Развитие мелкой моторики, сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста


Развитие мелкой моторики, сенсорного развития
детей младшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
В 2014 году начала свою деятельность с ребятами 1 младшей группы (вновь прибывшие в детский сад) поэтому, на основании вышесказанного, мною была выбрана следующая тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности».
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение игр на развитие мелкой моторики.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Развитие мелких мышц кисти руки
Развитие тонких произвольных движений пальцев рук.
Повышение качества управления движениями
Создание предметно- развивающей среды в соответствии с возрастом ребенка
Взаимодействие детского сада и семьиСредства решения поставленных задач:
Научно-методическая литература.
Изучение передового опыта.
Диагностика детей.
Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
Подгрупповые и индивидуальные занятия.
 Работа с родителями.
Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:
1.  Пальчиковые игры.
2. Игры с предметами.
3.  Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики.
4.  Развитие графической моторики.                          
5. Дидактические игры.
Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…..», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.
Пальчиковая игры - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики  стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Игры с предметами.
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мелкие игрушки, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.
Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
 Предлагала  ребенку помочь  собрать бусинки.  Он брал  бусинки, опускал их в коробочку с маленьким отверстием.  Потом учились нанизывать бусы на нитку. Со временем дети   нанизывали бусины в определенном порядке, по форме, цвету или величине.
Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют  интенсивному развитию движений пальцев рук.  
В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения  использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.  
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится детям – это составление картинок из разных видов пазл.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
           Использование элементов изодеятельности.
Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Это конструирование из бумаги, лепка мелких предметов « Чашечка для гномиков», лепка с использованием пуговиц.
Развитие графической моторики.
В средней группе, кроме пальчиковой гимнастики,  я использовала графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки-раскраски, трафареты  разной  тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер.  Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными, для красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
Дети с большим удовольствием дорисовывают картинки по точкам, соединяя их, а также симметрические дорисовки.
Мною были разработаны и проведены различные занятия.
Развитие моторики рук невозможно без наполнения развивающей среды соответствующими играми: мозайка; пазлы; различные виды шнуровки; пальчиковый театр; макет дома с мелкими предметами мебели и т.д.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и  необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях:
специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
Формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
Надо помнить, что эффективной будет работа только тогда, когда она ведется планомерно с осознанием ее значения.
Надо сказать, что в начале года и в конце была проведена педагогическая диагностика, где была видна положительная динамика. Положительный результат, мы достигли совместно с родителями, детьми, то есть со всеми участниками образовательных отношений.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного и психического развития человека, а полноценное восприятие мира - это база для успешного овладения многими видами деятельности современного человека. Поэтому, на втором этапе воспитания и обучения моих ребят стало «Развитие мелкой моторики и сенсорное развития детей дошкольного возраста»
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой интеллектуального развития ребенка, оно помогает ребенку успешно всесторонне развиваться:
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
-развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни,
-позитивно влияет на эстетическое чувство,
-является основой для развития воображения,
-развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка,
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует людей и животных, числа, знаки и буквы, учится писать.
Однако, каждый ребенок индивидуален. На его темпы биологического развития влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается благополучно, и имеет хорошие показатели развития. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они нарушают или тормозят развитие и сформированность показателей, указанных выше.
Однако необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста существует и сегодня, как важное Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
.