Методика использования интерактивных средств обучения. Санитарно-гигиенические требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ОУ.


Методика использования интерактивных средств обучения.
Санитарно-гигиенические требования к организации работы
с интерактивным оборудованием в ОУ.
При проектировании мультимедийного занятия необходимо задуматься над тем, какие цели оно преследует. Целью мультимедийного урока может быть:
•изучение нового материала, предъявление новой информации;
•закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков;
•повторение, практическое применение полученных знаний, умений, навыков;
•обобщение, систематизация знаний. Мультимедийный урок может использоваться для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается не только одним из главных участников образовательного процесса, но и основным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для усиления наглядности, более доступного объяснения учебного материала.
Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. На таком занятии роль учителя существенно меняется: он превращается в организатора, координатора познавательной деятельности учащихся, т.е. процесс обучения становится интерактивным.
На уроке с использованием мультимедийного оборудования обязательно будет присутствовать презентация. Время ее демонстрации может варьироваться от нескольких минут до полного занятия. Если презентация проецируется на поверхность интерактивной доски, то можно управлять презентацией, прикасаясь к поверхности доски, а также наносить на слайды текстовые и графические комментарии.
Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:
-объяснение нового материала;
-закрепление изученного (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).
Следует избегать размещения на слайдах презентации текстовой информации (особенно это касается презентаций, направленных на работу с дошкольниками: дошкольники не обязаны уметь читать и тем более понимать смысл прочитанного). На слайдах презентации в первую очередь необходимо располагать графические объекты, а также звуковые файлы, видеоролики, анимации.
Если презентация используется на этапе закрепления изученного материала, то на слайдах нужно размещать различные задания для учащихся, и здесь использование текстовой информации будет целесообразным. Это могут быть тестовые задания с выбором ответа, кроссворды и др. Особенно удобно использовать такую презентацию в сочетании с интерактивной доской: отмечать правильные ответы ивписывать разгаданные слова в сетку кроссворда можно непосредственно на поверхности доски, на которую проецируется презентация. Еще эффективнее использовать презентацию в сочетании с системой интерактивного опроса с последующим анализом ответов учащихся.
Благодаря использованию мультимедийного оборудования учитель экономит до 30% учебного времени, а это позволяет увеличить плотность урока, наполнить его но-вым содержанием. К тому же можно не беспокоиться о том, какого качества мел, хватит ли на доске места, хорошо ли видно все написанное. Использование интерактивной доски и системы интерактивного опроса позволяет сформировать у учащихся навыки самоконтроля.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН для дошкольных и общеобразовательных учреждений образования, при проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Кроме того, обращаем ваше внимание на следующие обстоятельства. При работе компьютеров и другого интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: повышается температура воздуха, уменьшается влажность, возрастает электростатическое напряжение, увеличивается количество тяжелых ионов. Соответственно для поддержания оптимального микроклимата необходимо проветривание и влажная уборка помещения до и после занятий. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Компьютерные занятия с младшими школьниками проводятся также один раз в неделю по подгруппам, при этом непосредственная работа школьника за компьютером не должна превышать для учащихся первых классов 10 мин; для учащихся 2—5-х классов — 15 мин.