Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.


Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.
Цель: Познакомить учащихся с основными этапами жизни А. Н. Некрасова; проследить, как отношение к жизни отразилось на творчестве писателя; выделить основные темы в поэзии Некрасова; развивать умение детей выступать на публике и быть внимательными к выступающим.
Слово учителя :- В эти дни мы отмечаем 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова.
И.С. Тургенев писал ему: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется.
Сегодня и мы с вами услышим о жизни Н.А. Некрасова, рассказанной нам его биографами и им самим в его произведениях.
Ведущий:
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец - Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, когда сыну исполнилось 3 года, поселился навсегда в своем родовом ярославском имении Грешнево. Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь в деревне, поэт провел все свое детство.
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой – столбовая Ярославско - костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим людом, переходившим из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей:
Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей.. Рабочий расставит, разложит снаряды – Рубанки, подписки, долота, ножи: «Гляди, чертенята!» А дети и рады Как пилишь, как лудишь – им все покажи, Случалось, тут целые дни пролетали, Что новый прохожий, то новый рассказ.
Ведущий:
Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Любовь к полям и лесам своей родины, к ее весеннему «зеленому шуму» тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной ярославской природой, красотой ее земных просторов:
Там зелень ярче изумруда, Нежнее шелковых ковров, И как серебряные блюда На ровной скатерти лугов Стоят озера. 
Мальчик был рад проводить целые дни, с утра до вечера, под открытым небом, в лесах и полях. Но дома, в родной семье ему жилось очень горько:
Родился я в большом дому, Напоминавшем мне тюрьму, В которой действовал один, Держа под страхом всю семью. 
Отец угнетал всю семью, и это доставляло мальчику немало страданий. Мать поэта, Елена Александровна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступные его пониманию:
И голос твой мне слышался впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме запечатлела ты. 
Ведущий:
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю» , «Затворница», «Несчастные» и др.
Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным угнетенным женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки.
Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабой повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. 
Некрасов утверждал, что именно страдания матери побудили в нем протест против угнетения женщин.
Ведущий:
Но, читая стихотворения Некрасова, мы чувствуем в них не только жалость к страдающим. Характер у него был боевой и настойчивый к беспомощной жалости. Уже раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться на нем во весь дух. Ему было 7 или 8 лет, когда няня вздумала запугать его чертями:
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой —
Наверно б мертвый я упал!
Ведущий:
Добиться своего ценою любого подвига, любого труда стало с детства для Некрасова законом. Но настоящее свое признание нашел он нескоро. Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем он вышел на прямую дорогу.
В 1832 году будущий поэт вместе со своим братом Андреем поступил в 1-й класс ярославской гимназии. Учителя в гимназии требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами:..Придешь, бывало, в класс И знаешь: сечь начнут сейчас. 
Так вспоминал поэт про свои школьные годы. Некрасов не кончил гимназии. ОН ушел из 5-го класса, так как отец отказался внести плату за его обучение:
В пятнадцать лет я был вполне воспитан. Так требовал отцовский идеал: Рука тверда, глаз верен, дух испытан, - Но грамоту весьма нетвердо знал. 
Отец решил отправить мальчика в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа. В конце июля 1828 года 16-летний подросток после многодневного путешествия оказался в Петербурге. Там он стал готовиться к университетским экзаменам, и даже не сделал попытки поступить в военное училище. Узнав об этом, отец отказал ему в материальной помощи. Но юноша, обрекший себя на полуголодную жизнь, поступает вольнослушателем в университет в 1829 году. Ведущий:
Исполняя тайную мечту матери, которая желала, чтобы сын стал образованным человеком. Тяжело было жить Некрасову в Петербурге. Ютясь то на чердаке, то в подвале без хлеба, без денег. Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте, и как ее обижают богатые люди. Бедствовал он долго – лет 5, но такая жизнь не сломила поэта, а только закалила его:
Лет двадцати с усталой головой Ни жив, ни мертв Я голодал подолгу Но горделив – приехал я домой. Я посетил деревню, нивы, Волгу. 
Ведущий:
Через несколько лет его жизни в Петербурге случилось большое событие: он познакомился с великим русским критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским:
Над уровнем тогдашним приподняться Трудненько было, очень может статься, Что я пошел бы торною тропой, Но счастье не дремало надо мной. 
Счастье в данном случае для Некрасова синоним Белинского, встреча и сближение с ним. Стихи, которые он стал писать после знакомства с Белинским, поразили всех своей смелостью и силой. В них Некрасов рассказывал, как тяжко живется трудящимся людям в крепостной деревне и в капиталистическом городе, и призывал народ к борьбе с угнетателями.
Ведущий:
В конце 1846 года Некрасов раздобыл взаймы денег и взял вместе с писателем
И. Танаевым в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным, в «Современнике» стал работать и Белинский. На страницах журнала стали печататься произведения самых даровитых и передовых писателей, какие только были в то время: Герцена, Гончарова, Тургенева и других.
Эти писатели ненавидели рабство и желали родине свободы и счастья. Там же в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихи. В них он с негодованием писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу.
Вся лучшая молодежь того времени стала с восторгом читать «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело. После смерти Белинского он нашел себе новых товарищей для работы в журнале: Чернышевского Добролюбова. Под их руководством «Современник» стал еще громче призывать к революции, и вскоре власти решили закрыть ненавистный журнал навсегда. Незадолго до этого царь приказал арестовать Чернышевского и сослал его на каторгу в Сибирь.
Долго существовать без журнала Некрасов не мог. Не прошло и 2-х лет, как он взял в аренду журнал «Отечественные записки» и возглавил его вместе с Салтыковым-Щедриным.
Ведущий:
Начиная с 1855 года, наступил наивысший рассвет творчества Некрасова. Он закончил поэму «Саша», где заклеймил презрением дворян, которые выражали свои чувства к народу не делами, а громкими фразами. Тогда же написаны им «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Эти произведения обнаружили в Некрасове могучие силы народного певца. Он стал любимейшим поэтом демократической интеллигенции, которая именно в то время сделалась влиятельной общественной силой в стране.
А когда вышло первое собрание стихотворений Некрасова книга имела громадный успех, царская цензура, испугавшись ее популярности запретила газетам и журналам печатать о ней хвалебные отзывы.Журнальная работа утомляла поэта, и он бывал поистине счастлив, когда ему удавалось вырваться из душного города куда-нибудь в деревенскую глушь. В деревне, среди крестьян, он чувствовал себя легко и привольно и забывал городские тревоги, особенно ему при этом случалось хорошо поохотиться. Охота была для него лучшим средством дружеского сближения с народом. Он говорил, что в деревне талантливейшие из русских крестьян. Сюжет знаменитой поэмы «Коробейники» был рассказан ему во время охоты его другом – приятелем, костромским крестьянином Гаврилой Захаровым. Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, и на свадьбы, и на похороны, знакомился со множеством людей, наблюдая их нравы и обычаи, жадно вслушивался в их речь, и все больше влюблялся в народ .Ведущий:.«Коробейники» - поэма – путешествие. Бродит по сельским просторам старый Тихоныч и его молодой помощник Ванька, мужики – коробейники, деревенские торговцы. Перед их любознательным и оценивающим взором проходят одна за другой пестрые картины русской жизни предреформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» неподдельная народность. Неслучайно 1 глава поэмы стала народной песней «Коробушкой».
Пристально изучая крестьянскую жизнь, он стал исподволь готовиться к великому литературному подвигу – к созданию монументальной поэмы, прославляющей русский народ, его великодушие, его героизм его огромные духовные силы. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо» с 1815 года и до конца своих дней Некрасов работал над этой поэмой. 7 мужиков – правдоискателей отправляются в дорогу, чтобы найти ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо».
Ведущий:
В начале 70-х годов Некрасова привлекла другая тема – декабристы. До той поры в русской подцензурной печати о декабристском восстании не появилось ни единого слова, за исключением лживых отчетов. Но в 1870 году цензурный запрет был намного ослаблен, и Некрасов воспользовался I-й возможностью, чтобы напомнить молодым поколениям о великих зачинателях революционной борьбы. В поэме «Дедушка» он изобразил старика декабриста, который видит в маленьком внуке своего боевого наследника и завещает ему свою ненависть к угнетателям народа:
Взрослые люди – не дети, Трус – кто сторицей не мстит! Помни, что нету на свете Неотразимых обид. 
Некрасов хотел, чтобы подвиги декабристов вдохновляли на такие же подвиги революционную молодежь его времени. В своей поэме «Русские женщины» Некрасов продолжил разработку декабристкой тематики. Подвигом декабристок, которые добровольно последовали за своими мужьями в Сибирь на каторгу, подчеркнул, что героические черты свойственны характеру русской женщины:
«Иду туда, где я больше нужна, Иду я к тому, кто в неволе».
 Ведущий:
В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь его была смертельна. Некрасов знал, что дни его сочтены, и поэтому трудился, превозмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться последним», - говорил он. Кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая так и осталась незаконченной, поэт создает цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога о народе:
Что ни год – уменьшаются силы, Ум ленивее, кровь холодней… Мать – отчизна! Дойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей! Но желал бы я знать, умирая, что стоишь ты на верном пути, Видит ветреный день впереди: Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес, Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез.
 Ведущий:
Умер Некрасов 8 января 1878 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову – студенты», «Бессмертному певцу народа» , «Слава печальнику горя народного» и др.
Гроб несли на руках до самого Новодевичьего монастыря, добрых восемь верст: Много истратят задора горячего
Все над могилой моей.
Родина милая, сына лежачего
Благослови, а не бей!..
Как человека забудь меня - частного,
Но как поэта - суди...
И не боюсь я суда того строгого
Чист пред тобою я, мать.
В том лишь виновен, что многого, многого
Здесь мне не дали сказать...