передачи информации и организации её запоминания.
Компьютерные программные технологии
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории и обществознания. В данном случае информационные технологии (ИТ), изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории и обществознанию, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (Домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).
Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора
15
Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.
В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:
Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения.
Программы - библиотеки (сборники различных текстов), снабженные
поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В
серии CD "Классика. История России" помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И.Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.
Программы-репетиторы - ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). "Экспресс - подготовка к ЕГЭ. История.9 -11кл.» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.
Задачники - программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых
16
знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по теме «экономическая сфера общества» (обществознание 10-11кл.) на электронном носителе «экономика и право 9 -11классы» 1С: Школа,2004г и т.д.
Таким образом, компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера.
Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты , диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря.
Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.
Каждый ученик представляет свою часть работы, рассказывает, какой вклад он внес в общее дело. При оценке учитываются качество и форма представления материала; форма его устного изложения (собственный рассказ или чтение с экрана); умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания; точность и емкость ответов на вопросы присутствующих на презентации.
Как показывает практика, затруднительно осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учитель сориентирован на презентации иного характера. При подготовке к уроку-презентации в 5
классе учитель использует размещенную на компакт-диске "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия", используются материалы из Интернета, из которого взят необходимый для раскрытия темы текст, изобразительный и графический материал. Презентация представляет собой наглядный ряд, позволяющий разнообразить рассказ учителя, сделав его интересным и познавательным, а также организовать обсуждение цепочки взаимосвязанных вопросов. Основу содержания урока составляют слайды с
17
текстом и графикой, видео - и аудиоматериалами, используемыми комплексно.
По ходу урока на экран в соответствии с планом выводится нужный материал, вопросы и задания. В ходе представления урока-презентации новый материал чередуется с вопросами и заданиями по повторению ранее изученного. В конце урока по новому материалу в игровой форме проводится небольшая викторина, после чего учитель подводит итог урока, оценивает работу учеников класса.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, "погрузить" ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.
Применение Информационно-коммуникативных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе информационно-коммуникативных технологий, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Возможности применения Интернет – ресурсов на уроках истории
Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных
технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых
18
творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся
с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае информационно-коммуникативные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.
Информационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Огромнейшие возможности для пользователей представляет Интернет, всемирная сеть которого включает электронную почту, дает доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web.
В понятие мультимедиа входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой составляет текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения). Здесь же имеются поисковые системы, каналы для переговоров и дискуссий в режиме реального времени, игры, новости. Виртуальный ресурсный центр включает в себя выставки и постоянные экспозиции ведущих музеев развитых стран мира.
Не выходя из дома и не посещая библиотек, можно найти самую свежую информацию, поскольку в Интернете имеется огромное количество платных и бесплатных баз данных и самых различных знаний. При помощи Интернета можно получить доступ ко многим заочным курсам, принять участие в дискуссиях, найти сведения практически о
любом виде деятельности человека.
Из имеющейся базы данных учитель может подобрать к различным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, различные виды наглядности, рекомендации по их использованию в учебном процессе. Здесь имеются разработки уроков, познавательные задачи, игры и т.д.
19
Таким образом, применение Интернета в педагогическом процессе связано с передачей текстовой, звуковой, графической и видеоинформации. Причем пользователи имеют возможность выбирать источники информации - базовая информация на серверах, базы данных ведущих библиотек, музеев, научных центров высших учебных заведений. Поэтому весьма полезно включить Интернет в процесс обучения путем педагогически обоснованной урочной и внеурочной деятельности. Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с учащимися других школ и других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии. Ученик имеет также возможность обращения к базам данных исторических источников, однако их надо отобрать с учетом целей и задач обучения истории и психолого-педагогических особенностей учащихся.
Старшеклассники не только используют содержащуюся в Интернете информацию, но и читают публикации новых данных в режиме реального времени. Они становятся активными пользователями компьютерной техники: конструируют модели концепций, оценивают свою подготовленность и качество работы. В процессе выполнения задания ученик может видоизменить текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику доказательства.
При помощи Интернет возможна дистанционная форма представления элективных курсов, организация сетевых факультативных занятий. Электронная почта позволяет проводить консультирование учащихся и редактирование их материалов, давать ответы в рамках форума. В свою очередь ученики принимают участие в дистанционных конкурсах команд и олимпиадах, создают новый продукт совместно с другими командами.
Уроки в компьютерном классе, подключенном к сети, дают возможность проводить тестирование, обзорные лекции с использованием Интернет-ресурсов. Ученики становятся участниками виртуальной экскурсии по музею, чата или телеконференции, образовательной игры.
Взаимодействие с информацией, полученной из Сети, требует овладения определенными приемами работы. Ученик должен уметь выделить из огромного объема
информации ту, которая может быть использована для решения поставленной задачи, отделяя ненужную и негативную. В Интернете ученик попадает под активное и незаметное, на первый взгляд, влияние информационных технологий так же, как и в рекламе, когда осуществляется воздействие на подсознание человека в результате многократного повторения одного и того же ролика или сюжета, сопровождаемое
20
определенным текстом, цветом, звуком, музыкой. Ученикам надо постоянно помнить о
таких ценностных свойствах информации, как достоверность, истинность, ясность, понятность, ценность, актуальность.
Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки http://www.shpl.ru
Огромный каталог информационных ресурсов по истории расположен на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist. msu.ru/. Это библиотека электронных ресурсов, содержащая электронные тексты исторических источников на русском языке, базу статистических данных по экономической истории России конца XIX - начала XX вв., аннотации книг Исторического факультета МГУ. Кроме того, на этом сайте можно найти коллекцию ссылок на исторические ресурсы, возможно, самую большую в русскоязычной части Интернета.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства "1 сентября" - и его раздел "история", который содержит электронную версию газеты "История" с архивом за 1999 - 2003 гг. сайт "1 сентября", сайт "Я иду на урок истории" и др. На этих сайтах содержится большое количество сценариев уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Интересный проект, получивший название "Хронос - всемирная история в Интернете" был осуществлен в Интернете под руководством Б.В. Румянцева. Этот сайт содержит многоуровневую систему хронологических таблиц, описывающих события всемирной истории в различных регионах мира. На ряде серверов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. Владельцы этих сайтов создают коллекции ссылок на ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией. Наиболее полно такие коллекции представлены на сервере фирмы "Клио - софт", и на сайте исторического факультета МГУ.
Таким образом, использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом и обществоведческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИК технологий в развитии интеллекта и в целом
21
личности обучающегося (Г.А. Бордовский, И.В. Роберт, Н. Шевченко, Г. К. Селевко и др.),
рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (М.Т.Студеникин, Н.И.Дорожкина, В.В.Тороп и др.).
С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.
22
Глава 2.Практическое использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Использование ИК технологий определяет четыре режима работы компьютера на уроке:
с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
2) с использованием ПК в дистанционном режиме (один компьютер на столе учителя с выходом в Интернет и проекционное оборудование).
3) с использованием в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
4) с использованием в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).
Проведение уроков в третьем и четвёртом режиме ограничено в связи с сильной загруженностью кабинетов информатики, отсутствием необходимого количества ноутбуков – альтернативы стационарным компьютерам, отсутствием возможности выхода в Интернет вне кабинета информатики.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Например, при проведении уроков второго типа компьютер может выступать в функции учителя, представляя собой источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя и книгу; наглядное пособие качественно нового уровня; тренажер; средство диагностики и контроля.
В своей практической деятельности автор применяет следующие режимы работы компьютера на уроках:
А) с использованием ПК в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя и проекционное оборудование);
Выполняет функцию учебной доски Изобразительный материал
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
23
Таблицы Карты, диаграммы
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Документы Презентации
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Использование электронных ресурсов
(практическое пособие, (энциклопедии)
образовательные комплексы)
Использование ОМС
(практический модуль) (информационный модуль)
Задачи, тесты и т.д. аудиолекции, тесты на закрепление,
понятия, термины
24
Б) с использованием ПК в дистанционном режиме (с выходом в Интернет).
Уроки, внеклассная практическая работа (подготовка к ЕГЭ, дистанционные олимпиады)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Применяемые информационные технологии:
1) "Лекции" это видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами.
При создании мультимедиа сопровождения лекции необходимо учитывать, что текстовое сопровождение зрительного образа на слайде должно быть небольшим, отражать саму суть представленного на нем материала. Его наличие дает возможность связать зрительный образ и комментарий к нему, что позволяет школьнику легче вспомнить содержание лекции, задействовать не только образную, но и зрительную, и ассоциативную память. От мультимедиа сопровождения проблемной лекции требуется учет её специфики, возможность создания проблемной ситуации.
Такие лекции применяются при планировании в старших классах. Так, например, при изучении раздела в 11-м классе по обществознанию «Право» используются:
а) лекции с мультимедиа сопровождением (презентацией учителя);
б) практические занятия, основанные на анализе исторических источников;
в) защита созданных учащимися мультимедиа проектов;
25
г) компьютерное или письменное тестирование по теме ( с использованием модулей).
Контрольное тестирование показало, что усвоение учебного материала в этом случае происходит значительно лучше. Просмотр готовых учебных материалов практикуется в 5 – 7 классах, а работа над проектами – в 9–11 классах, когда дети уже могут самостоятельно проявить свои творческие способности.
2) "Домашние работы", которые содержат необходимую информацию, вопросы и задания для работы с ней. Они позволяют ученикам ликвидировать пробелы, вызванные пропуском занятий. Их можно использовать при индивидуальном или дистанционном обучении учащихся, как в работе с Шестаковым Никитой (индивидуальное обучение, ученик 11 -го кл., 2010 -2011уч. год)
3) Презентации. Основные направления презентаций, самостоятельной работы с ПК следующие:
1) создание архивов уроков – для самостоятельной доработки учебного материала;
2) подготовке к экзаменам и зачётам;
3) проектные задания – в группах или самостоятельно, при использовании проектного метода в обучении (10-й кл,тема «Батыево нашествие и его последствия» автор Красников В.; реферат Добрыниной Александры ученицы 9-А Кл. «Политические лидеры России ХХ - начала ХХ! века»; реферат Кудина Алексея ученика 9-го кл. «Государственный Герб России как отражение её истории»; реферат Маркевич Кристины ученицы 9 -го кл. «Георгий Жуков – Великий полководец» и т.д.)
4) "Экскурсии" и "галереи", которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Особую роль здесь играют ЦОРы (ОМС с сайта Федеральный центр информационно образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/)
5) "Задачники и тренажеры", которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Другим вариантом проверки знаний учащихся является компьютерное тестирование. Использование компьютерных тестов позволяет:
1) исключить субъективизм преподавателя в оценке знаний учащихся;
2) оценить работу ученика в целом и в конкретных темах и разделах;
26
3) предоставить учащимся возможность самим оценить сформировать свои знания (обучающий режим).
Практика показывает, что при выставлении отметки компьютером у ученика возникает меньше вопросов и желания «выбить» оценку, чем при традиционном контроле.
6) Применение электронных учебных пособий позволяют оптимизировать учебный процесс, т.к. сокращается время, которое на традиционных уроках, особенно в 5 классах, тратится на чтение текста учебника. Кроме того, электронные учебные пособия, которые мною активно применяться на уроках истории и обществознания, зачастую содержат расширенную информацию по теме, чем традиционный учебник, к тому же, она бывает представлена в более наглядной форме.
7) Использование Интернет – ресурсов. Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения и т.д.
Использование интернета помогает в подготовке к ЕГЭ на уроках повторения и обобщения в11-ом классе, позволяя работать в Онлайн режиме.
Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников (2011-2012 учебный год). В опросе участвовали учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов, всего - 132 человека. Им предлагались следующие вопросы:
Анкета для учащихся
1. Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках истории и обществознания?
2. Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса в лучшую сторону?
3. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам истории?
4. Имеете ли вы возможность работать с ПК:
А) ПК есть дома;
Б) не имею возможности работать с ПК.
Из общего числа опрошенных 80% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета (2 вопрос 72%). Широкий спектр возможностей, которые представляют компьютерные технологии, по мнению учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьники предлагали использовать на уроках
27
истории и обществознания: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии,
интерактивные карты (атласы), ОД- диски (тематические и музыкальные), видеофрагменты, игровые
программы, тестовый контроль, материалы для рефератов и проектов.
В настоящее время 45% учащихся используют ПК для подготовки к урокам истории,
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с компьютером, но наблюдения автора показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Таким образом, ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Для автора работы применение ИКТ привело к сокращению затрат времени на подготовку к уроку, повышению интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов и школьной мультимедиатеки.
28
Заключение
ИК технологии – одни из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов.
Работа с ИКТ экономит время на уроке, позволяет реализовывать внимание, сосредоточенность, интерес к предмету, позволяет эффективнее усвоить новый учебный материал. Существенно, что при работе с ИКТ, учитель обращен лицом к классу и может наблюдать за его работой. Если учитель работает на интерактивном планшете, то это тоже являет большим преимуществом: учитель может вести диалог с учащимися из любого
уголка класса. Экран заменяет многие другие функции классной доски с мелом и тряпкой. При изложении учебного материала компьютер с помощью мультимедийного проектора позволяет сопровождать рассказ учителя иллюстрациями, текстами художественных произведений, тестами по русскому языку, текстами с пропущенными орфограммами и т.д.
ИК технологии как средство обучения оживляют любой этап урока. Работа с учебными дисками по истории и обществознанию, прослушивание фонохрестоматий по литературе, просмотр фильмов дает возможность учащимся развиваться нравственно, обогащать свой словарный запас, быть современными грамотными людьми.
Учащиеся, занимающиеся в кабинете, получают огромное удовольствие от занятий с использованием интерактивного оборудования.
Преимущество использования ИКТ в образовательном процессе:
визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;
упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;
высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
возможность выхода за рамки школьной программы;
повышение мотивации учащихся к обучению;
оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
29
Методы и приёмы использования ИК технологий:
Объяснительно-иллюстративный метод.
Исследовательско - поисковый метод.
Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.
ИК технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей.
ИК технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение ИКТ позволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Педагогические возможности ИК технологий как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
Таким образом, ИК технологии помогают обеспечить устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний, увеличить познавательную активность, следовательно, повышают эффективность обучения на уроках истории и обществознания.
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бордовский, Г.А.,Готская,И.Б.,Ильина,С.П.,Снегурова,В.И.Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе [Текст] Научно – методические материалы/Г.А.Бардовский, И.Б.Готская,С.П. Ильина, В.И.Снегурова.-СПб:Изд-воРГПУ им.А.И.Герцена,2007.-31с.
2.Дойко, Е.Ю. О преподавании обществознания в 2011 -2012 учебном году.[Текст]Методические рекомендации/Сост.Е.Ю.Дойко.- Южно – Сахалинск: Изд –во ИРОСО,2011.-20с.
3.Дорожкина, Н.И.Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций.[Текст] 5 -11 классы/Н.И.Дорожкина.- М.:ВАКО, 2009.-176с.
4.Осин,А.В.Электронные образовательные ресурсы нового поколения[Текст]: в вопросах и ответах/А.В.Осин.-М.:Агенство «Социальный проект»,2007.-32с.
5.Роберт, И.В.Основные направления процесса информатизации образования в отечественной школе [Текст]//Школьные технологии.-2006.-№6(184).-С.19-27.
6.Румянцев, В.Б. Всемирная история в Интернете[Текст] /В.Б. Румянцев // Преподавание истории и в школе. - 2002. - № 8. - 75-77с.
7.Селевко,Г.К.Педагогические технологии на основе информационно –коммуникационных средств[Текст]/Г.К.Селевко.-М.:НИИ школьных технологий,2005.-204с.
8.Современные методы в современном преподавании[Текст]/ Материалы конференции // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9. - 48с.
9.Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе[Текст] / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.
10.Тороп, В.В. Проблема использования информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла[Текст] / В.В. Тороп // Преподавание истории в школе. - 2007. - №2. - с.4-8
11.Чернов, А.В. Мультимедийный кабинет[Текст]/А.В. Чернов // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7. - 40-46с.
12.Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника / Н. Шевченко // Учитель истории. - 2005. - №5(130). - 13-17с.
31
13.1С:Школа.Новейшая история зарубежных стран[Электронный ресурс]:9клас/Образовательный комплекс,1С:Школа.-Электрон.дан. и прогр.-М.:ООО»1С.Паблишинг,2009.-1 электрон.опт.диск (CD-ROM)зв.,цв.;12см.-Систем.требования:Windows200\XP\; Windows Vista Pentium|||700МГц; HDD550; PAM256Мб; видео режим1024х768; устройство чтения CD-ROM12х;зв.карта 16бит; колонки или наушники, мышь.-загл. с экрана.-№гос.регистрации 27667-88, №28376-89
14.1С:Школа.ИсторияРоссии.часть4.ХХвек[Электронныйресурс]:9класс/Образовательный комплекс,1С:Школа.-Электрон.дан. и прогр.-М.:ООО»1С.Паблишинг,2009.-1 электрон.опт.диск (CD-ROM)зв.,цв.;12см.-Систем.требования:Windows200\XP\; Windows Vista Pentium|||700МГц; HDD550; PAM256Мб; видео режим1024х768; устройство чтения CD-ROM12х;зв.карта 16бит; колонки или наушники, мышь.-загл. с экрана.-№гос.регистрации 27667-88, №28376-89
15.Юрасов,И.А.Социально – коммуникативный аспект педагогических технологий[Текст]:Статья/И.А.Юрасов,О.Н.Юрасова//Школьные технологии.-2006.-№3(184).-С.19-22.
32
Приложение 1
Конспект урока
по обществознанию
«Экономика»
для учащихся 11-го класса
Выполнила: Минаева Е.С.
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №1 г. Холмска
Холмск, 2015
Тема: «Экотайм»
Форма урока - урок - игра
Тип урока: урок контроля знаний
Цель и задачи:
Образовательная - проверить усвоение основных понятий раздела «экономика».
Развивающая - развивать навыки аналитического мышления; рационально выполнять задания; закреплять умение работы в группе.
Воспитательная - воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование урока: проектор, компьютер, экран, листы для ответов (по количеству вопросов), ручки, грамоты, конверты с тестовыми вопросами ( по кол - ву команд, по 5 вопросов); оборудованное место для жюри.
Ход урока:
План:
1. Интеллектуальная разминка.
2. Викторина «зигзаг удачи»
3.Ты мне - я тебе.
4.Чёрный ящик.
Этап урока
Методы и приёмы работы учителя
Приёмы и деятельность учащихся на уроке
1. Организационный момент
-Учитель рассказывает о форме проведения игры.
-Напоминает правила поведения работы в группе.
-Учащиеся делятся на несколько команд.
- Предварительно выбирается жюри (сильные ученики класса или приглашённые на мероприятие в кол -ве 2 чел.)
(Выполняя задания, участники зарабатывают баллы для все команды. Количество баллов определяет результат игры.)
2. Проведение игры
1. интеллектуальная разминка.
Учитель выводит задания на экран и следит за временем выполнения задания.
1в.
1. Бабушка связала Васе свитер. Нитки стоят 200рублей, пуговицы - 30 рублей. Как можно назвать эти затраты?
2. За кого хотел выдать себя Карабас Барабас, когда дал Буратино 5 золотых?
3. Как называется человек, управляющий предприятием?
4. Если человек расплачивается за покупку не сразу, а по частям, как это называется?
5. Если бы Али - Баба вздумал вложить в дело награбленные деньги, как бы они стали называться?
6. Как называется доля любых доходов, которую необходимо отдать государству?
7. как называется продажа государственных предприятий людям?
2.В. Можно воспользоваться практическим занятием (ОМС) с сайта Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (прилагается)
- Команда на отдельном листе пишет ответы одним словом - термином (время выполнения 1мин.)
1. Издержки
2.спонсор
3.Менеджер
4. Рассрочка
5. Капитал
6. Налог
7. Приватизация
2. Викторина «зигзаг удачи»
Учитель выводит задания на экран и следит за временем выполнения задания.
1. Люди, покупающие товар на рынке.
2. Наука, изучающая искусство ведения домашнего хозяйства.
3. Самый ценный металл в торговле.
4. Люди, продающие свой товар на рынке.
5. Деньги в долг.
6.Обмен товара на товар.
7. денежное выражение стоимости.
8. Ресурсы, используемые в процессе производства.
9. Плата за землю.
10. процесс непосредственного создания ценностей.
11. Разбивка крупной задачи на более мелкие части.
12. Выпуск товаров и услуг за единицу времени.
13. Нехватка товаров и услуг на рынке.
14. Представление произведённого товара.
15. сумма товаров и услуг, произведённых всеми предприятиями страны за год.
Каждый термин оценивается в 2 балла
1. потребители
2. Экономика
3. Золото
4. Продавцы, производители
5. Кредит
6. Бартер
7. Цена
8. Факторы производства
9. Рента
10. Производство
11. Разделение труда
12. Производительность
13. Дефицит
14. Реклама
15. ВНП
3.Ты мне - я тебе.
Баллы за качество составленного теста выставляет жюри или учитель.
Команды придумывают по два тестовых вопроса и предлагают три ответа: один абсолютно неправильный, второй - неполный, третий - правильный. Команды соперницы должны определить категорию ответа и мотивировать свой выбор.
Правильный ответ 2 балла.
4.Чёрный ящик.
В конвертах находятся задания контрольных тестов, разделённые на блоки, по пять вопросов. Каждый участник получает конверт и пишет ответы.
Учитывается правильность и скорость ответов, баллы за скорость ответа выставляются в зависимости от количества команд, например, если команд 6. то максимально за скорость ответов можно получить 6 баллов, а далее по нисходящей.
Ответы на листах
5.Подведение итогов игры, награждение.
Учитель подводит итоги игры, жюри объявляет результаты, происходит награждение команд, выставление оценок участникам игры.
Приложение 2
Упражнения для снятия напряжения и утомления при работе за компьютером
Упражнения для глаз:
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счёт 1-4 вверх, на счёт 1-6 смотреть прямо, затем вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо: Повторить 3-4 раза
Для снятия общего напряжения:
И.п. ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты. На счёт «раз» «удар» правой рукой вперёд с поворотом туловища налево, «два» и.п., затем то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
И.п. руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. Руки вверх, завести за голову, и.п. Повторить 4-6 раз в каждую! сторону. Темп медленный.
Для улучшения мозгового кровообращения:
На счёт «раз» руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить; назад, «два» локти вперёд, «три»-«четыре» руки опустить вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз.; Темп медленный.
И.п. сидя "на стуле. На счёт «раз» голову наклонить вправо, на счёт «два» и.п. на счёт «три» голову наклонить влево, и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Для снятия утомления плечевого пояса и рук:
На счёт «раз» руки вперёд, ладони внизу, на счёт «два»-«четыре» зигзагообразные движения руками в стороны, на счёт «шггь»-«шесть» руки вперёд, на «семь»-«восемь» руки расслабленно вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
На счёт «раз» свободный мах руками в стороны, слегка прогнуться, на счёт «два» расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Для снятия утомления туловища и ног:
И.п. ноги врозь, руки за головой. На счёт «один» - «три» круговые движения тазом в одну сторону, на счёт «четыре»* «шесть» то же в другую сторону, на счёт «семь»-«восемь» опустить руки и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И.п. ноги врозь. На счёт «один»-«два> наклон вперёд, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая вдоль тела вверх, «три»-«четыре» и.п., «пять»-«шесть» то же в другую сторону Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Селевко,Г.К.Педагогические технологии на основе информационно –коммуникационных средств[Текст]/Г.К.Селевко.-М.:НИИ школьных технологий,2005.- С.56
6
Селевко,Г.К.Педагогические технологии на основе информационно –коммуникационных средств[Текст]/Г.К.Селевко.-М.:НИИ школьных технологий,2005.- С.64
Там же- С.78
7
Студеникин,М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе [Текст]/М.Т.Студеникин.-М.-Владос,2007.-С.138
8
Root Entry