Консультация Средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специального образования.


Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.
Консультацию проведем в форме урока.
Организационный момент: В природе есть солнце. Оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром - звездочка становится еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка делается большой, как солнце. Такое сердце согревает всех-всех.
Улыбнемся друг другу и начнем урок.
Тема: Средства обеспечения коррекционно – образовательного процесса в системе специального образования.
Учебно – познавательная деятельность человека с ограниченными возможностями здоровья не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей, средств. Поэтому необходимо применение специальных приемов и средств обучения и воспитания.
Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути решения тех или иных образовательных задач (речевая зарядка).
К средствам обучения относятся:
1.Слово учителя.
2.Технические средства обучения.
3.Наглядные пособия.
5.Собственная деятельность детей.
6.Педагогические ситуации.
7.Природная среда.
8.Окружающая обстановка.
Эффективность использования того, или иного средства обучения в коррекционно – образовательном процессе зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения:
компенсаторную
информативную
адаптивную
интегративную
инструментальную.
1.Слово учителя – важнейшее средство обучения и воспитания детей с ОВЗ, основной инструмент воспитывающего и обучающего воздействия у учащегося для его личностного, интеллектуального и деятельностного развития. Слово учителя должно быть воспринято детьми. К речи педагога в системе коррекционного образования предъявляются особые требования. В школах для детей с нарушенным слухом используется дактильная речь, чтение с лица, восприятие речи на слух и жестовая речь.
2.Технические средства обучения.
ТСО включают в себя приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения.
3.Средства наглядности. К ним относятся:
А) реальные объекты ( предметы, явления, процессы);
Б) их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для обучающихся события, явлении, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;В) модели изучаемых объектов и явлений;
Г) дидактический материал, который делится на предметный, изобразительный и словесный.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т.п.)
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы полностью соответствовал индивидуальным особенностям каждого ребенка с ОВЗ.
Д) учебники и учебные пособия;
4.Виды искусства. Музыка, живопись, декоративно – прикладное искусство –
это эффективное средство обеспечения коррекционно – образовательного процесса. Выделяют следующие направления в применении различных видов искусств в коррекционно – педагогическом процессе:
- психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений;
- психотерапевтическое – воздействие на когнетивную и эмоционально – волевую сферу;
- социально – педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве;
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике, арттерапии, на музыкальных и музыкально – ритмических занятиях. Эти занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико – интонационной стороны устной речи. Улучшение слуховой памяти обучающихся в процессе обучения восприятию музыки помогает им в усвоении языка.
5.Собственная деятельность детей:
- художественно – речевая;
- театрализовано – игровая и т. д.
Это помогает развитию общения, познанию прекрасного, раскрытию творческого потенциала личности.
6.Природная среда и окружающая обстановка. В педагогическом аспекте среда понимается как окружение человека, условия, при которых он взаимодействует с этим окружением. Данные условия оказывают определенное влияние на развитие личности и могут активизировать или тормозить данный процесс.
Природная среда одна из составляющих предметно – развивающей среды. Это система условий, обеспечивающая всю полноту развития обучающихся для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития.Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах, обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний, предоставляет возможность рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, но и обеспечивает надлежащее воспитание общего развития личности.
Рефлексия. Ответьте на вопросы: Я сегодня узнал (а)…, Мне понравилось…, повторил (а), удивился…и т.д.