Методические рекомендации на тему Мотивация познавательной активности обучающихся на уроках химии

Мотивация познавательной активности путем развития ключевых компетентностей учащихся на уроках химии средствами интерактивных технологий   
Подготовила:
Гусакова Н.В., учитель химии ОШ І-ІІІ ст. №10 г. Тореза,
высшая категория, «старший учитель».
Особенности сегодняшнего дня требуют от современной школы формирование личности, высокообразованной, социально активной, творческой, конкурентоспособной, которая использует знания как жизненный инструмент, генерирует новые идеи, принимает нестандартные решения, умеет критически мыслить, владеет коммуникативными способностями. Одним из путей обновления содержания образования и согласование его с современными потребностями является ориентация на развитие компетенций и создание эффективных механизмов их внедрения. Поэтому, процесс обучения и воспитания стараюсь направлять на развитие ключевых компетентностей путем использования интерактивных технологий. Именно такая форма организации учебно - воспитательного процесса создает комфортные условия, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Интерактивные методы способствуют овладению учащимися всех уровней познания, развивают критическое мышление, умение рассуждать, решать проблемные ситуации.
Развитию коммуникативной компетентности способствует метод «Пресс». Эту форму работы использую тогда, когда возникают спорные вопросы, необходимо знать и аргументировать определенную позицию по отношению проблемы, которая решается, убедить других в своей правоте.
Например, на уроке «Роль химии в решении сырьевой проблемы» ученики делятся на группы, каждая из которых получает задание – «Объясните, почему в мире в области использования нефти продолжается экономический кризис». Каждая группа учащихся представляет и защищает свою позицию по такому алгоритму:
1)...я думаю, что... (позиция); 2)...потому что... (объяснение);
3)...например... (пример); 4) таким образом... (вывод).
Эффективным является метод «Ассоциативный куст», который позволяет воспринимать жизнь и науку как одно целое, что является очень важным в развитии социальной компетентности ученика. На уроке «Строение атома» ученики, имея знания из уроков природоведения, физики, называют слова, которые ассоциируются с понятием «атом». Атом: электрон, ядро, протон, наименьшая частица, нейтрон, химический элемент, молекула, порядковый номер. Далее объединяют эти сроки в две группы: строение атома, характеристики атома, предлагают определение понятию «атом» и наиболее полное записывают.
В учебно - воспитательном процессе использую метод проекта. Он создает условия, при которых ученик может самостоятельно добывать знания применять приобретенные, причем вместо действий по шаблону выступают поисковые и исследовательские действия, делается акцент на развитие компетентности продуктивной творческой деятельности. К годовщине со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева учениками 8-х классов был создан проект «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева». Класс поделился на четыре творческие группы, три из которых получили задание - собрать и систематизировать сведения о различных этапах жизнедеятельности ученого: детства и студенческих лет, педагогической и научной деятельности, личной жизни. Четвертая группа искала информацию о чествовании памяти выдающегося химика потомками (города, улицы, заводы, корабли, учебные заведения, минерал, кратер на Луне, вулкан и т.д.). Результатом проделанной работы стала яркая мультимедийная презентация, которая всесторонне осветила весь жизненный путь гения.
Одной из ключевых является компетентность саморазвития и самообразования, которая основывается на постоянном тренинге усвоение структуры деятельности личности. Самообразование учащиеся осуществляют по этапам: постановка цели; 2) планирование; 3) организация рабочего листа; 4) реализация; 5) рефлексия.
Самостоятельная работа школьников направлена на овладение учебным материалом применение его без участия учителя. Я предлагаю такие приемы и способы самостоятельной работы на уроках химии: составление содержания темы урока; работа с понятиями: экзотермические, эндотермические реакции, относительная атомная и молекулярная массы и т.п. (Вместе с учениками перекладываем сроки.) Это помогает сделать запоминание осмысленным; работа с тестами, что превращает их из инструмента контроля на инструмент обучения. Например, во время изучения нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и аргументировать свое мнение. На этапе закрепления материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем - с тестовым заданием с последующей дискуссией по теме. В ходе обсуждения вопросов они строят изложение материала с использованием терминов и понятий, вошедших в тестовые задания; задания на выявление соответствия. Их суть заключается в необходимости установить соответствие между понятием и содержанием. Например:
№1 Установите соответствие между уравнением и типом химической реакции
1. Na2O + H2O 2NaOH;                                                    А (обмена);
2. 3KOH + H3PO4 K3PO4 + 3H2O;                                   Б  ( соединения) ;
3. 2H2O2 2H2O + O2;                                                         В  ( замещения);
4. Ca + 2H2O Ca(OH)2 + H2.                                             Г   (разложения);
№2. Составление логических схем.
Учащимся предлагаю задание. Пользуясь текстом учебника, закончите структурно - логическую схему: круговорот кислорода в природе; работа по составлению и заполнению таблиц: «Сравнительная характеристика свойств веществ, имеющих разные типы кристаллических решеток», «Сравнение химических свойств растворимых и нерастворимых оснований».

Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Высокий уровень заболеваемости школьников указывает на необходимость и важность формирования у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, на мой взгляд, важнейшую ключевую - эколого – валеологическую компетентность. Например, на уроке «Химия в быту» использую метод групповой работы «Ажурная пила», с помощью которого школьники обрабатывают большое количество важной для здоровья информации за короткое время. Ученики объединяются в четыре «домашние группы», получают материал для изучения по следующим темам: «Бытовая химия», «Правила обращения с бытовыми химикатами», «Признаки отравления бытовыми химикатами, «Первая неотложная помощь в случае отравлений и химических ожогов». После проделанной работы формируют экспертные группы, в которых обмениваются информацией и возвращаются в «домашние группы». Каждая группа формулирует и записывает выводы.
Воспитательное мероприятие «Правда о табакокурении» можно проводить в виде ток - шоу . Выступаю в роли ведущего, предлагаю ученикам просмотр отрывка видеофильма «Исповедь курильщика». Далее ученики – «специалисты» начинают обсуждение, высказывают свое мнение. «Социолог» представляет статистику курения сигарет среди молодежи и называет количество жертв от этой привычки. «Историк» рассказывает о возникновении табакокурения и ошибочные взгляды прошлого о лечебных свойствах табака. «Химик» сообщает состав табачного дыма, параллельно объясняя свойства веществ. «Врач» называет болезни, что вызывает эта зависимость. «Косметолог» описывает изменения, происходящие с кожей. «Эколог» объясняет влияние дыма на состояние окружающей среды. В обсуждении принимают участие учащиеся - зрители, задают вопросы специалистам. В ходе дискуссии формируются выводы, которые суммируются ведущим.
Верю в то, что ученики на моих уроках получат необходимые знания для разумного использования химических веществ, обеспечения безопасности жизнедеятельности в современном мире, приобретут умения действовать адекватно в определенных ситуациях и осознавать свою ответственность за определенную деятельность.
15