Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад.
Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад.
Е.М. Казанцева
руководитель по физическому воспитанию
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Частинская начальная школа – детский сад,
Пермский край, с. Частые.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предлагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, а также сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Это можно проследить и в национальной Доктрине развития образования[1,2].
Решая эти задачи, наше образовательное учреждение столкнулось с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья ребенка, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса.
Наиболее перспективным путем оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении, на наш взгляд, является создание единого здоровьеформирующего пространства, приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни и коррекция нарушений здоровья воспитанников. Все это обусловлено тем, что в русле оздоровительной работы с детьми решаются, не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи.
Анализ практико-ориентированной деятельности педагогического коллектива Частинской начальной школы - детский сад позволил определить основные принципы отбора содержания образования:
Принцип системности - требует рассматривать ее не только как самостоятельное звено, все элементы которого не просто связаны, а находятся во взаимозависимости, но и как часть здоровьесберегающего образовательного пространства.
Принцип партнерства обеспечивает становление детско-взрослой общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и задач ОУ.
Принцип дополнительности позволяет создать в ОУ особое содержание образования, обеспечивающее обучение дошкольников и школьников навыкам здорового образа жизни и формированию культуры здоровья.
Принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании стимулирует взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми, что обеспечивает единство ОУ и семьи.
Опора на эти принципы дала основание представить целостную систему знаний о здоровье, культуре здоровья, опыте осуществления здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и средствам деятельности человека по его укреплению.
Педагогический коллектив нашего учреждения, работая в режиме опытно-педагогической площадки по теме: «Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в детском саду, семье и школе в аспекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» под руководством Т.Э.Токаевой, занимается разработкой модели педагогической системы развития ребёнка как субъекта ФОД в учреждении. Актуальность данной проблемы очевидна - обеспечить здоровье ребёнка в дошкольном и младшем школьном детстве – значит заложить фундамент в развитии здорового поколения.
«Модель ФОД» предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и описывает деятельность в следующих направлениях:
- ребёнок (дошкольник, младший школьник);
- педагог (воспитатель, учитель);
- специалисты (педагог-валеолог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, медицинский работник, психолог, учитель-логопед);
- родители;
- социум.
Важным условием является создание необходимой развивающей среды, обеспечивающей широкое практикование самостоятельных действий ребёнка и положительная мотивация к ЗСД, итогом работы является результат.
Цель:
приобщение развивающейся личности дошкольника и младшего школьника к сохранению своего здоровья и физической культуре;
повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ в области физической культуры;
оптимизация деятельности детского сада и семьи по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей.
Успешность деятельности «Модели ФОД» может быть обеспечена следующими факторами:
Интеграцией оздоровительной и образовательной деятельности дошкольников и школьников в целостном педагогическом процессе и инициированием ФОД, расширяющих здоровьесберегающее пространство ОУ.
Формированием физкультурно-оздоровительной среды осуществления педагогического процесса, минимизирующей влияние негативных средовых факторов и продуцирующей факторы развития здоровья детей.
Целенаправленным обучением дошкольников и школьников основам здорового образа жизни, активному противодействию употребления наркотиков и психоактивных веществ, формированию социальной и личной компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Организацией психолого-педагогического сопровождения формирования личностного развития дошкольников и школьников, процесса формирования субъектной позиции ребенка как носителя здорового образа жизни, эмоционально-ценностного отношения к этому процессу, реализации системы мониторинга изменений психофизиологического состояния детей, их психического, физического и духовного здоровья.
Модель ФОД имеет ряд характерных особенностей: интегрирует образовательную, оздоровительную деятельность ребенка в целостном образовательном процессе, формирует экологически благоприятную среду, «здоровый социум», минимизирует влияние негативных социально-экологических факторов и продуцирует факторы развития здоровья ребенка.
Деятельность нашего ОУ формирует и активизирует субъектную позицию ребенка как носителя здорового образа жизни, сознательно пропагандирующего цель и ценности здорового образа жизни, владеющего технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов.
Педагогический процесс предполагает освоение дошкольниками и школьниками системы специфических знаний о сущности здоровья, выработку эмоционально-ценностного отношения к здоровью, овладение системой практических навыков по созданию и расширению здоровьесберегающего пространства.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование.-1999.-№ 11.- с. 3-10.
Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.
Карасёва Т.В.
15