Формирование творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе как средство развития и самовыражения личности

Формирование творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе как средство развития и самовыражения личности.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Поэтому проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века», это и послужило основанием к выбору направления работы.
Однако так сложилось, что в традиционной методике преподавания предметов трудовому обучению уделялось недостаточно внимания. И педагоги, и методисты подходили к этому предмету односторонне, выделяя в нём только практическую направленность. В процессе педагогической деятельности многие педагоги пришли к выводу, что уроки технологии дают учащимся не только возможность применять теоретические знания на практике, но и побуждают их более глубоко изучать основы наук, и самое главное - приучают детей мыслить. Главная же задача учителя научить детей мыслить творчески.
Важнейшую роль в развитии творческих способностей играет технологическое образование школьников, потому что любой труд представляет собой именно цепочку технологических операций. А технология как учебный предмет требует организации интеллектуальной деятельности, дает возможность формирования и знаний и умений, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.
Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся в настоящее время весьма актуальна и наиболее благоприятные условия для их развития создаются в целостном педагогическом процессе. Поэтому в последние годы я активно работаю над данной методической темой.
Основной целью моей работы является формирование творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе как средство развития и самовыражения личности.
В рамках целостного педагогического процесса развитие творческих способностей при обучении технологии происходит в трех направлениях:














Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях.
Широкие возможности для развития творческих способностей учащихся открывает современный урок
Развитие творческих способностей на уроках технологии – одно из важных условий формирования положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий, экономике и предпринимательству, одно из условий подготовки молодежи к осознанному выбору своей будущей деятельности в одной из сфер общественного труда.
Развитию творческих способностей на уроках способствует использование следующих заданий и упражнений:
- кроссворды, филворды, головоломки , ребусы, тесты, анаграммы – данные задания целесообразно использовать при изучении всех тем любого раздела, так как они способствуют развитию гибкости мышления, быстроты мыслительных реакций и кроме того, закреплению знаний по изучаемой теме, умению анализировать, синтезировать, сообразительности, умению видеть целое раньше частей.
- «Угадай », «Чего не хватает?», где учащимся предлагается часть какого-либо изделия, и они должны домыслить, дофантазировать его до целого образа.
- незаконченные изображения, которые помогают развивать мыслительные процессы, умение домысливать.
- задания на установление логической последовательности (работа с тех. картами)
- работа по алгоритму (т.е. последовательное выполнение действий – развитие логического мышления, использую на практических занятиях)
- блиц – опрос – способствует развитию быстроты ума, гибкости мышления
- творческие проекты
-моделирование
- создание проблемных ситуаций, которые подводят школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ решения, побуждают делать самостоятельные выводы
- задания на предъявление различных точек зрения на один и тот же вопрос
- задания на развитие гибкости ума ( назвать как можно больше слов, относящихся к деревообработке; ребусы)
- упражнения на сравнения и сопоставления, домысливание, доконструирование изделия – способствует развитию оригинальности мышления, воображения)
Например, при изучении темы «Этапы создания изделий из древесины. Строгание древесины» на этапе актуализации знаний применяю упражнение на развитие гибкости ума «Назовите слова, относящиеся к дереву», ребусы, блиц-опрос «Пиление древесины вдоль и поперек волокон», конкурс вопросов, где каждый может задать вопрос по теме.
При изучении нового материала применяю работу с технологическими картами (установление последовательности, поиск недостающего звена). При закреплении знаний провожу викторины, разгадывание кроссвордов, игру «Угадай» - на домысливание, доконструирование изделия, оригинальность мышления (учащиеся по части предмета восстанавливают целый образ).
Внеклассная работа
Реализуется через элективные курсы «Точеные чудеса» (данная программа является рабочей, где мною были разработаны уроки данного курса);
«Выжигание. Художественное выпиливание. Резьба по дереву» - разработана мною, является адаптационной.
Работа в кружках также создает большие возможности для развития творческих способностей и личности учащихся.
Внеклассные занятия по технологии ценны еще и в том отношении, что учащиеся идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Небольшое количество учащихся в кружке позволяет мне как руководителю не только осуществлять общие воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого учащегося. Хорошо организованная, продуманная деятельность учащихся в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи
Занятия будят интеллектуальную творческую активность при применении следующих заданий:
- чтение схем,
- планирование трудовой деятельности,
- осуществление собственного замысла,
- выбор идеи,
- самостоятельный выбор соединений,
- чертеж собственного изделия,
- изготовление изделий по собственному замыслу, сравнение их, выбор более оптимального варианта,
- художественная обработка древесины,
- придумывание и обсуждение вариантов изделий, изготавливаемых из древесины,
- выжигание по собственному замыслу, с применением понравившегося метода,
- сочетание индивидуальной и коллективной деятельности,
- работа учащихся в разновозрастных группах,
- самостоятельный поиск декоративных средств выражения образа.
В кружковой работе я использую дидактические карточки, блиц- опросы, кроссворды, игровые формы контроля, выставки работ учащихся. Нужно постоянно развивать интерес детей к занятиям, выбирая такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в переработке моделей или создании новых образцов. постоянно поощряю смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии; в то же время направляю творческую деятельность ребят. Выполнение таких заданий способствует познавательной активности детей, усиливает их творческую восприимчивость, развивает художественный вкус и творческие возможности.
Для активной познавательной деятельности учащихся словесные методы целесообразно сопровождать демонстрацией иллюстраций, открыток с изображением готовых изделий, сделанных учителем или другими ребятами, различных схем, таблиц, образцов, а также трудовых приёмов, операций и т.д.
Дерево как материал дает большой простор для фантазии. Возможности его использования в высшей степени многообразны. Художественная обработка древесины является хорошим средством для развития творческих способностей учащихся, так как возможности использования дерева безграничны, а варианты изделий изготавливаемых из него поражают своим разнообразием! Работа с деревом требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Как результат моей работы с учащимися в данном направлении – созданные значимые и актуальные изделия в процессе проектной работы, которые учащиеся успешно представляют и защищают на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях на муниципальном и региональном уровне. Уже несколько лет мои ученики занимают призовые (1,2,3) места на муниципальном уровне
Внеурочная работа.
В рамках этого направления учащимся предоставляются большие возможности для реализации своих способностей и возможностей.
–работаем над эстетизацией рекреационного пространства школы (изготовление различных стендов, скамеек, ящиков для цветов и многого другого).
Мы с учащимися разработали макет эстетизации рекреационного пространства первого этажа школы, который имеет социальную значимость. Участие ребят в выполнении вышеперечисленных работ является весьма значимым, так как в какой-то мере способствует профессиональному самоопределению школьников (выполняя социальные проекты (интерьер какого-либо помещения, изготовление макетов различных зданий, домов, макеты местности и т.д), учащиеся могут выбрать такие профессии как дизайнеры, проектировщики, строители и другие.).
Уже второй год мы с учащимися участвуем в реализации городских социально значимых проектов: облагораживание парка, помощь детским садам №25,36 (малые формы на игровые площадки, изготовление лопаток, раздаточного материала для занятий).
Цель данных работ - поддержка и развитие детской инициативности, обучение школьников технологиям социального проектирования, создание условий для формирования общественно-активной позиции детей и подростков.
В ходе обучения я выделил ряд обязательных условий, от которых зависит эффективность формирования творческих способностей:
- умения педагога организовать творческую деятельность учащихся,
- учета возрастных особенностей учащихся,
- наличия мотива деятельности,
- доступности заданий,
- умелого сочетания индивидуальной и коллективной творческой деятельности школьников,
- непрерывности творческого процесса.

Заниматься развитием творческих способностей необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей школьника важно не только для него самого, но и для общества в целом: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой возрастные потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно образование становится главным ресурсом и механизмом воспроизводства общественного интеллекта. Оно отвечает за фундаментальную основу интеллекта человека, способного самосовершенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Так как над данной темой я работаю уже несколько лет, опыт моей методической деятельности был представлен на научно-практической конференции в городе Иркутске «преподавание технологии в современных условиях» и был опубликован в сборнике ИКПРО №2
На достигнутом, я, естественно, останавливаться не намерен. Ближайшая перспектива – участие в школьном эксперименте по апробации инновационной образовательной технологии «Проектная неделя» (2012-2013 учебный год); средняя перспектива – разработка и реализация социально значимых проектов по улучшению ближайшего социума (малые формы для игровых площадок детских садов, для внедрения их в ближайшем будущем; дальняя перспектива – участие в олимпиадах по техническому труду на российском уровне.











Целостный педагогический процесс

Внеурочная деятельность

Урок технологии


Внеклассная работа по технологии

Кружок «Художественное выпиливание, выжигание и резьба по дереву», элективный курс «Точеные чудеса».


эстетизация рекреационного пространства школы

Социально значимая деятельность


Работа с одаренными детьми