Доклад: Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения нового 12-летнего образования
Средняя школа - комплекс национального возрождения №17
ДОКЛАД
Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения нового 12-летнего образования
ПОДГОТОВИЛА:
А.Жусупова
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
высшего уровня квалификации
сертифицированный учитель
по 3 (базовому) уровню
ПЕТРОПАВЛОВСК, 2015г.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных условиях становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
Выпускники школ Казахстана призваны воспринимать новые концепции и тенденции развивающегося мира, делать конструктивный осознанный выбор, учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей жизни.
Основными предпосылками для этого являются качество образования, готовность учащихся к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни.
Под качеством образования в современных условиях понимается достижение учащимися образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
Качественное образование подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентоспособность в современном мире.
В Государственном общеобязательном стандарте 12-летнего среднего общего образования заложены основы для обеспечения качества образования, являющегося ответом на вызовы современного мира.
Таким образом в проекте ГОСО 12-летнего среднего общего образования в блоке 2 пункте 2.1.1. прописано следующее: Образовательная область «Математика и информатика» призвана формировать способности выпускника:
- понимать роль математики и информационных технологий в преобразовании окружающей действительности;
- решать проблемы средствами математики и информатики;
- использовать математические методы при описании природных явлений, общественных процессов,
В пункте 2.1.2. Устанавливаются следующие результаты обучения образовательной области «Математика и информатика»:
Выпускник начальной школы должен:
Уметь читать и записывать числа в десятичной системе исчисления.
Уметь применять 4 арифметических действия для выполнения простейших вычислений с использованием законов арифметики.
Уметь описывать окружающие вещи и процессы в количественном выражении.
Понимать значение величин и их измерения, (длина, масса, время, температура, деньги), уметь сравнивать и применять их при решении практических задач.
Владеть навыками математической аргументации.
Знать простейшие геометрические понятия и фигуры.
Уметь изображать простейшие плоские и пространственные геометрические фигуры.
Уметь находить сходства и различия при анализе фигур и их частей.
Для того чтобы воплотить в реальность поставленную цель и задачи, для ее выполнения и перехода к новой модели 12-летнего образования немало важную роль занимает система подготовки и повышения квалификации казахстанских учителей.
К действующей системе повышения квалификации учителей, предусматривающих краткосрочные и среднесрочные курсы, добавились 3-х месячные курсы в рамках уровневых программ. Концептуальные основы уровневых программ демонстрируют пример взаимной интеграции результатов современных мировых научных исследований о передового международного педагогического опыта. Теоретико-методические основы представлены конструктивисткой теорией обучения, необходимостью учителям исследовать собственную практику и постоянно рефлектировать, обучать и наставлять своих коллег в школе, все то, что наряду с другими факторами, позволило ряду стран (Сингапур, Япония, Финляндия, Великобритания) занять лидирующие позиции в международных исследованиях.
Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке.
Моделью навыков 21 века, представляющей собой максимально широкий их диапазон, является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Названный проект рассматривает систему ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метосознания – навыков обучения тому, как учиться.
Одним из семи модулей Программы уровневых курсов является модуль «Обучение тому, как обучаться», название модуля согласуется с процессом «саморегулирования», в котором ученики развивают способности к пониманию, контролю и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метопознания.
В ряде современных исследований было установлено, что ученики в возрасте 3-х лет, в случае, если им предоставляется возможность, способны брать на себя больше ответственности за собственное обучение, чем предполагалось исследователями ранее (Bingham & Whitebread, 2008). Даже столь в раннем возрасте они начинают осмысливать свое обучение, могут выстраивать свой подход к обучающим заданиям, а также начинают воспринимать себя в качестве ученика. Было установлено, что развитие данных навыков саморегулирования и метапознания является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками. Исследования показывают, что развитие подобных способностей у ребенка происходит в возрасте 3-10 лет, а также факт возможности внесения учителем значимого вклада в эту область посредством высокопрофессионального применения педагогических приемов.
Одним из таких педагогических приемов является игровая деятельность.
Игра имеет большое значение. Кобл и Хаунселл (1982) утверждают, что значение игры «подразумевает, что игровой опыт должен быть развлечением и включает в себя некоторое состязание». Гредл (1992) справедливо определил игры как «соревновательные упражнения, цель которых выиграть». Моленда, Рассел и Смальдино (2007) описывают игру как «практическое занятие, где участники следуют установленным правилам, которые отличаются от реальной жизни». Согласно Хайен и Нга (2003), «игры показательны во многих аспектах: имеют преимущества и эффективность в пополнении словарного запаса. Во-первых , игры расслабляют и вносят элемент развлечения в ход занятия, однако помогают ученикам выучить и закрепить новые математические термины. Во-вторых, игры обычно включают в себя дружественное состязание и держат учащихся заинтересованными. Следовательно, можно заключить, что игра – это одно из эффективных упражнений, которое включает в себя три основные отличительные свойства: определенные правила, ведущие к конкурентной среде и развлечениям. Более того, игры развивают и поддерживают такие качества учащихся, как умение быть коммуникабельным и работать в команде. Это необходимо в современном мире.
Игра как философско-культурологический феномен, как средство взаимодействия человека с миром рассматривалась в трудах Аристотеля, Платона, Ж.-Ж. Руссо, Я.-А.Коменського, Ф. Шиллера, Гегеля, Сковороды. Огромное значение игре уделяли Макаренко и Сухомлинский.
Л.Выготский обнаружил и сформулировал своеобразный педагогический феномен игры: ученик во время игры делает то, что ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но в игре он учится подчиняться правилам, логике, ранее принятым условностям (линия наибольшего сопротивления).
В процессе проведения уроков математики с элементами игры реализуется идея содружества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, ответственности каждого за результаты своего труда, создается доброжелательная атмосфера, бодрое настроение, желание учиться, а главное – формируется мотивация учебной деятельности, интерес детей к математике как к учебному предмету и развиваются творческие способности каждого ребенка. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Таким образом, посредством применения игры как одной из дополнительных техник, возможно, улучшить процесс преподавания математики.
Список использованной литературы
Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, третий (базовый) уровень./ Центр педагогического мастерства АОО «НИШ» и Факультет образования Университета Кембридж, www.cpm.kz – 2012.
Шаримова А. Г. Уровневые программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан: новая практика// Педагогический диалог: Информационно – методический журнал /Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета, №1(3), 2013.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 12-ЛЕТНЕЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ