«Особенности реализации технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ в целостном педагогическом процессе»


«Особенности реализации технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ в целостном педагогическом процессе»
Обеспечение доступности качественного образования обучающимися с различными потребностями и возможностями в условиях общеобразовательной школы, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания всех школьников, а кроме того к поиску новых подходов к осуществлению образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении зависит от включенности в работу с ним специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога. Конечная цель обучения детей с ОВЗ – это выпускник, который реализует себя в обществе как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.
Все занятия проводятся индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Учитель обеспечивает обучение и развитие данной категории детей в зависимости от индивидуальных особенностей развития, планирует и организует индивидуально-коррекционные занятия, проводит мониторинговые исследования. Классный руководитель, учитывая индивидуальные возможности и способности обучающихся, строит воспитательный процесс, в который входит организация и проведение массовых и групповых форм социокультурной деятельности, исходя из педагогической целесообразности, построенной на принципах интеграции и инклюзии, с привлечением к совместной деятельности в других детских объединениях. Этому процессу помогает программа внеурочной деятельности, направленная на разностороннее развитие обучающихся. Она возможна только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива. На основании диагностических исследований учитель-логопед составляет речевой профиль, речевую карту обучающегося и индивидуальный план коррекционной логопедической работы. Учитывая заключение городской, областной ПМПК, он распределяет учащихся по группам, планирует работу по развитию и коррекции речи детей с ОВЗ, систематически проводит логопедические занятия и мониторинг состояния речи обучающихся.
Педагог-психолог проводит диагностику уровня развития ребенка, разрабатывает индивидуальные перспективные планы развития для каждого учащегося с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Педагогические технологии:
Образовательная технология Способы реализации
Диалогового обучения Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Информационно-компьютерного обучения Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Опережающего обучения Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Игрового обучения Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструктивных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так ка дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.
Здоровьесберегающие технологии Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие(«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.
Технология поэтапного включения, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования, выводит учащихся с ООП на новый уровень учебной мотивации и позволяет педагогам на основе полученных результатов мониторинга сформировать индивидуальные программы, образовательные маршруты для детей, нуждающихся в специальном сопровождении.
Литература: Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.