Программа управления качеством образования на основе мониторинга учебно-воспитательного процесса техникума на 2014-2017 годы


Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский техникум общественного питания»


Принята Педагогическим Советом
ОГАОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания»
Протокол от «17» сентября 2014г.№2



Утверждена
приказом директора ОГАОУ СПО
«Белгородский техникум
общественного питания»
____________Н.В. Лустиной
от «___» ________2014 г. № ____





ПРОГРАММА



управления качеством образования на основе
образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса техникума

2014 – 2017 годы
















2014г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Паспорт Программы
3


Пояснительная записка
5


Содержание
8

Заключение
25



План мониторинга
26



Паспорт программы
управления качеством образования на основе
образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса техникума
на 2014 – 2017 годы
Наименование программы
Управления качеством образования на основе
образовательного мониторинга учебно-воспитательного процесса техникума на 2014 – 2017 годы

Основания для разработки программы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации.
Постановление Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 85-пп «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов».
Программа развития ОГАОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания» на 2014- 2017 годы.

Разработчики программы
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский техникум общественного питания»

Основные исполнители программы
Администрация ОГАОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания»

Цели
Осуществление систематического контроля за процессом устойчивого и поступательного развития техникума по реализации ФГОС среднего профессионального образования, полноценного обеспечения профессиональных, педагогических, инновационных задач развития техникума в условиях дуального обучения и определения наиболее целесообразных перспектив организации образовательного процесса в техникуме.

Задачи

Оценка качества образования на различных этапах обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования.
Сделать систему образования прозрачной и открытой для всех участников образовательного процесса.
Обеспечить работодателям участие в управлении качеством образования:
оперативно влиять на образовательные процессы в целях формирования профессиональных компетенций выпускников с последующим их трудоустройством, повышения конкурентоспособности образовательной организации;
моделирование желаемого уровня качества образования и компетентностной подготовки специалистов;
участие в разработке профессиональных образовательных программ;
внесение изменений в содержание программ и КОС;
участие в процедуре государственной итоговой аттестации выпускников;
проведение независимой оценки квалификаций выпускников.
Систематический контроль динамики развития образовательной системы техникума в соответствии с избранными основными направлениями ее развития.
Своевременное выявление позитивных и негативных тенденций, определяющих характер и темп развития техникума как социально-открытой образовательной системы.
Проведение оценки ресурсообеспечения и педагогической целесообразности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Внесение корректировок в программу развития, в систему планирования образовательной организации.
Проведение оценки обеспеченности учебно-методической документацией (по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям) реализуемых основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
Систематический контроль за качеством организации самостоятельной внеаудиторной работы и ее методическим обеспечением.
Проведение оценки информационно- методической обеспеченности реализации реализуемых основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям и профессии.
Систематический контроль за качеством организации и выполнения обучающимся лабораторных и практических занятий.
Проведение оценки фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Проведение оценки качества подготовки студентов и выпускников по основным направлениям:
оценка уровня освоения дисциплин
оценка компетенций обучающихся.
оценка сформированности общих компетенций
оценка сформированности профессиональных компетенций

Перечень основных направлений программы

Создание условий для повышения качества профессионального образования и профессиональной подготовки в техникуме.
Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательной организации.
Создание модели мониторинга качества образования.
Разработка информационно- методического материала по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.
Создать внутреннюю систему оценки качества образования в техникуме: оценка сформированности общих и профессиональных компетенций.

Ожидаемые результаты

Создание условий для совершенствования модульно- компетентностной модели образования специалистов и профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в сфере услуг общественного питания и торговли в соответствии с требованиями современной экономики и запросами работодателей.
Обновление содержания образовательного процесса, обеспечивающее новое качество образования, высокий уровень формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования в условиях реализации дуального обучения.
Подготовка специалистов с учетом потребностей рынка труда и Белгородской области.
Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом в условиях дуального обучения.
Развитие техникума как инновационной образовательной организации.
Создание системы менеджмента качества образования в техникуме.


I.Пояснительная записка

   В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений, компетентностный специалист.
Проблема формирования общих и профессиональных компетенций специалистов вызвана изменениями, происходящими в социально- экономической, информационной, технологической сферах общества, а следовательно запросами рынка труда и темпами обновления знаний, которые и привели к тому, что добывание знаний, информации становится сферой профессиональной деятельности человека и условием функционирования современного производства. Этими изменениями определены ФГОС 3 поколения, реализация которых осуществляется в условиях системы дуального обучения, основой которых является модульно- компетентностная модель образования. Поэтому перед системой среднего профессионального образования остро стоят вопросы качества подготовки специалистов, оптимального выбора педагогических технологий, методик и техник, направленных на формирование общих и профессиональных компетенций, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда и успешной социализации в современных жизненных условиях.
Учитывая социальный заказ общества, запрос современного рынка труда, потребности города и региона в кадрах рабочих и специалистов сферы услуг общественного питания и торговли, возможные линии жизни и профессиональной карьеры обучающихся, требования родителей и общественности можно сформулировать так:

К содержанию образования:

качественно новое содержание образования, предоставляющее возможность развитию свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий и формирования специалиста- профессионала, обладающего профессиональными компетенциями, позволяющими ему быть конкурентоспособным на рынке труда и успешно адаптироваться в современных жизненных условиях;
содержание образования должно быть способным гибко реагировать на потребности рынка труда, запасы общества;
материально- техническое и научно- методическое обеспечение образовательного процесса должно соответствовать качественному уровню профессиональной подготовки современных специалистов.


К результатам образования:

обеспечение получения среднего профессионального образования по профессии и специальностям;
возможность продолжения обучения в системе высшего образования на очной или заочной основе, включая заочную сокращенную форму обучения на базе среднего профессионального образования по профилю;
удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием и квалифицированных рабочих, их успешное трудоустройство по специальностям, профессии;
конкурентоспособность, востребовательность специалистов на рынке труда - сформированность соответствующих профессиональных компетенций;
способность к самообразованию и творческой самостоятельности;
удовлетворение потребностей личности обучающегося в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
формирование активной жизненной и гражданской позиции, правовой культуры, потребности к здоровому образу жизни, развитие личной и профессиональной ответственности и самостоятельности обучающегося;
расширение социального партнерства: техникум – ВУЗ- работодатели.


К технологиям обучения и воспитания:

технологии, опирающиеся на компетентностый подход и гуманистическую методологию развития личности, формирование общих и профессиональных компетенций специалистов;
применение технологий активного и интерактивного обучения, содержащих в себе личностно - деятельностную и модульно-компетентностную основы обучения.
информационные технологии обучения как основа для успешной деятельности выпускника в современном мире.

К педагогическим работникам:

высокий уровень профессиональной квалификации;
профессиональная компетентность;
ИКТ компетентность;
педагогическое творчество и профессиональное мастерство;
умение создавать на учебных занятиях и внеклассной работе ситуации успеха и психологически комфортную образовательную среду;
психологическая готовность к инновациям в профессиональной деятельности;
осуществление инновационной деятельности в образовании
способность к самообразованию и саморазвитию.

К уровню сформированности общих и профессиональных компетенций:

Исходя из особенности современного среднего профессионального образования, определяющейся личностно – ориентированным обучением, которое направленно на формирование мобильных, конкурентоспособных высококлассных специалистов, характеризующихся ответственностью, творческой инициативой, способностью предпринимать конструктивные и компетентностные действия в профессиональной деятельности в техникуме создана система оценки общих и профессиональных компетенций студентов, состоящая из трех сторон оценки:

объект оценивания-– компетенции, т.е. совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

субъект оценивания.
Субъективная оценка складывается из:
оценки преподавателя;
самооценки студента (способность студента к самооценке является необходимым условием и признаком компетентности в данной области, студент, не способный оценить свои знания и умения или оценивающий их необъективно, не может считаться компетентным).
оценка представителя работодателя – наставника базы практики.

критерии оценивания.
Признаками качественности (т.е., оценка становится фактором мотивации и поощрения студента за достигнутые результаты)единых критериев оценивания является:
обоснованность- студенты проводящие оценку, руководствуются одинаковыми критериями;
доступность- оценивающий себя студент имеет доступ к информационным источникам, описывающим критерии оценки;
применимость- методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам;
гибкость- индивидуальный подход к оценке не только результата, но и процесса учения.
самопрезентация студентом освоенных компетенций.



II. Содержание
Единая цель профессионального образования состоит в подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно адаптироваться в постоянно меняющихся современных жизненных условиях, быть востребованными на рынке труда. А для этого выпускник должен иметь качественную теоретическую и практическую подготовку, прочные, мобильные знания, способность к самообразованию. Поэтому при решении любой проблемы профессионального образования неизбежен выход на проблему качества профессионального образования.
Понятие «качество» актуально для всех без исключения компонентов системы профессионального образования. Оно применимо для оценки и материально-технической, и кадровой, и содержательной, и нормативной подсистем техникума, каждая из которых вносит определенный вклад в разработку мониторинга качества обучения. При оценке качества образовательного процесса важно учитывать не только статическую картину результатов образования, но и наблюдать весь учебный процесс в динамике, начиная с качества подготовки первокурсников до адаптации выпускников на рабочем месте, их профессиональной компетентности. Для этого проводится мониторинг, который представляет собой комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной образовательной системы в техникуме.
Целью мониторинга в образовательной деятельности техникума является систематизация и осуществление мониторинговых исследований, контрольно- коррекционной деятельности в управлении образовательным процессом. То есть, мониторинг в техникуме проводится с целью осуществления систематического контроля за процессом устойчивого и поступательного развития техникума по реализации ФГОС среднего профессионального образования, полноценного обеспечения профессиональных, педагогических, инновационных задач развития техникуму в условиях дуального обучения и определения наиболее целесообразных перспектив организации образовательного процесса в техникуме.
Мониторинг позволяет получить своевременную информацию о ходе и содержании образовательного процесса в техникуме, позволяет лучше понять его особенности, тенденции в развитии и при необходимости оперативно вносить коррективы. Результаты мониторинга необходимы для постоянного совершенствования процесса обучения, воспитания и развития будущих компетентностных специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих.

Основными задачами мониторинговых исследований являются:

Выработка единых подходов, разработка критериев и диагностического инструментария.
Оценка качества образования на различных этапах обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования.
Сделать систему образования прозрачной и открытой для всех участников образовательного процесса.
Обеспечить работодателям участие в управлении качеством образования:
оперативно влиять на образовательные процессы в целях формирования профессиональных компетенций выпускников с последующим их трудоустройством, повышения конкурентоспособности образовательной организации;
моделирование желаемого уровня качества образования и компетентностной подготовки специалистов.
Систематический контроль динамики развития образовательной системы техникума в соответствии с избранными основными направлениями ее развития.
Своевременное выявление позитивных и негативных тенденций, определяющих характер и темп развития техникума как социально-открытой образовательной системы.
Осуществление систематического прогностического контроля качества образования, уровня воспитанности и уровня развития обучающихся на протяжении длительного периода времени.
Проведение оценки ресурсообеспечения и педагогической целесообразности образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Внесение корректировок в программу развития, в систему планирования образовательной организации.
Проведение оценки обеспеченности учебно-методической документацией (по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям) реализуемых основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.
Систематический контроль за качеством организации самостоятельной внеаудиторной работы и ее методическим обеспечением.
Проведение оценки информационно - методической обеспеченности реализации реализуемых основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям и профессии.
Систематический контроль за качеством организации и выполнения обучающимся лабораторных работ и практических занятий.
Проведение оценки фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Проведение оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по основным направлениям:
оценка уровня освоения дисциплин
оценка компетенций обучающихся.

Таким образом, в структуру мониторинга входят три процесса: исследование, оценка и прогнозирование.
Технология проведения мониторинга заключается в следующем:
Разработка технологии отбора видов запросов к обучению в техникуме и методик сбора информации.
Сбор информации.
Первичный анализ информации.
Обработка информации.
Классификации первичного анализа.
Выявление основных тенденций развития системы среднего профессионального образования в техникуме.
Создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, отчетов.
Выделение позитивных направлений организационно-управленческой, учебно- воспитательной и профессионально- методической, деятельности педагогического коллектива с последующим стимулированием педагогических работников.
Выявление сферы распространения актуального педагогического опыта работы педагогических работников, его организационно-управленческого обеспечения.
 
Принципы построения мониторинговых исследований заключаются в следующем:
Ориентация на запросы рынка, работодателей, родителей, обучающихся.
Учет потребностей системы профессионального образования.
Оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования и профессиональной подготовки (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
Соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Открытость и гласность процесса управления образовательным процессом в техникуме;
Постановка основных задач на год и перспективу в контексте реализации основных профессиональных образовательных программ, ПРКРС, по обучающим специальностям и профессии.
Отчетность перед педагогическим коллективом.
Комплексность рассмотрения проблем.
Принятие решений, основанных на анализе образовательной деятельности.
Реалистичность и конкретность принимаемых решений.



В образовательном пространстве техникума определены следующие аспекты мониторинга:

мониторинг выполнения содержания учебных планов (теоретической и практической части, проведение консультаций, лабораторно- практических занятий, самостоятельной(внеаудиторной) работы);
мониторинг качества обучения;
мониторинг качества преподавания;
мониторинг обеспеченности реализации ФГОС (разработки и состояние учебно- планирующей документации, контрольно- оценочных средств обучения, комплексно- методического обеспечения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки квалифицированных специалистов среднего звена);
мониторинг ведения учебной документации (журналы, протоколы экзаменов, зачетные книжки);
мониторинг проведения дополнительных занятий;
мониторинг материально- технического обеспечения образовательного процесса;
мониторинг книжного фонда (обеспечение учебной, методической, справочной и дополнительной литературой образовательного процесса);
мониторинг информатизации образовательного процесса;
мониторинг образовательных потребностей и запросов работодателей;
мониторинг качественного и количественного состава педагогических работников:
мониторинг инновационной деятельности педагогов;
мониторинг продуктивности работы учебных кабинетов и лабораторий;
мониторинг внеклассной работы по дисциплине преподавателей;
мониторинг воспитательной работы кураторов;
мониторинг учебно- исследовательской и научно- исследовательской деятельности студентов;
мониторинг состояния здоровья студентов;
мониторинг личных и профессиональных достижений студентов;
мониторинг спортивных достижений студентов;
мониторинг адаптации студентов в образовательном пространстве техникума;
мониторинг качества профессиональной подготовки выпускников;
мониторинг уровня сформированности общих компетенций выпускников;
мониторинг уровня сформированности профессиональных компетенций выпускников;
мониторинг результатов независимой оценки квалификаций;
мониторинг процесса организации и проведения дуального обучения в техникуме;
мониторинг трудоустройства выпускников;
мониторинг результативности образовательного процесса в техникуме в целом за год.

При этом мониторинг выполняет следующие функции:

оценивание результатов деятельности педагогического коллектива по направлениям деятельности образовательной системы техникума;
корректировка деятельности отдельных звеньев направлений деятельности;
отслеживание динамики образовательного процесса в техникуме;
отслеживание уровня профессиональных компетенций и педагогического мастерства педагогических работников;
учет повышения квалификации педагогических работников;
повышение качества решения организационно-управленческих задач;
контрольно- коррекционная деятельность в управлении образовательным процессом;
прогнозирование направлений развития техникума.
Отбор основных направления, динамика их отслеживания, оценка и принятие управленческого решения - ведущие функции мониторинга.
Основными методами проведения мониторинговых исследований являются: сбор, хранение и обработку поступающей фактической информации, ее объективную комплексную оценку, а также составление рекомендаций для своевременной коррекции образовательной и профессиональной деятельности, повышения качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовки специалистов в рамках реализации ФГОС СПО.
Формами оформления результатов мониторинга определены следующие:

текстовый анализ всех направлений работы подразделений (учебная работа, методическая работа, воспитательная работа, производственная деятельность, учебная и производственная практика, инновационная деятельность, учебно- исследовательская деятельность, информационно- библиотечная);
текстовый анализ учебно- воспитательной работы техникума за учебный год;
сводные таблицы;
диаграммы;
рейтинговая оценка качества обучения обучающихся, учебных групп;
рейтинговая оценка качества преподавания по учебным дисциплинам,
рейтинговая оценка качества продуктивности профессиональной деятельности преподавателей,
рейтинговая оценка продуктивности работы ПЦК;
анализ внеклассной работы по дисциплинам (декады по дисциплинам / тематические месячники, работа кружков/ клубов) ;
анализ продуктивности работы учебных кабинетов;
анализ продуктивности инновационной работы;
анализ сформированности профессиональных компетенций выпускников;
анализ организации и проведения дуального обучения в техникуме;
анализ результатов независимой оценки квалификаций;
Портфолио выпускника;
Портфолио куратора;
Портфолио преподавателя;
трудоустройство выпускников;
диагностические карты преподавателей и мастеров производственного обучения;
социальный паспорт обучающихся техникума;
карта уровня воспитанности группы;
электронный вариант мониторинга (всех аспектов мониторинговых исследований);
протоколы экзаменов;
карта самообследования образовательной организации.

Индикаторы (показатели) оценки развития техникума

1. Качество реализации ФГОС СПО:
качество результатов государственной итоговой аттестации выпускников;
качество результатов достижений студентов мероприятиях различных уровней (в учебной деятельности; во внеурочной деятельности):
качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
независимая оценка квалификаций выпускников;
доля выпускников трудоустроенных по полученной профессии / специальности;
доля выпускников, работающих по профессии/ специальности через год после выпуска;
численность студентов по данной профессии/ специальности за счет бюджетных средств;

· динамика нового набора студентов;
выполнение контрольных цифр приема.

2. Система оценки качества образования в техникуме:
оценка сформированности общих компетенций;
оценка сформированности профессиональных компетенций.

Методы и способы оценки компетенций:
Теоретические задания для самостоятельной работы студентов: подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций, статей; проектно- исследовательская деятельность, учебно – исследовательская деятельность, научно – исследовательская деятельность, творческая деятельность.
Учебная и производственная практика.
Экзамены, экзамены (квалификационные), дифференцированные заче
·ты.
Портфолио личных достижений.
Основная цель формирования портфолио – представить собственные достижения студента в процессе обучения. Портфолио является эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности студента, повышения мотивации к образовательным достижениям, стремления к самообразованию, развитию профессиональных компетенций, выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций, повышения конкурентоспособности будущего специалиста. Портфолио дополняет основные контрольно – оценочные средства знаний, принятые в техникуме.
Это позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.

Структура портфолио:

1. Общая компетентность.
1.1 Мониторинг учебной деятельности (зачетная книжка).
1.2 Копии документов: удостоверения, сертификаты, подтверждающие прохождение курсов, получение дополнительных профессий.
1.3 Сертификаты, грамоты, дипломы, подтверждающие участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах, спортивные и иные достижения.
1.4 Тезисы выступлений с конкурсов учебно – исследовательской, научно – исследовательской, творческой направленности.

2. Профессиональная компетентность.
Мониторинг учебной деятельности (аттестационные листы по учебной и производственной практикам и профессиональным модулям).

2.1 Копии документов, подтверждающих успешное прохождение всех видов учебной и производственной практик.
2.2 Характеристики руководителей практики.
2.3 Отзывы, характеристики, благодарственные письма с баз практики.
2.4 Публикации в СМИ.
2.5 Конкурсные работы профессионального мастерства.
2.6 Дневник дуального обучения.
2.7 Тезисы защиты выпускной квалификационной работы. Фотоотчеты, видеоотчеты, таблицы, графики, диаграммы сделают портфолио более аргументированным.



Критерий формирования компетенций:
3.1.Критерий формирования «Формирование предметных компетенций (функциональной грамотности):
Содержание критерия: наличие ЗУН и способностей студентов, обеспечивающих успешность освоения ФГОС СПО в условиях дуального обучения (способность применять знания на практике, способность к обучению, способность адаптации к новым ситуациям, воля к успеху)

Показатели
Индикаторы

Достижение у преподавателей положительных показателей в сравнении с предыдущим периодом (позитивная динамика уровня обученности)
оценки промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов.

Стабильность и рост качества обучения (позитивная динамика качества знаний студентов за последний год)
оценки промежуточного и итогового контроля.

Увеличение количества студентов, принимающих участие, а также победивших в конкурсных мероприятиях техникума, муниципального, регионального и прочих уровней.
награды различного уровня
отзывы работодателей
Реестр участников конкурсных мероприятий

Увеличение количества учебно- исследовательских работ, представленных на различных уровнях
награды различного уровня
реестр участников

Посещаемость кружков, клубов.
сохранность контингента студентов.


3.2 Критерий «Формирование социальных компетенций»
Содержание критерия: способность студентов брать на себя ответственность, участвовать в функционировании студенческого самоуправления, способность быть лидером, способность работать самостоятельно.

Показатели
Индикаторы

Активность обучающихся в жизни и решение проблем группы, техникума и окружающего социума посредством участия в студенческом самоуправлении, в социальных проектах, волонтерских движениях, акциях работе клубов, кружков.
Официальные письма, благодарности, отзывы.
Положительная информация в СМИ о деятельности студентов техникума.
Творческие отчеты, отзывы, благодарности.

Сформированность правового поведения в группах.
Отсутствие правонарушений у обучающихся за отчетный период.
Снятие с учета в ОП-3 и внутритехникумовского учёта.

Увеличение успешно социализирующихся студентов «группы риска».
Отрицательная динамика распространения вредных привычек.
Уменьшение процента студентов, стоящих на учете по данным признакам.


3.3.Критерий «Формирование поликультурных компетенций»
Содержание критерия: Понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, языков, религий.

Показатели
Индикаторы

Результаты исследования толерантности в группе.
отсутствие конфликтов на межнациональной и религиозной почве.
эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность.

Знание и уважение культурных традиций, способствующих интеграции студентов в современном обществе.
участие в конкурсах, проектах.


3.4. Критерий « Формирование информационных компетенций»
Содержание критерия: владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой СМИ.

Показатели
Индикаторы

Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности ИКТ (Интернет-ресурсов, мультимедийных средств).
Увеличение количества творческих работ студентов, представленных на различных уровнях.
высокая оценка коллег в ходе открытых занятий.
результаты учебной деятельности студентов (в электронном виде).

использование студентами общественно признанного авторского продукта (программы, сайты, учебный модуль и т.д.)
предъявленный продукт.



3.5. Критерий «Общекультурные компетенции»
Содержание критерия: Духовно-нравственное развитие личности, её общая культура, личная этическая программа, направленные на формирование основы успешной саморазвивающейся личности в мире человека, природы и техники.
Показатели
Индикаторы

Формирование культуры здоровьесбережения.
Доля студентов, участвующих в оздоровительных и здоровьеформирующих мероприятиях различного вида.

Увеличение количества студентов, участвующих в спортивных мероприятиях различного уровня.
награды различного уровня.
реестр участников.

Увеличение количества студентов, занятых творческими видами деятельности.
награды различного уровня по результатам участия в выставках, фестивалях, конкурсах.
реестр участников конкурсных мероприятий.


3.6. Критерии общих компетенций, определенных ФГОС СПО, формируемые учебной дисциплиной, МДК. УП, ПП.

№ п/п
Общие компетенции
Показатели
Индикаторы

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-выполнение кейс- заданий- анализ конкретных ситуаций;
-участие в деловых и ролевых играх;
-моделирование профессиональной деятельности;
- участие в дискуссиях, дебатах;
-ведение деловых переговоров;
-заключение сделок

-качество представленного результата коллективной деятельности;
-искусство выхода из конфликтной ситуации;
- толерантность;
-позиция в выполнении ТТД ( организатор- исполнитель);
-оптимальность использования ресурсов;
-логика действий;
- индивидуальная траектория действий;
- оригинальность и творчество;
-профессиональная направленность;
-степень активности; - мобильность действий;
- уровень аналитических способностей;
-способность к самооценки и самокритики;
- уровень коммуникабельности

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.




ОК 3. 
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.




ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.




ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.




ОК 4. 
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-работа с различными видами источников информации;
-подбор информации по заданной теме;
- отбор главной информации, раскрывающей содержание темы;
- обработка информации;
- систематизация потока полученной информации;
-оформление информации;
-подача информации
- актуальность информации;
-содержательность информации( соответствие тематике);
-личностно- профессиональная оценка;
-практическая направленность информации;
- логика обработки информации;
-форма систематизации материала;
-профессиональный аспект;
- форма представления информации.


ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- участие в
проектно-исследовательской
деятельности;
- использование ИКТ (Интернет-ресурсов, мультимедийных средств);
Кчастие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. НПК в рамках предметной области знаний.

- выступления на конференциях;
- разработка презентаций;
-составление финансово- отчетной документации, технологических карт, прейскурантов;
-пользоваться электронной почтой и других сервисов сети Интернет;
-размещение информации в сети Интернет.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-выполнение различных видов учебной деятельности в рамках учебной дисциплины. МДК;
-

- своевременность выполнения заданий самостоятельной (внеаудиторной)работы;
- своевременность выполнения лабораторно-практических работ;
- предоставление отчетов, результатов исследований;
-выполнение курсовой работы
- результаты экзаменов
-выполнение дипломной работы.

ОК 9..

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
--применение новой информации в учебной деятельности профессиональной направленности;
-аналитическая обработка новейшей информации;
-распространение новейшей информации;
-разработка проектов;
-проведение исследований
-профессионально-познавательный интерес;
-способность к восприятию новейшей информации профессиональной направленности и эффективность ее применения;
- мобильность в познании и практического применения знаний;
-психологическая готовность к кардинальным изменениям в сфере профессиональной деятельности

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-участие в военно- патриотических мероприятия;

-степень осознанности воинской обязанности;
-личное отношение к исполнению воинской обязанности



3.6. Критерии профессиональных компетенций , определенных ФГОС СПО отражены в КОСах по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

4. Кадровый профессионализм:
доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации ( курсы, стажировка);
уровень образования педагогических работников;
соответствие образования профилю преподаваемой дисциплины;
уровень квалификации педагогических работников ( доля работников с высшей квалификационной категорией, первой квалификационной категорией, второй квалификационной категорией, без категории);
награды педагогических работников;
уровень ИКТ- компетентности;
качество результатов достижений педагогического коллектива техникума.
5. Экономическое и материальное обеспечение:
основные средства:
здания
машины и оборудование
транспортные средства
учебные кабинеты и лаборатории
компьютерная техника
автоматизированные рабочие места преподавателей
мультимедийное оборудование
интерактивные доски
библиотечный фонд
печатные издания внешние/ внутренние
электронные издания внешние/ внутренние
платные образовательные услуги профессионального обучения
производственная деятельность

6. Информационное обеспечение:
количество ПК
количество компьютеров, имеющих доступ в Интернет
имеющиеся компьютерные программы

7. Профессиональная деятельность педагогического коллектива:
доля публикаций и научно- методических материалов;
уровень проведения на базе техникума мероприятий;
участие педагогических работников в областных и российских конкурсах разной направленности;
обобщение и распространение актуального педагогического опыта;
качество результатов достижений педагогического коллектива техникума.

Мониторинг эффективности педагогической деятельности включает работу с учебно - программной документацией, с учётно-отчётной документацией, разработка КМО дисциплины, работа по индивидуальному плану самообразования, по внедрению инновационных педагогических технологий, продуктивность работы учебного кабинета, анализ качества знаний по дисциплине, карту анализа посещённых уроков, эффективность воспитательной работы, формы представления, обмена и распространения опыта работы.
Индикаторы (критерии) рейтинговой оценки профессиональной деятельности преподавателя:
Учебно- планирующая документация (УПД) и комплексно - методическое обеспечение учебной дисциплины, МДК, УП, ПП.
Качество обучения по дисциплине.
Продуктивность работы учебного кабинета.
Продуктивность внеклассной работа по дисциплине.
Продуктивность воспитательной работы- работа с группой в качестве куратора.
Инновационная деятельность- педагогические наработки ( эффективность их применения в практической деятельности), обмен опытом работы, диапазон распространения опыта работы.
8. Психологический комфорт: включает психодиагностику, психологическое консультирование, психопрофилактику, психокоррекцию.
Индикаторы:
мотивационно- познавательные потребности обучающегося;
индивидуально-личностного развитие обучающегося;
уровень адаптивности;
профессиональное становление (формирование профессиональных качеств будущего специалиста)



9. Оценки деятельности куратора.

Индикаторы:

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1.
Обеспечение жизни и здоровья обучающихся.

1.1.
Куратор располагает исчерпывающей о посещении техникума обучающимися, о причинах пропусков.
Куратор не имеет точных сведений о посещении техникума обучающимися, о причинах пропусков.
Куратор имеет недостаточные сведения о посещении техникума обучающимися, о причинах пропусков.

1.2.
Куратор хорошо информирован о состоянии здоровья обучающихся (заболевания, ограничения по здоровью), располагает документами, полученными от родителей и подтверждающими заболевание обучающихся.
Куратор недостаточно информирован о состоянии здоровья обучающихся, не в полной мере располагает документами, полученными от родителей и подтверждающие заболевание обучающихся.
Куратор слабо информирован о состоянии здоровья обучающихся.

1.3.
Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности (вводный, целевые, повторные)ведётся классный журнал ТБ группы. Куратор своевременно оформляем документацию по ТБ при организации экскурсий, походов, своевременно информирует администрацию техникума о своей деятельности.
Периодически проводятся инструктажи по технике безопасности, необходимая системность отсутствует, в журнале имеются замечания по ведению документации. Имеются претензии по современности инструктажа и информирования обучающихся.
Инструктажи по технике безопасности проводятся стихийно у администрации имеются существенные претензии к куратору в вопросах инструктажа обучающихся по ТБ и информирования администрации о принимаемых мерах.

2.
Обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.

2.1.
Куратор хорошо информирован о межличностных взаимоотношений в группе (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые , микро группы), строит свою роботу на основе диагностике межличностных отношений.
Куратор в общих чертах информирован о межличностных отношениях в группе.
Куратор не имеет достаточных сведений о социально-психологической структуре группы.

2.2.
Куратор хорошо информирован о характере взаимоотношений обучающихся и педагогов, ведущих в уроки в группе, периодически осуществляет сбор информации о характере взаимоотношений и регулирует возникающие противоречия.
Куратор информирован о взаимоотношениях педагогов, ведущих в уроки в группе, однако не вмешивается в состояние дел.
Куратор слабо информирован о характере взаимоотношений педагогов, ведущих в уроки в группе.

2.3.
Определены общие цели оптимизации психологического климата в группе. Выявлены обучающиеся, имеющие проблемы в сфере межличностных отношений. Куратор тесно сотрудничает с психолого-психологической службой техникума (социальным педагогом, психологом) по выявлению и решению проблем обучающихся.
Цели оптимизации психологического климата в воспитательной роботе с группой сформулированы чётко . Сотрудничество со службами носит стихийный характер.
Цели оптимизации психологического климата в воспитательной роботе с группой не определены. Обучающиеся, имеющие проблемы в сфере межличностных отношений, не выявлены.

3.
Содействие освоению обучающимися программ общего и дополнительного образования.

3.1.
Куратор детально представляет особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладает подробным сведеньем о проблемах и перспективам реализации образовательной программы в группе. Разработан и реализуется комплекс мер по координации деятельности педагогов-предметников, работающих в группе, и родителей. Составлен прогноз успеваемости.
Куратор имеет представления о содержании образования, владеет информацией о проблемах реализации образовательной программы. Проводятся мероприятия по координации деятельности педагогов-предметников, работающих в группе, и родителей обучающихся.
Проблемы и перспективы реализации образовательной программы в группе не выявлены, деятельность педагогов-предметников координируется слабо.

3.2.
Разработан и реализуется комплекс мер по мониторингу успеваемости обучающихся группы, согласованных с администрацией, родительским комитетом.
Периодически проводятся мероприятия по мониторингу успеваемости обучающихся группы.
Мероприятия по мониторингу успеваемости обучающихся проводятся нерегулярно.

3.3.
Куратор содействует в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования обучающихся.
Спланирована и осуществляется робота с одаренными, с неуспевающими обучающимися.
Осуществляется робота с одаренными, с неуспевающими обучающимися.

3.4.
Разработан и реализуется комплекс мероприятий по формированию у обучающихся общественных умений, культуры умственных действий, обучению научной организации труда, в роботу включены педагоги- предметники и родители.
Периодически проводятся мероприятия по обучению обучающихся научной организации труда.
Мероприятия по обучению обучающихся научной организации труда проводятся стихийно.

4.
Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности обучающихся.

4.1.
Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности обучающихся.
В плане куратора имеются классные часы, мероприятия, нацеленные на воспитание патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности обучающихся.
Незначителен объём классных часов и других мероприятий, ориентированных на воспитание патриотизма и гражданственности. Мероприятия, направленные на расширение правовой компетенции обучающихся не проводится.

4.2.
Разработка и осуществление комплекса социальных практик и общественно полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности обучающихся.
Осуществление в группе социальных практик и общественно полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности обучающихся.
Осуществление в группе социальных практик и общественно полезной деятельности.

4.3.
Организация самоуправления о формирование опыта гражданского поведения (ответственного, социально активного законопослушного поведения обучающихся). Самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма. Самоуправление строится на основе периодически уточняемого договора между обучающимися и педагогом. Определён возможный уровень общественной самоорганизации, разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления
Самоуправление выполняет функцию самоорганизации воспитательные и социально защитные функции реализуются частично. Самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма. Работа а сфере развития самоуправления обучающихся ведётся не системно.
Самоуправление в группе существует лишь формально, не выполняя своей воспитательной роли, не обеспечивая самоорганизацию деятельности обучающихся, защиты их интересов. Работа в сфере развития самоуправления обучающихся ведётся эпизодически.

5.
Определение целей и разработка плана работы с группой

5.1.
Имеется характеристика группы, позволяющая определить перспективы воспитания обучающихся, основные проблемы в становлении воспитанников.
Характеристика группы не позволяет в полной мере определить перспективы воспитания обучающихся.
Характеристика группы, позволяющая определить перспективы воспитания обучающихся, отсутствует.

5.2.
Цели воспитания обучающихся группы поставлены чётко и диагностично, адекватны возрастным особенностям социальной специфике контингента согласованы с планом воспитательной работы техникума.
Цели воспитания обучающихся группы поставлены чётко, но недостаточно обоснованы.
Реализуемый план работы с группой недостаточно целенаправленный, систематичный.

5.3.
Разработана и реализуется программа работы с группой (цели, системообразующая деятельность, направления, этапы, мероприятия), согласовано с родительским комитетом, администрацией техникума.
Разработан и реализуется годовой план работы с обучающимися группы, определена системообразующая деятельность, мероприятия избраны в соответствии с целями.
Реализуемый план работы с классом недостаточно целенаправленный, систематичный

5.4.
Куратор регулярно ведёт наблюдения и отчётную документацию, отмечает наиболее существенные события в жизни группы, проведенные мероприятия. Анализ осуществляется самостоятельно и регулярно.
Отчётность и наблюдения ведутся нерегулярно. Анализ осуществляется по требованию администрации техникума.
Отчётная документация только в период отчётности, проводится ежегодный анализ работы.

5.5.
Куратором разработан и реализуется мониторинг эффективности собственной деятельности.
Куратор периодически проводит диагностику эффективности собственной деятельности.
Отслеживание эффективности роботы с группой не осуществляется.



6.
Определение зоны риска для обучающихся группы. Планирование профилактической деятельности.

6.1.
Определён список обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальных нарушителей дисциплины. Разработан и согласован с социальным педагогам, психологом, администрацией техникума, родительским комитетом. Разработан комплекс профилактических мер.
Обучающиеся, вызывающие опасение как потенциальные нарушители дисциплины, выявлены, работа с ними ведётся эпизодически.
Куратор имеет слабое представление об обучающихся, являющихся, потенциальными нарушителями дисциплины.


К профилактическим мероприятиям привлечён широкий круг участников, используются возможности различных организаций.
Профилактические мероприятия осуществляет куратор в одиночку.
Профилактические мероприятия не осуществляются.









III.Заключение
Мониторинг позволяет получить информацию о состоянии обеспечения техникумом соответствующего уровня качества подготовки студентов и выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в условиях дуального обучения а также:
- получение объективной информации о состоянии образовательной деятельности техникума;
-установление степени соответствия фактического (реального) состояния образовательного процесса планируемому (прогнозируемому);
-разработка изменений, направленных на предупреждение развития негативных явлений в образовательной системе техникума.
В ходе проведения мониторинговых мероприятий определяются базовые моменты функционирования техникума:
- выявление наличия или отсутствия динамики образовательной системы техникума в целом (или отдельных ее компонентов);
- создание целостной системы оценочных характеристик педагогических процессов;
- выявление положительных тенденций в объектах изучения и оценивания в образовательной системе техникума в целом, резервов её развития;
- установление причин возникновения и путей решения, выявленных в ходе изучения и оценивания проблем;
- составление (или опровержение) прогнозов изменений, связанных с объектами оценивания или действиями, относящимися к ним.
Результатом мониторинга является обеспечение эффективного информационного отражения состояния образования в техникуме, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза ее обеспечения и развития.
Все статистические материалы информационного банка ежегодно анализируются и систематизируются.
Оценка эффективности деятельности техникума, результат образовательной и профессиональной деятельности определяется отношением социально- экономического результата к затратам ресурсов.
социально- экономический результат:
качество профессионального образования и профессиональной подготовки;
сформированность общих и профессиональных компетенций;
адаптация выпускника;
конкурентоспособность на рынке труда;
удовлетворенность выпускника;
удовлетворенность работодателей в качестве профессиональной подготовки специалистов сферы общественного питания и торговли.










13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 115