Урок по окружающему миру на темуЧтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.
Окружающий мир
Тема: Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.
Цели деятельности учителя:
Обучающие: создать условия для организации и проведения повторения с учащейся правил дорожного движения; закрепления умения правильно переходить дорогу; ознакомления с сигналами светофора, регулировщика, дорожными знаками;
Развивающие: способствовать формированию и развитию целостности восприятия дорожной среды; добиваться понимания, осознания и осмысления дорожных знаков; развивать речь учащихся, внимание, память.
Воспитательные: содействовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах; правильного поведения в общественных местах, желания прийти на помощь.
Оборудование: карточки с заданиями, с дорожными знаками, карточки красного, жёлтого, зелёного цветов; выставка детских работ.
Сценарий урока
Организация начала урока.
– Здравствуй! Я рада видеть тебя. Мне хочется пожелать тебе хорошего настроения, узнать что-то новое, поделиться своими знаниями, быть очень внимательными. Надеюсь, что сегодняшний урок тебе обязательно запомнится. Ведь сегодня ты узнаешь много интересного о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомитесь с некоторыми дорожными знаками.
– проверим домашнее задание по изученному ранее материалу.
Проверка домашнего задания.
– Как нужно действовать, если возник пожар?
– Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?
– Как нужно действовать, если чувствуешь запах газа?
– Назовите номер телефона газовой службы.
– По какому телефону нужно вызвать пожарных?
– Назовите самые важные телефонные номера на случай опасности.
III. Сообщение темы урока.
Внимание, глядит в упор
На тебя трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз,
Он каждому дает приказ.
– Как ты думаешь, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащейся.) Правильно, мы вспомним всё, что знаем о правилах безопасного движения на дороге, поговорим о главных помощниках на дороге – светофоре и дорожных знаках. Я надеюсь, что ты будешь внимательно слушать и запоминать.
Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня тебе нужно быть очень внимательными.
– Тема нашего урока «Чтобы путь был счастливым.Дорожные знаки».
1V. Изучение нового материала.
1. Если ты пешеход.
Беседа.
– Многие люди погибают на дорогах. Мы живем в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили. Все вокруг торопятся, спешат. Одна секунда – это много или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителей секунда – вещь серьезная. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу, не понимая, что водитель не успеет вовремя остановить машину. Автомобиль движется даже тогда, когда нажаты тормоза.
– Как называется человек, совершающий движение по улице? (пешеход.)
– Как называется часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (тротуар.)
– Где, в каком месте можно переходить проезжую часть дороги? (проезжую часть дороги можно переходить только по пешеходному переходу.)
– Все должны соблюдать это правило. А как же найти пешеходный переход?
Твердо знай ты, Настя:Там по ней идет народ,
Где дорога полосата,Потому что – переход.
– Как называют дорожную разметку, где белые полосы на асфальте? («зебра».)
– «Зебра» обозначает место пешеходного перехода.
– Как правильно перейти улицу? (нужно посмотреть налево; дойдя до середины, нужно посмотреть направо.)
– Это основное правило. Идти нужно быстро, но бежать нельзя. Ведь можно споткнуться и упасть прямо на проезжей части. Идти нужно спокойно.
– Когда человек куда-то собирается идти или ехать, ему всегда говорят «Счастливого пути!». Но для того, чтобы это пожелание сбылось, надо постараться. Ведь любая дорога таит в себе опасность. Подумай, как избежать опасности, если ты пешеход, велосипедист или пассажир.
2. Правила поведения на дороге пешехода, велосипедиста, в транспорте пассажира.
Правила пешехода:
1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
2. Переходить дорогу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.
3. Переходить улицу только на зеленый свет светофора и никогда не ходить на красный.
Если ты велосипедист:
1. Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах.
2. если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.
3. Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде не держась за руль.
4. Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.
Если ты пассажир:
1. Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.
2. Не высовывай в окно руку, а тем более голову.
3. Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически.
4. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.
– Знакомые и простые правила! Но как часто дети нарушают их.
– Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным.)
– Твои родные всегда волнуются за тебя, когда ты куда-нибудь уходишь из дома. Поэтому пусть эти правила станут торжественным обещанием, которое ты дашь своим родным.
3. Светофор. Сигналы светофора.
Беседа.
– Отгадай загадку:
• Он стоит на улицах, попеременно глаза закрывает – открывает, дорогой управляет. (светофор.)
– Когда и где появился первый светофор? (Появился первый светофор в 1868 г. в Лондоне.)
– Знаешь ли ты, что означает слово «светофор»? Слово «светофор» происходит от двух слов: русского «свет» и греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Значит, светофор – это носитель света (несущий свет).
– Он «носитель» трех цветов. Каких цветов? (красный, желтый, зеленый.)
– Что означают эти сигналы?
Вот зажегся красный свет –
Всем известно – хода нет.
С вами так условимся:
Желтый – приготовимся,
А зеленый говорит:
«Путь открыт! Совсем открыт!»
– Знаешь ли ты, что эти цвета светофора выбрали не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Красный цвет – тревожный. Увидев ярко-красную машину, люди останавливаются, расступаются. Что это за машина? (пожарная машина.)
Желтый цвет – предупредительный. Он словно говорит: «Будь внимательным!» машины, которые работают прямо на дорогах, – желтого цвета. Что это за машины? (краны, бульдозеры, катки.) Водители издалека видят желтый цвет и сбавляют скорость, осторожно ведут машины. И ты не спеши переходить дорогу. Подожди.
Зеленый цвет – спокойный, приятный, это цвет травы, листьев. Путь свободен для пешехода.
Работа с учебником (с. 9).
– Есть еще и другие правила, которые нужно соблюдать. Прочитай в учебнике правила.
– Что ты для себя усвоила? (Ответы учащейся.)
Закрепление: самостоятельная работа в тетради (задания № 1, с. 6).
– Рассмотри рисунки. Все ли ребята поступают правильно? Объясни. Закрась кружки под правильными поступками детей зеленым цветом.
Проверка работы.
Игра на внимание «Да – нет».
– Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
– Что хотите – говорите, красный цвет – проезда нет? (Да.)
– Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
– Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
– Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
– Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
– Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет.)
– Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да.)
4. Знакомство с дорожными знаками.
Беседа.
– А что помогает безопасно двигаться по улице как транспорту, так и пешеходам? (Дорожные знаки и светофор.)
– А где устанавливают дорожные знаки? (Их устанавливают там, где этого требует обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности.)
– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Но и для водителей тоже есть много знаков. Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места.) – Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
Учитель читает стихотворение:
Ученик и грузовик
Говорит беспечный Петя:Грузовик меня боится,
– Мне опасность не грозит,А не я – грузовика!
Как шофер меня заметит –Он смеется:
В тот же миг и тормозит.– Не пойму,
Что же может тут случиться?Отчего и почему
Ведь на улице покаДолжен путь ученик
Уступить грузовику,Может рано или поздно
Если может грузовикСам попасть под грузовик.
Уступить ученику?Вот поэтому всегда,
Каждый, кто машиной правит,Чтобы не стряслась беда,
Скажет вам наверняка,Должен путь ученик
Что, конечно, не задавитУступать грузовику,
Ученик грузовика.На дороге каждый миг
Но, добавим мы серьезно,Должен быть он начеку!
Что растяпа-ученик (А. Дмоховский.)
– Современный пешеход должен быть собранным, внимательным, осторожным! А помогут тебе в этом специальные знаки. Послушай внимательно загадки и попробуй их отгадать:
• Нарисован пешеход.
Он вышагивает здесь, а не в сторонке,
Показав, что переход –
Для вас, для Мишки и Аленки!
(«Пешеходный переход».)
• Человечек красным кругом окружен,
Он кричит: «Вернись! Поплатишься за это!»
Никогда не лезьте на рожон,
Лучше перейдите там, где нет запрета!
(«Движение пешеходов запрещено».)
– Предупреждающие знаки: скользкая дорога, дорожные работы, дикие животные, прочие опасности. Эти знаки предупреждают водителя о приближении к опасному участку дороги. Как видите, они представляют собой белые треугольники с красной каймой. (показывает несколько знаков.)
– Запрещающие знаки: въезд запрещён, движение запрещено, обгон запрещён, подача звукового сигнала запрещена. Эти знаки что-либо запрещают водителю, они представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркнутая линия. (показывает несколько знаков.)
– Предписывающие знаки: движение прямо, движение направо, движение налево. Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге. Они представляют собой синие круги с белым рисунком. (показывает несколько знаков.)
– Информационно-указательные знаки: пешеходный переход, место остановки автобуса и троллейбуса, место остановки трамвая. Эти знаки указывают, где находятся пешеходный переход, остановка автобуса и т. д. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками. (показывает несколько знаков.)
– Знаки сервиса: автозаправочная станция, телефон, пункт питания, пункт первой медицинской помощи. Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т. д. (показывает несколько знаков.)
5. Безопасный путь от дома до школы (маршрут).
– У тебя наверняка есть схема маршрута «Безопасный путь от дома до школы».
– Ты четко следуешь по составленному маршруту? Расскажем, как идем до школы по данному маршруту.
– Какие опасности подстерегают тебя на твоем пути?
Рассказ ученицы об опасностях на их пути.
– К сожалению, наши дороги (во многих местах) не имеют тротуаров. Дорога, которой пользуются пешеходы, является одновременно и проезжей частью для транспортных средств. Поэтому надо тщательно пронаблюдать, где транспортные средства появляются часто, где они пересекают ваш путь, и все это отметить на схеме.
По дороге в школу и обратно вы можете встретиться с приятелями, знакомыми, соседями и родителями. Чаще такие встречи происходят вблизи школы или дома. Они отвлекают ваше внимание, а это уже опасно. Поэтому ближайшие к школе и дому переходы надо тоже отметить.
Правила, которые надо помнить:
1. Никогда не зовите никого через дорогу: ни родных, ни знакомых, ни друзей. Это не только неприлично, но может быть и опасно, так как побуждает пересечь дорогу, позабыв про правила движения.
2. Не стесняйтесь об этом сказать своим товарищам и даже взрослым, чтобы и они так не поступали.
3. На схеме нужно также отметить участки с ограниченным обзором, где дорогу загораживают заборы, сооружения, постройки, зеленые насаждения.
4. Никогда не переходите проезжую часть между припаркованными автомобилями, в каком бы месте они ни стояли.
5. Запомните: схема безопасного маршрута не составляется раз и навсегда. Во-первых, как только вы заметили, что на вашем пути произошли какие-либо изменения (поставили забор, вырыли яму…), сразу отметьте это на своем пути. Во-вторых, даже если все по-прежнему, следует не реже 2–3 раз в месяц сверять схему с дорогой в школу. Это не только освежит в вашей памяти опасное место, но и поможет избежать вам скрытой опасности, о которой вы не подозреваете.
– Что, если однажды там, где всегда спокойно, вдруг выскочит машина. Сумеешь ли ты вовремя правильно отреагировать? Дело в том, что постоянно спокойная дорожная обстановка вызывает привыкание, притупляет бдительность. Это опасно тем, что неожиданное изменение ситуации может вызвать растерянность, скованность, притупить реакцию.
Игра «Всё о светофоре».
1) Что такое светофор?
Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении.
2) Для чего светофор устанавливают и где?
Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.
3) Какие виды светофоров вам известны?
Светофоры бывают транспортные и пешеходные.
4) Как располагаются сигналы светофора?
Сигналы располагаются в нём в строгой последовательности: красный, жёлтый, зелёный.
5) Что нужно делать, если ты подошёл к дороге, а зелёный сигнал светофора начал моргать?
Если ты подходишь к дороге, а зелёный сигнал начал моргать, подожди, когда включится немигающий зелёный сигнал.
6) Как выглядит светофор, предназначенный только для пешеходов?
Светофоры, предназначенные для пешеходов, имеют только две секции – красную и зелёную, с изображением красного неподвижного человечка – запрещающий сигнал, зелёного шагающего человечка – разрешающий движение.
7) Что обозначают сигналы светофора?
Красный – стой, жёлтый – внимание, зелёный – иди.
8) Какой перекресток называется регулируемым?
Где стоит светофор или регулировщик. Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в правой руке жезл) определенные жесты.
9) Как ты будешь переходить дорогу, если светофора нет?
Если на участке дороги нет светофора, то переходить на другую сторону необходимо только в определённом месте – по пешеходному переходу. Прежде чем ступить на дорогу – осмотрись. Посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
– Молодец! Ты верно ответила на все вопросы. Теперь я уверена, что ты всегда будешь соблюдать правила дорожного движения.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой» кричит,
Ждать зелёного велит. Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд.
Влево, вправо поворот.
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Пролетим, как самолёт.
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперёд. Левой, правой,
Левой, правой,
Смело мы идём вперёд.
Светофор – помощник славный,
Уставать нам не даёт.
-А сейчас мы с тобой узнаем для чего нужны дорожные знаки.
1. Для чего нужны дорожные знаки.
Беседа.
– Посмотри: перед нами улица. По ней движутся транспорт и пешеходы. Наша школа находится рядом с большой проезжей дорогой. Если мы внимательно прислушаемся, то услышим гул движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с проезжей частью проложена дорога для пешеходов – тротуар, и никто никому не мешает. А знаете почему? (Потому что есть строгие правила для водителей и пешеходов.)
– Действительно, чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
– Где движется транспорт? (По проезжей части.)
– Как называется место пересечения улиц? (Перекрёсток.)
– Что служит для движения пешеходов? (Тротуар.)
– Как надо двигаться по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
– А можно ли пешеходам ходить по проезжей части? Почему?
– А что помогает безопасно двигаться по улице как транспорту, так и пешеходам? (Дорожные знаки и светофор.)
– А где устанавливают дорожные знаки? (Их устанавливают там, где этого требует обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности.)
– Нужно ли знать дорожные знаки? (Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Но и для водителей тоже есть много знаков.)– А кем на дороге являемся мы?
• Если ты идёшь по тротуару, то ты… (пешеход).
• Если ты едешь в автобусе или машине, то ты… (пассажир).
• Если ты едешь на велосипеде, то ты… (водитель).
– Итак, мы можем быть как пешеходами, так и водителями, поэтому необходимо знать дорожные знаки.
– Для чего нужны дорожные знаки?
В давние времена, когда не было машин, а первый автомобиль появился в 1885 году на улицах немецкого города Нейштадт, по улицам ездили и ходили, кому куда захочется. О правилах движения и понятия не имели: ни правой, ни левой стороны не признавали. А улицы современных больших городов заполнены легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы жизнь трудной и опасной, машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на пожар. Чтобы беспорядка не было, составлены правила уличного движения – законы улиц и дорог. Водитель должен знать, что его ждёт впереди на дороге. Об этом ему сообщают дорожные знаки. Они сделаны в виде простых рисунков, чтобы их можно было различить издалека и чтобы они были понятны и русскому и иностранному туристу.
– А о каких знаках ты можешь рассказать?
Физкультминутка на внимание
– Я задаю вопросы, а ты показываешь движениями. Будь внимательна.
1. Как живешь?
2. Через дорогу как идешь?
3. Как на красный свет бежишь?
4. А на зеленый свет стоишь?
5. На дорогах как шалишь?
6. На желтый свет опять бежишь?
7. Как по «зебре» ты идешь?
8. Как в транспорте шум создаешь?
– дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности (например, о том, что скользкая дорога, что идут дорожные работы, и прочие опасности), запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. (Учитель показывает дорожные знаки.)
Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка, понимают обозначения на дорожных знаках этой страны и могут вести транспорт по незнакомым дорогам.
2. Группы дорожных знаков.
Беседа.
– Настя, когда ты вырастешь, тоже станешь водить транспорт. Знания о дорожных знаках тебе пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни. Знаки бывают разные. Вспомним, что знаки есть предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
– Давай попробуем отгадать загадки о дорожных знаках и показать их:
• Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь: свалка кирпича?
• Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
пешеходного движенья. • Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
• Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
– Правильно, ты отгадала все знаки. Что у них общего? (Они круглые, красного цвета и они запрещающие.) Как ты думаешь, почему запрещающие знаки красные? Что символизирует красный цвет?
– а вот теще загадка:
• В голубом иду я в круге, и понятно всей округе,
Если вдуматься немножко – …
(Пешеходная дорожка.)
Работа по учебнику (с. 14–16).
– Прочитай.
– Внимательно рассмотри все дорожные знаки.
– На какие группы делятся дорожные знаки?
– Каково назначение каждой группы знаков?
– Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки? (Периметр треугольника красного цвета.)
– Найдите их у себя на столе.
– Что скажешь о запрещающих знаках? (Изображение нарисовано внутри красного круга.)
– Найди их.
– Что означают знаки стрелок внутри синего круга? (Это предписывающие знаки.)
– Назови знаки сервиса. (Телефон, автозаправочная станция, столовая, больница, гостиница.)
– А что это за знаки: синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? (Информационно-указательные знаки.)
– Назови информационно-указательные знаки.
Работа в рабочей тетради (задание № 1, с. 8).
– Прочитай задание.
– Наклей дорожные знаки на соответствующие места.
– Подпиши каждую группу знаков.
– Проверь.
Игровое задание «Да – нет».
– Положите перед собой карточки. Прочитай утверждения. Если считаешь, что оно верно – обведи в кружок ответ «Да». Если неверно, то обведите в кружок ответ «Нет».
• Дорожные знаки разные в каждой стране.
Да. Нет.
• Предупреждающие знаки представляют собой белые треугольники с красной каймой.
Да. Нет.
• Запрещающие знаки представляют собой синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.
Да. Нет.
• Сервис – это обслуживание.
Да. Нет.
Проверка.
Закрепление изученного материала.
Викторина «Что мы знаем об этих дорожных знаках?».
– ещё одно задание. Представь себе, что перед тобой улица с оживлённым движением.
Город, в котором мы с тобой живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
– Для тебя в Школе дорожных знаков организовали викторину «Что мы знаем об этих дорожных знаках?». Сумеем ли мы разобраться в этих знаках?
1. Я хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
2. Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти столовую?
3. У нас закончился бензин. По какому знаку мы определим, где нам можно заправиться?
4. Нам нужна медицинская помощь. По какому знаку мы определим, где можно найти медпункт, больницу?
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад».
Азбуку вез самосвал.
Буквы все он растерял.
Что же значит, например,
У дороги буква «Р»?
Знак водителей стращает,
Что-то он машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
– Молодец, ты хорошо разобралась в знаках. Школа ставит тебе «отлично».
Тест. (ученице даётся тест, в котором надо отметить правильные ответы.)
1. Самые строгие дорожные знаки:
а) предписывающие; б) запрещающие; в) указывающие.
2. У пешеходного светофора цветов:
а) два;б) четыре;в) три.
3. Какой свет говорит «Внимание»?
а) красный;б) желтый;в) зеленый.
4. В каком месте на улице опаснее всего?
а) на перекрестке;б) остановке автобуса;в) верны оба ответа.
5. Тротуар предназначен для:
а) пешехода;б) машин;в) для всех.
6. Нет! Движение опасно!!! Огонек зажегся …
а) красный;б) зеленый;в) желтый.
7. Там, где надпись «Переход» шагает смело…
а) бегемот;б) вездеход;в) пешеход.
8. Трамвай обходить:
а) сзади;б) спереди; в) откуда сам захочешь.
9. Автобус и троллейбус обходить:
а) спереди;б) сзади;в) откуда сам захочешь.
10. На тротуаре все должны держаться… стороны:
а) правой;б) любой;в) левой.
11. Номер телефона милиции:
а) 01;б) 02;в) 03.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-а. 5-а. 6-а. 7-в. 8-б. 9-б. 10-а. 11-б.
Обобщение.
– Где и когда нам потребуются знания, полученные на уроке?
– А теперь, Настя, дадим торжественное обещание пешехода:
• Переходить по пешеходному переходу. Обещаю!
• Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора. Обещаю!
• Переходить улицу в группе людей. Обещаю!
• Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. Обещаю!
• Не ходить по краю тротуара. Обещаю!
• Не играть возле проезжей части. Обещаю!
• Не разговаривать по телефону при переходе улицы. Обещаю!
• Не кататься на велосипеде, роликах, коньках на проезжей части. Обещаю!
• Неукоснительно выполнять эти правила. Обещаю!
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что ты запомнила?
– На какие группы делятся дорожные знаки?
– Какое назначение каждой группы знаков?
– Выскажи свое мнение, закончив фразы:
1. «Я понял, что…».
2. «Было интересно…».
3. «Было трудно…».
4. «Мне захотелось…».
5. «У меня получилось…».
– Ты много знаешь и умеешь. Я подарю тебе памятки «Что должен знать пешеход».
1. Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
3. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
4. За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.
5. Разрешающий для перехода сигнал светофора – зелёный.
6. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автомобиль. Подожди, пока он отъедет от остановки.
7. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за руку.
8. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.
Читает стихотворение:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
– Вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он тебе?
Домашнее задание: учебник, задания 2, 3 с. 17, ответить на вопросы рубрики «Подумай!»; Творческое задание: придумать и представить новый дорожный знак. ( учащаяся должна называть и показывать дорожный знак, объяснять его значение, к какой группе относится.)