Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в младших классах

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка в младших классах

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочные знания, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский

Современный урок английского языка характеризуется высокой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил. В младшем школьном возрасте произвольное внимание только развивается. И без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Но их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься в течение 10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.
Поэтому, чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать психологические особенности младших школьников. Не станем отрицать тот факт, что образовательный процесс необходимо осуществлять с применением здоровье сберегающих технологий, поскольку многие учащиеся к концу обучения в школе имеют проблемы со здоровьем. А причины простые: гиподинамия, интеллектуальные перегрузки, объемный учебный материал, стрессовые ситуации.
Состояние здоровья ребенка в начале обучения – это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые определяют во многом успешность не только первых лет обучения, но и одиннадцатилетнего школьного марафона.
Поэтому сегодня актуален здоровье сберегающий педагогический подход к процессу обучения, который предполагает создание условий для нормального учебного процесса и сохранения здоровья учащихся в процессе учебной деятельности.
Урок здоровье сберегающей направленности в младших классах имеет следующие компоненты:
- комфортную атмосферу
- благоприятный психологический климат
- предметно-пространственное окружение (чистую, уютную классную комнату, дидактическое оснащение класса, таблицы, картинки, карты)
- личностную ориентированность
- гуманистический подход
- физическую безопасность
- смену видов учебной деятельности
- различные виды релаксации: физкультминутки, музыкальные паузы,
игры, пение
Хотелось бы остановиться на приемах релаксации, цель которых снять усталость и напряжение, дать учащимся возможность немного отдохнуть, вызвать у них положительные эмоции.
1. Физкультминутки или оздоровительные минутки.
Их следует проводить с первых уроков, когда по команде учителя учащиеся встают и выполняют простые движения:
Stand up.
Hands up. Take a breath.
Hands down. Breathe out.
Hands on shoulders. Hands on hips.
Hands down. Sit down.
Далее оздоровительные минутки можно проводить, используя рифмовки.
Следует помнить, что при проведении физкультминуток не надо ставить перед учащимися цель запомнить рифмовки.
1) Hands up! Bend left! Bend right!

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Музыкальные минутки.
А вы заметили, что как только вы включаете музыку, дети непроизвольно начинают двигаться? У них появляется улыбка и радостные лица. Для них это необходимо: размять свое тело, прислушаться к музыке, расслабиться. Такие минутки способствуют сохранению не только физического, но и психического здоровья учащихся.
3. Песня на уроке.
Использование детских песен на уроке не только повышает интерес к предмету, но и развивает музыкальный и фонетический слух, память, снижает утомляемость и снимает напряжение. У некоторых учащихся имеется нарушение чувства ритма, они скованны в движениях, испытывают неловкость. Поэтому очень полезно использовать движения для развития координации рук и ног, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Песня снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Например, исполняя песни “Clap, clap”, “Allouetta”, “Are you sleeping?”,
“If you are happy”, “ Head and shoulders”, дети выполняют все действия, о которых идет речь в песнях.
1) Clap, clap
C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· a song
Sing a song together.
Sing, sing, sing a song
Sing a song together.
2) Allouetta
Allouetta, little Allouetta,
Allouetta, play this game with me,
Put your finger on your head,
Put your finger on your head,
On your head, on your head,
Don’t forget, Allouetta.
Allouetta, little Allouetta
Allouetta, play this game with me,
Put your finger on your nose,
Put your finger on your nose
On your nose, on your nose,
Don’t forget, Allouetta.
Allouetta, little Allouetta,
Allouetta, play this game with me,
Put your finger on your cheek,
Put your finger on your cheek,
On your cheek, on your cheek,
Don’t forget, Allouetta.
Allouetta, little Allouetta,
Allouetta, play this game with me,
Put your finger on your forehead,
Put your finger on your forehead,
On your forehead, on your forehead,
Don’t forget, Allouetta.
Allouetta, little Allouetta,
Allouetta, play this game with me,
Put your finger on your eye,
Put your finger on your eye,
On your eye, on your eye,
Don’t forget, Allouetta.

3) Are You Sleeping?
Are you sleeping, are you sleeping
Brother John, Brother John?
Morning bells are ringing,
Morning bells are ringing,
Ding – dong – dong,
Ding – dong – dong.

4) If you are happy
If you are happy and you know it,
Clap your hands.
If you are happy and you know it,
Clap your hands.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Clap your hands.
If you are happy and you know it,
Snap your fingers.
If you are happy and you know it,
Snap your fingers.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Snap your fingers.
If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Click your tongue.
If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
Say: “O.K.”
If you are happy and you know it,
Say: “O.K.”
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Say: “O.K.”
If you are happy and you know it,
Do them all.
If you are happy and you know it,
Do them all.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Do them all.

5) Head and shoulders
Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
And eyes and ears and mouth and nose,
Head and shoulders, knees and toes,
Knees and toes.

4. Игра на уроке
Игра является одним из видов релаксации. Иногда мы замечаем, как при отработке языкового материала некоторые дети начинают скучать. Они давно все поняли, и им просто неинтересно. Но есть ребята, с которыми еще нужно работать. К сожалению, процесс усвоения материала неодинаков. Что делать? Вот здесь большим помощником для учителя является умело используемая игра. Она применяется для снятия монотонности и напряжения при отработке языкового материала. В арсенале каждого учителя есть много интересных игр. Появляется интерес, активизируется речевая деятельность.
И дети учатся, играя, что свойственно их возрасту.

Таким образом, систематическое использование на уроках в младших классах физкультминуток, музыкальных минуток, детских песен, игровых ситуаций способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся, а также создает благоприятные условия для повышения мотивации к обучению.

15