Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания


Рабочая программа по русскому языку в 5 классе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, под редакцией С.И. Львовой
( М.: Мнемозина, 2009) и учебника «Русский язык. 5 класс», автор Львова С.И., Львов В.В. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
*В ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный организация учебно-воспитательного процесса строится на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды» (научный руководитель Рыбакина Н.А., доцент кафедры современных технологий и качества образования МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г.о. Самара, к.п.н.).1.1.Общими целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика и роль учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цель курса: развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Задачи курса:
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
формирование различных видов чтения, информационной переработки текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
**В компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса изучение любой темы разбивается на 4 основных этапа:
1 этап – осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы – такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
2 этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе когнитивной схемы.
3 этап – самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям.
4 этап – рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.
Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана. В котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выще указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап – 20%, 2 этап – 10%, 3 этап – 40%, 4 этап – 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).
Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:
1 этап – проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);
2 этап – семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);
3 этап – практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;
4 этап – двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предитоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся освоит, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.

1.2. Достижения обучающимися планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы
«Русский (родной) язык» за курс 5 класса.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками курса программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками курса программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
говорение и письмо:
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения курса программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
5) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
1.3.Особенности организации учебного процесса. Особенности организации учебного процесса.
Данный УМК полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников. На учебно-методический комплекс, состоящий из учебника, рабочих тетрадей и справочных материалов, имеются положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования.
Спецификой данного УМК является направленность на всестороннее развитие личности ребенка средствами предмета. Поэтому программа реализует деятельностно-системный подход к поэтапному освоению базовых лингвистических знаний и развитию речемыслительных умений и навыков. Формирование системного представления о языке, его строении и функционировании осуществляется за счет системно-блоковой подачи языкового материала, внедрения языковых моделей и широкого использования словарей. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников выступают методическими доминантами обучения.
В основе обучения лежит ориентация на интенсивное речемыслительное развитие личности школьника, нацеленность на успешное овладение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь, умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Программа ориентирована на формирование информационной культуры обучающихся, развитие навыков правильного, уместного и выразительного использования языковых средств в речи, сознательное и системное обучение культуре речи.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
Таким образом, отличительной особенностью данного УМК является ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта нового поколения, а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.
При реализации программы применяются такие формы обучения как: урок-семинар, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи и т.д. ,применяются технологии проектной и исследовательской деятельности, коллективные способы обучения, ИКТ, технология игрового обучения, развивающие и дифференцированные технологии, здоровьесберегающие технологии, развития критического мышления, проблемного обучения.
1.4.Особенности проектирования средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам образования:
Критерии оценивания ответов учащихся разработаны в Основной образовательной программе основного общего образования.
1.5 Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном плане:
Федеральная программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю)
. В учебном плане гимназии 170 часов (5 часов в неделю). Указанная программа реализуется с изменениями. В связи с этим произошло сокращение количества часов по темам:
0,25 часа предусмотрена на углубление в форме индивидуально-групповых занятий.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
№ Наименование раздела (тема) Содержание обучения Материал учебника Кол-во часов
1 Раздел 1. Лингвистика – наука о языке Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи §1 С.3-5 2
2 Раздел 2. Введение в лингвистику. Вводный курс. §.2-36.
С.3-206 93
Тема 1. Фонетика
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные (ударные/ безударные), согласные (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.
Фонетический разбор. Смыслоразличительная роль звука в слове. Звукопись как выразительное средство устной речи. Фонетический анализ слова.
Слог. Ударение. Определение количества слогов в слове. Постановка ударения. Особенности словесного ударения в русском языке. Словесное и логическое ударение. §2,3.
С.6-16 4
Тема 2. Орфоэпия
Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности произношения безударных гласных. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции.
Особенности произношения согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твердого согласного в иноязычных словах.
Особенности произношения сочетаний согласных звуков. Правильное произношение некоторых групп согласных.
Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Допустимые варианты произношения и ударения. §4-5.
С.19-21 5
Тема 3. Графика
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Письмо и каллиграфия. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Алфавит и его использование. Звуки и буквы.
Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.
Осмысление различий между звуками и буквами. Роль букв Ъ и Ь в обозначении звукового состава словоформы. Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. §§.6-8.
С.25-30. 9
Тема 4. Морфемика
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличия морфемы от звука и буквы. Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи.
Виды морфем. Морфемные модели слов. Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове. Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках. Выразительные возможности морфем.
Чередование гласных и согласных в морфемах как исключение из правила о единообразном написании. Типы чередований гласных и согласных.
Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Поморфемное письмо как способ осуществления орфографического анализа.
Общее представление об этимологии, связь этимологии с орфографией. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Варианты морфем. Исторические изменения в структуре слова. §§9-10.
С.34-44. 5
Тема 5. Лексикология
Повторение и расширение изученных в курсе начальной школы сведений о лексике русского языка и систематизация этих сведений. Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, ближайшего однокоренного слова, наглядное изображение предмета и др.
Основные виды лексических словарей. Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей и использование помет. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Тематические группы слов. Распределение слов в группы. Различие понятий «однокоренные слова», «синонимы» и «слова одной тематической группы».
Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Значение терминов «родовые» и «видовые» понятия. Родовые и видовые понятия в научных определениях, включенных в школьные учебники по разным предметам. §§11-12.
С.51-60. 5
Тема 6. Орфография
Орфография как раздел лингвистики. Орфография как система правил правописания. Правописание морфем. Разделы русской орфографии и обобщающее правило каждого из них: единообразное правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания, употребление прописных и строчных букв, перенос слова.
Орфограмма. Повторение и обобщение сведений о правописании гласных и согласных и отработка умения определять написание, используя сведения о значении и происхождении слов. Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ.
Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков. Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания.
Правописание безударных гласных и согласных в корнях слов. Обнаружение орфограмм в корнях слов, группировка слов по видам орфограмм. Подбор однокоренного слова на основе словообразовательного толкования слова.
Правописание окончаний. Виды орфограмм в окончании. Правописание безударных окончаний -е, -и в существительных. Грамматический анализ слова как основа выбора верного написания окончания существительных и глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание окончаний существительных. Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных (склонение → падеж → выбор окончания), личных окончаний глаголов (начальная форма → спряжение → личная форма глагола → выбор окончания).
Правописание слов с Ь и Ъ. Ь для обозначения мягкости согласной. Повторение и обобщение изученных в начальной школе сведений об использовании ь и ъ. Правописание ь и ъ в разных случаях. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
Написание Ь после шипящих. Правила написания Ь после шипящих. Написание буквенных сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу; чн, чк, нщ, рщ, нч.
Правописание -тся и -ться в глаголах. Правила правописания -тся и -ться в глаголах. Разделительные Ъ и Ь. Правила постановки разделительных Ъ и Ь. Слитные дефисные и раздельные написания. Раздельное написание предлога. Не с глаголами §§.13-17.
С. 66-97. 15
Тема 7. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Распознавание самостоятельных и служебных частей речи.
Типичные суффиксы и окончания разных частей речи: имен существительных (-ость, -от(а), -изн(а), - тель и др.), прилагательных (-чив-, -ив-, -лив-, -чат-, оват- и др.) и глаголов.
Выделение основы слова и окончания. Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые (не образуют формы). Наречие как часть речи. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных и глаголов прошедшего времени. §18-19.
С.100-108. 4
Тема 8. Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания.
Употребление в речи этикетных слов. Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Понятие о речевой ситуации. Речевая ситуация как совокупность условий, необходимых и достаточных для общения. Условия речевой ситуации.
Соблюдение норм современного русского литературного языка. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Словари грамматических трудностей русского языка § 20-21.
С.113-115. 5
Тема 9. Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики. Понятие синтаксиса. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание), их признаки.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по значению: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний. Типы смысловых отношений между главным и зависимым словами (от анализа структуры – к анализу семантики). Построение высказывания в процессе устного разбора.
Сочинение по картине И.И. Фирсова «Юный живописец». Жанры произведений живописи, известные школьникам. Бытовой жанр в живописи. Сюжет картины. Описание помещения. Словарная работа.
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тон речи. Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация; интонация перечисления, предупреждения, противопоставления. Обозначение характера интонации на письме с помощью знаков препинания.
Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Закрепление сведений о смысловой и грамматической связи слов в предложении, а также о связи предложений в составе текста. Соотношение понятий «главные члены предложения» и «грамматическая основа предложения». Выделение грамматических основ в простых и сложных предложениях, анализ и конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. Постановка тире между подлежащим и сказуемым (простые случаи).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Повторение и углубление сведений о второстепенных членах предложения и способах их выражения. Понятие и обозначение определения. Смысловые вопросы. Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Понятие и обозначение дополнения. Соотношение смысловых и падежных вопросов. Понятие и обозначение обстоятельства. Соотношение смысловых и падежных вопросов. План синтаксического разбора предложения.
Сжатое изложение-миниатюра. Определение главной мысли текста и основного настроения. Главная и второстепенная информация, явная и скрытая. Способы передачи авторского отношения. Композиция, типология текста и языковые средства. Приемы сжатия текста.
Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Осмысление термина «цель высказывания», соотнесение грамматического понятия с действительностью.
Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Осмысление термина «эмоциональная окраска». Соотношение понятий «интонация» и «эмоциональная окраска».
Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). Принципы классификации.
Предложения простые и сложные. Типы предложений по характеру грамматической основы, их признаки. Структурные и интонационные различия простых и сложных предложений.
Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение. Определение значений, которые могут быть выражены синтаксическими конструкциями, осложняющими структуру и семантику предложения.
Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Правильное произношение предложений с однородными членами.
Обобщающее слово при однородных членах предложения. Различие конструкций с тире между главными членами и с тире перед обобщающим словом. Постановка знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.
Обращение, речевая роль, морфологические способы выражения, грамматическая особенность. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Правильное произношение предложений с обращениями.
Вводные слова, речевая роль, смысловые группы, грамматическая особенность. Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами. Правильное произношение предложений с вводными словами.
Сравнительный оборот, его роль в речи и выразительных возможности. Особенности строения, произношения и пунктуационного оформления предложений со сравнительными оборотами.
Предложения с прямой речью. Прямая речь, морфологические признаки. Слова автора в предложениях с прямой речью. Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Правильное произношение предложений с прямой речью.
Понятие о пунктуации. Роль знаков препинания в письменном общении. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил. Повторение сведений по синтаксису. Синтаксический и пунктуационный анализ преложений.
Правила постановки знаков препинания в конце предложения (простые случаи). Правила постановки знаков препинания внутри простого предложения (простые случаи). Постановка запятой перед союзом и в простом предложении.
Правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (простые случаи). Постановка запятой перед союзом и в сложном предложении. § 22-32.
С.121-184. 25
11 Тема 10. Текстоведение
Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Признаки текста: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь.
Тема и основная мысль текста. Соотношение понятий «тема», «основная мысль», «идея». Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Повторение и углубление сведений о типах речи. Определение типов речи на основе постановки вопроса. Употребление языковых средств в разных типах речи.
Описание как тип речи. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета, природы, места, животного, внешности и др. Особенности строения каждого вида описания.
Подготовка к сочинению по картине В. Поленова «Московский дворик». Общее настроение картины. Особенности описания местности: общий план, характерные детали. Коллективное составление плана сочинения. Словарная работа.
Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании.
Строение текста-рассуждения. Способы развития основной мысли: цепь умозаключений, вытекающих одно из другого (тезис, аргументы, вывод).
Основные нормы построения текста: соответствие теме текста и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, наличие грамматической связи предложений в тексте.
План текста. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. План текста. Простой и сложный план. Тезисный план.
Изложение, близкое к тексту. Внимательное чтение. Частичный смысловой анализ текста и подбор заголовка. Составление тезисного плана. Устный пересказ. Орфографический анализ отдельных слов и пунктуационный анализ простых осложненных и сложных предложений. Типологическая структура текста смешанного типа речи. §33-36.
С187-206. 10
Раздел 3. Основные разделы лингвистики. Систематический курс. 70 часов
Тема 1. Словообразование.
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Морфемные модели.
Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Группы неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере- и т.п.) и их правописание. Ошибки в употреблении приставок, вызванные влиянием говоров. Группы изменяемых на письме приставок на з/с и их правописание.
Распознавание употребительных корней с чередованием. Правила правописания слов с корнями -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-.
Правила правописания слов с ударными о-ё после шипящих в корне.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Секрет притягательности живописных полотен И.И. Левитана. Основная мысль учебного текста. Описание общего плана и деталей картины, передача собственных впечатлений. Лексическая работа. Запись и орфографический анализ словосочетаний, которые были использованы в ходе устного описания.
Типичные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов. Определение морфемного состава, способа образования слова. Словообразование как один из основных источников обогащения словарного состава языка. Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.
Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. §§.37-44
С.3-25 ( II ч.) 12
Тема 2. Лексикология и фразеология.
Лексика как словарный состав языка, совокупность слов данного языка. Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Лексическое значение слова. Толковый словарь, словарная статья.
Деление лексики русского языка на группы. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом или переносном значении. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.).
Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Синонимы как семантические группировки слов. Повторение и углубление сведений о синонимах. Виды синонимов. Смысловые и стилистические различия синонимов.
Антонимы как семантические группировки слов. Повторение и углубление сведений об антонимах. Смысловые и стилистические различия антонимов.
Омонимы как семантические группировки словОмонимы и многозначные слова. Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы (омофоны), графические омонимы (омографы), грамматические омонимы (омоформы).
Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Березовая роща». Описание природы как разновидность текста-описания. Типологические особенности. Самостоятельное составление плана сочинения.
Исконно русская лексика и заимствованные слова. Характеристика лексической системы с точки зрения происхождения слов. Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие [ф], начального [а] или [э], сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле.
Правописание буквы ы и и после ц. Учет структуры и семантики слова для определения верного написания ци и цы.
Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей.Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Вятские диалектизмы и их особенности.
Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка. Яркая и образная характеристика действия с помощью фразеологизма. §§45-51
С.29-54 15
Подраздел. Морфология.
Имя существительное Грамматика и ее основные разделы: морфология и синтаксис. Слово как часть речи. Лексическое и грамматическое значения слова. Принципы классификации частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности употребления частей речи и их правописание.
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование имен существительных. Некоторые словообразовательные группы существительных.
Суффиксальный способ образования имен существительных. Правило правописания суффиксов -чик-, -щик, суффиксов -ек-, -ик-.
Приставочный способ образования имен существительных. Образование существительных при помощи приставки не-. Правила слитного и раздельного написания не с существительными.
Постоянные морфологические признаки существительного. Имена собственные и нарицательные (обобщение изученного). Некоторые суффиксы, образующие собственныеимена, отчества. Сведения из истории русских фамилий.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные (обобщение изученного). Грамматические различия и суффиксы одушевленных и неодушевленных существительных.
Род и склонение имен существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Разносклоняемые существительные.
Непостоянные морфологические признаки имен существительных. Число имен существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Правила правописания безударных окончаний -е и -и в существительных. Различие окончаний -е и –и существительных на -ия, -ие, -ий.
Морфологический разбор имени существительного. Определение синтаксической роли существительного в словосочетании и предложении.
Культура речи. Правильное употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Трудные падежные формы, формы косвенных падежей на -мя, несклоняемые существительные. Распознавание, построение и уместное использование в речи словосочетаний с существительными. §§.52-61
С.58-92 14
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общая характеристика прилагательного: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Начальная форма прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования имен прилагательных.
Роль имен прилагательных в речевом высказывании. Прямое и переносное значение прилагательных. Роль прилагательных в научном и художественном описании.
Морфологические признаки имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Фонетические, орфографические и морфемные особенности прилагательных разных разрядов. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов.
Степени сравнения качественных имен прилагательных: сравнительная и превосходная. Образование сравнительной и превосходной степени.
Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных (обобщение изученного). Особенности склонения притяжательных прилагательных. Правила правописания безударных окончаний имен прилагательных.
Синтаксическая роль кратких и полных имен прилагательных в предложении. Особенности использования полного прилагательного в роли сказуемого. Морфологический разбор имени прилагательного.
Культура речи. Правильное употребление прилагательных. Соблюдение правильного ударения в кратких прилагательных и в формах сравнительной степени. Распознавание и правильное употребление именных словосочетаний. §§.62-67
С.93-120 14
17 Глагол.
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Роль использования глаголов в художественной речи.
Начальная форма глагола. Инфинитив, его грамматические и словообразовательные особенности. Ошибки в образовании инфинитива, вызванные влиянием говора.
Основные способы словообразования глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения слова. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов.
Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. Использование суффиксов -ива-(-ыва-) и -ова-(-ева-) для образования глаголов несовершенного вида.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Принципы разграничения. Особенности возвратных глаголов со значением постоянного признака, со значением распределения действия между несколькими субъектами, со страдательным значением.
Спряжение глаголов. Особенности глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов, -ться и -ться в глагольных формах (повторение).
Корни с чередованием и-е, их написание. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм (-бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -мир-//-мер- и др.). Данные слова как исключения из правила о единообразном написании морфем.
НЕ с глаголами. Правила раздельного и слитного написания не с глаголами (обобщение).
Непостоянные морфологические признаки глагола. Изменение глаголов по наклонениям, принципы деления глаголов по наклонениям. Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам. Использование условного наклонения в речи. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Повелительное наклонение в речи, использование интонационных и лексических средств передачи разных оттенков побуждения к действию. Изъявительное наклонение: значение, образование. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трех времен (настоящее, будущее сложное, прошедшее). Употребление глаголов совершенного вида в форме двух времен (будущее простое и прошедшее).
Особенности изменения глаголов настоящего времени по числам и лицам. Особенности изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Использование изъявительного наклонения в речи. Употребление формы 2 лица ед. числа с обобщенным значением в художественной речи. Употребление форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании. Анализ примеров употребления инфинитива в значении разных наклонений, стилистическая характеристика этих конструкций.
Безличные глаголы. Значение, семантические группы, грамматические особенности безличных глаголов. Употребление личных глаголов в значении безличных.
Видовременные формы глаголов в тексте. Особенности текста-повествования.
Глагол как член предложения. Обобщение сведений о роли в предложении глаголов разных грамматических групп: инфинитив, формы изъявительного наклонения, условного и повелительного наклонений, безличные глаголы.
Культура речи. Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное образование и уместное использование в речи глагольных словосочетаний.
§§68-78. С.123 - 164 25
Повторение изученного в 5 классе Итого: 170 часов
3.Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка 5 класса
Лингвистика – наука о языке. Фонетика, орфоэпия, графика – 16 часов
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1 1 Диалогическая лекция Лингвистика – наука о языке. .
2-3 2 Диалогическая лекция с ИКТ Фонетика как раздел лингвистики. Фонетический разбор. Слог как единица фонетики. Орфоэпия. Орфоэпический разбор. Графика. 4-6 3 Урок семинар Семинар по теме «Фонетика, орфоэпия, графика». 7-12 6 Урок практикум Практикум по теме «Фонетика, орфоэпия, графика». 13 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Фонетика, орфоэпия, графика». 14-15 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Фонетика, орфоэпия, графика». 16 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Фонетика, орфоэпия, графика». Морфемика -6 часов
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1 1 Диалогическая лекция с ИКТ Морфемика как раздел лингвистики. . Морфемная модель слова. Чередующиеся гласные и согласные. 2 1 Урок семинар Семинар по теме «Морфемика ». 3 1 Урок практикум Практикум по теме «Морфемика». 4 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Морфемика» 5 1 Урок обобщения Обобщение по теме «Морфемика» 6. 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Фонетика, орфоэпия, графика». Лексикология – 7 часов (из них 1ч. р.р.)
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1 1 Диалогическая лекция с ИКТ Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова. Родовые и видовые понятия. 2 1 Урок семинар Семинар по теме «Лексикология ». 3 1 Урок практикум Практикум по теме «Лексикология». 4 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Лексикология» 5 1 Урок обобщения Обобщение по теме «Лексикология» 6 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Лексикология». 7 1 Развитие речи Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» Определять подбор рабочих материалов;
преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли;
составлять текст в соответствии с требованиями .Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
Орфография -13 часов
№ Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1-3 3 Диалогическая лекция с ИКТ Разделы русской орфографии. Правописание корней. Правописание окончаний. Правописание слов с Ь и Ъ. Слитное, дефисное и раздельное написание. 4-5 2 Урок семинар с ИКТ Семинар по теме «Орфография». 6-9 4 Урок практикум Практикум по теме «Орфография». 10 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Орфография» 11-12 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Орфография» 13 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Орфография». Морфология. Культура речи- 8 часов
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1 1 Диалогическая лекция с ИКТ Морфология как часть речи. Самостоятельные и служебные части речи. Нормы современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов. .
2 1 Урок семинар с ИКТ Семинар по теме «Морфология. Культура речи». 3-5 3 Урок практикум Практикум по теме «Морфология. Культура речи». 6 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Морфология. Культура речи» 7 1 Урок обобщения Обобщение по теме «Морфология. Культура речи» 8 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Морфология. Культура речи». Синтаксис и пунктуация№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
Лекция с элементами комментированного разбора примеров Уметь:
-отличать прямую и косвенную речь;
- расставлять знаки препинания при них;
- доказывать выбор ответа;
- преобразовывать прямую речь в косвенную и наоборот.
.
Моделировать ход преобразования прямой речи в косвенную и наоборот;
обосновывать выбор знаков препинания.
Уметь:
- определять подбор рабочих материалов;
- преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли;
- составлять текст в соответствии с требованиями к характеристике человека.
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
Морфология
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
Лекция с элементами комментированного разбора примеров Уметь:
-отличать прямую и косвенную речь;
- расставлять знаки препинания при них;
- доказывать выбор ответа;
- преобразовывать прямую речь в косвенную и наоборот.
.
Моделировать ход преобразования прямой речи в косвенную и наоборот;
обосновывать выбор знаков препинания.
Уметь:
- определять подбор рабочих материалов;
- преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли;
- составлять текст в соответствии с требованиями к характеристике человека.
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
Лексика и фразеология – 14 часов
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
Уметь:
-отличать прямую и косвенную речь;
- расставлять знаки препинания при них;
- доказывать выбор ответа;
- преобразовывать прямую речь в косвенную и наоборот.
.
Моделировать ход преобразования прямой речи в косвенную и наоборот;
обосновывать выбор знаков препинания.
Уметь:
- определять подбор рабочих материалов;
- преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли;
- составлять текст в соответствии с требованиями к характеристике человека.
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
Морфология - 53 часа
Имя существительное – 14 часов
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1 1 Диалогическая лекция с ИКТ Существительное как часть речи Морфологические признаки существительного: постоянные и непостоянные, синтаксическая роль Определять постоянные и непостоянные признаки существительного;
выполнять морфологический разбор существительного;
находить в существительных изученные орфограммы;
применять изученные правила на практике;
употреблять существительные в соответствии с нормами литературного языка Распознавать имена существительные как часть речи по вопросу и общему значению;
Классифицировать имена существительные по их постоянным и непостоянным признакам;
доказывать выбор ответа
классифицировать имена существительные по орфограммам;
обосновывать выбор правильного написания слова с изученными орфограммами
2-3 2 Диалогическая лекция с ИКТ Правописание существительных. Правильное употребление существительных. 4-5 2 Урок семинар Семинар по теме «Имя существительное» 6-10 5 Урок практикум Практикум по теме «Имя существительное» 11 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Имя существительное» 12-13 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Имя существительное» 14 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Имя прилагательное – 14 часов (из них 1 час р.р.)
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1 1 Диалогическая лекция с ИКТ Прилагательное как часть речи Морфологические признаки прилагательного: постоянные и непостоянные, синтаксическая роль Определять постоянные и непостоянные признаки прилагательного;
выполнять морфологический разбор прилагательного;
находить в прилагательных изученные орфограммы;
применять изученные правила на практике; образовывать разряды прилагательных в соответствии с нормами литературного языка Распознавать прилагательные как часть речи по вопросу и общему значению;
классифицировать прилагательные по их постоянным и непостоянным признакам;
доказывать выбор ответа
классифицировать прилагательные по орфограммам;
обосновывать выбор правильного написания слова с изученными орфограммами
2 2 Диалогическая лекция с ИКТ Правописание прилагательного. Правильное употребление прилагательных. 3-4 2 Урок семинар Семинар по теме «Имя прилагательное» 5-9 5 Урок практикум Практикум по теме «Имя прилагательное» 10 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» 11-12 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Имя прилагательное» 13 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
14 1 Развитие речи Сочинению по картине А.И.Куинджи «Березовая роща Определять подбор рабочих материалов;
Преобразовывать предложения для более выразительной передачи мысли;
Составлять текст. Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах;
Обосновывать уместность использования рабочего материала в тексте.
Глагол - 25 часов (из них 1 ч. р.р.)
№п.п. Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1-3 3 Диалогическая лекция с ИКТ Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола: постоянные и непостоянные, синтаксическая роль. Определять постоянные и непостоянные признаки глагола;
выполнять морфологический разбор глагола;
находить в глаголах изученные орфограммы;
применять изученные правила на практике; образовывать формы глагол в соответствии с нормами литературного языка Распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению;
классифицировать глаголы по их постоянным и непостоянным признакам;
доказывать выбор ответа
классифицировать глаголы по орфограммам;
обосновывать выбор правильного написания слова с изученными орфограммами
4-6 3 Диалогическая лекция с ИКТ Правописание глагола. Правильное употребление глаголов 7-9 3 Урок семинар Семинар по теме «Глагол» 10-19 10 Урок практикум Практикум по теме «Глагол» 20 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Глагол» 21-23 3 Урок обобщения Обобщение по теме «Глагол» 24 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Глагол»
25 1 Развитие речи Изложение текста- повествования
Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста;
Определять логический ход мысли в тексте и отдельных абзацах.
Повторение изученного в 5 классе – 10 часов
№ Кол-во уроков Дата Форма проведения Тема Результат Универсальные учебные (познавательные) действия
1-6 6 Урок практикум Практикум по теме «Повторение изученного в 5 классе» Определять языковые явления;
доказывать выбор правописания;
выполнять различные виды разбора.
. Распознавать признаки языковых явлений;
классифицировать орфограммы по их особенностям;
обосновывать выбор правильного ответа выбор знаков препинания.
7 1 Проверка знаний Проверочная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» 8-9 2 Урок обобщения Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 классе» 10 1 Контроль знаний Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе» 4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование пособий
и технических средств обучения Выходные данные
(автор, издательство, год издания)
I Печатные пособия:
Учебная программа. Авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, под редакцией С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2009.
Учебники. 1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трех частях). Часть 1. – Мнемозина. М.2010. – 216с.
2.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трех частях). Часть 2. – Мнемозина. М.2010. – 174 с.
3.Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. Учебное пособие для учащихся общеобраз-ных учреждений. Под редакцией С.И.Львовой – Мнемозина. М.2009 – 68с
Методическое пособие для учителя. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5 класс» . под ред. С.И.Львовой. – Мнемозина. М. 2008 – 366с.
II Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
аудиоприложение к учебнику- СД,
«Русский язык» - DVD, автор: Апашин В.А., изд-во «Просвещение»
III Технические средства обучения (средства ИКТ) ноутбук, экран, проектор, магнитофон.
IV Цифровые образовательные ресурсы
сайты
Культура письменной речи http://www.gramma.ruИмена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.orgКрылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruМир слова русского http://www.rusword.orgРукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ruV Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование VI Натуральные объекты VII Демонстрационные пособия
таблицы: дни недели и времена года, образование времен, порядок слов в вопросительном предложении, числительные.
карточки: звуки, раздаточный материал по учебнику, тематические картинки.
VIII Музыкальные инструменты IX Натуральный фонд 5.Планируемые результаты обучения.
В результате изучения русского языка за курс 5 класса ученик научится:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;
по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; название букв алфавита; употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарём;
по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарём;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарём морфемного строения слов;
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению (им. сущ., им. прил., глагол, личное местоимение ); правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём;
по пунктуации: находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
по связной речи: определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, по жанровой картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученными языковым материалом).Ученик получит возможность научиться
понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки официально-делового стиля речи и особенности основных жанров данного стиля речи;
признаки текста и таких его функционально-смысловых типов, как описание и повествование;
основные грамматические нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета; опознавать языковые единицы (части речи), различать их, анализировать, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст;
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект), подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
создавать тексты различных стилей и жанров (расписка, заявление);
описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу, выступать по заданной теме;
владеть различными видами монолога (описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.