Научный проект на тему: «СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Научный проект на тему:
«СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Введение.
Постоянное развитие общественных потребностей и реформа образования побуждают педагогов искать новые пути для реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Новых способов построения и форм подачи материала требует и ориентация на интеграцию гуманитарного знания и создание интегрированных курсов. Не следует забывать также о необходимости снижения нагрузки на учащихся. В малокомплектной школе при подготовке уроков возникает ещё одна проблема – организация самостоятельной работы учащихся, поиска ими новых знаний, обновременная отработка новых умений и навыков. Все это побуждает постоянно обращаться к обновлению, как теоретического содержания учебной литературы, так и практики ее издания. Весьма актуальными стали требования доступности, увлекательности и компактности учебника. Важной задачей для теоретиков и практиков стал поиск интегративной модели учебного предмета и ее реализация в различных составных частях учебно-методического комплекса. При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения учащимися способами самостоятельного добывания и активного усвоения знания. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у школьников навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельное добывание и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету. Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Учитель же, привыкший большую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытывает трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений призваны рабочие тетради на печатной основе. Использование рабочих тетрадей положительно влияет на процесс обработки информации; развивает образное мышление, кратковременную, непроизвольную память, активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти. Они развивают межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровьесберегающей технологии. Применение рабочих тетрадей способствует выполнению таких требований здоровьесберегающей технологии, как учет особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, использование разных видов деятельности. Рабочие тетради помогают активизировать визуальную и кинестетическую систему восприятия при условии эстетически и дидактически грамотного их оформления.

II. Основная часть. Назначение, создание и использование рабочих тетрадей.
II.I. Функции рабочей тетради и актуальность её применения в условиях смены парадигм обучения.
Тетради значительно расширяют методический аппарат, содержащийся в учебниках. Вопросы формулируются таким образом, чтобы помочь школьникам выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не мог не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена. Ученикам предлагается закончить фразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор; сформулировать свой вариант ответа, если ни один из приведенных не воспринимается как правильный и полный; подобрать нужные даты; установить соответствие и т.д. Благодаря этому дети учатся находить фактический материал (например, даты, имена), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Использование тетрадей избавляет учащихся от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, впоследствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим учеником. Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития ученика. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса. [1]
Основными источниками знаний преподавателя о ходе усвоения учащимися знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, преподаватель имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради. Использование тетради облегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. При этом учителю не надо придумывать вопросы и задания. Иными словами, тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организации урока – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. В то же время рабочая тетрадь может явиться эффективным средством контроля усвоения знаний. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, так как в ее основе лежат теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы. [2]
Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Я думаю, что в контексте новой школы она должна занять своё достойное место как одна из методик, побуждающих учеников мыслить творчески или хотя бы создавать условия для самостоятельного поиска ответов.

II.II. Требования к рабочей тетради, структура.
Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям: Полнота - наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности;
Группировка системы задач, обобщенные способы решения, которые переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности;
Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради;
Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения;
Целевая ориентация - для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради;
Целевая достаточность - задач закрепления методов решения достаточно, если они обладают свойством переноса на другие предметные области;
Психологическая комфортность для учащихся при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего коллеги.
Структура рабочей тетради. Хотя в методической литературе этот вопрос до конца не проработан, и авторы рабочих тетрадей в основном не придерживаются общих стандартов, но всё же некоторые авторы статей [3] рекомендуют следующие элементы структуры:
Предисловие, поясняющее обращение к учащимся;
Содержательное наполнение, чтобы вести учащегося от темы к теме;
Система вопросов и заданий в определенной соподчиненности, от решения простых проблем к более сложным заданиям;
Обучающие иллюстрации, рисунки, схемы;
Место для ответов учащихся;
Серия контрольных вопросов в конце каждой темы, раздела, предмета;
Глоссарий терминов;
Заключение, библиография.
В рабочей тетради целесообразно использовать следующие виды заданий:
заполнить таблицу, дополнить предложение, установить соответствие, заполнить схему, работа с дополнительным текстом, задания на развитие творческого мышления, практическая работа, контроль знаний: текущий контроль (карточки); итоговый контроль. (примеры заданий приведены в приложении 1)

II.III. Внедрение рабочих тетрадей в нашей школе и исследование результатов эффективности данной методики.
Внедрение данного метода и изучение влияния его на качество знаний велось в нашей школе за 2 последних года. В исследовании участвовали классный руководитель 7 класса, школьная медсестра, школьный психолог, присутствуя на уроках и ведя соответствующие наблюдения.
Медсестра наблюдала за деятельностью учащихся и сравнивала их активность с работой на других уроках; а также фиксировала соблюдение здоровьесберегающей технологии (приложение 2).
Психолог вела наблюдение за творческой активностью учащихся, совместно с медсестрой проводила тест на утомляемость; в заключении исследования провела анкетирование среди учащихся (приложение 3).
Классный руководитель, а также предметники, ведущие уроки в 7 классе, давали характеристики внимания, памяти, особенностей мышления учащихся, чем помогли в выборе средств и методов обучения.
Мной были подведены итоги качества знаний по четвертным оценкам за 3 четверти в сравнении: 6 и 7 класс в текущем учебном году; 7 класс 2012-13 уч. года и 7 класс в 2011-2012 уч. году (нынешний 8 класс). Также были сравнены результаты тестов по разделам в этих же классах и учебных годах. Тесты включали 20 вопросов и были составлены на основе материалов сайта www/http/testent.ru/(приложение 4).
Анализ исследования дал общую положительную оценку применения этого дидактического комплекса, показал влияние на развитие творческого мышления учащихся, их самостоятельности, что важно для приспособления к взрослой жизни; стабильно высокий уровень усвоения знаний, что необходимо для подготовке к ЕНТ, и всё это в соответствии со здоровьесберегающей технологии.
III. Заключение.
Разработка и использование рабочей тетради является вполне современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: развитие самостоятельности учащихся, их творческого потенциала, стабильные и прочные знания по предмету, контроль мыслительной деятельности учащихся, проверка полученных знаний, сами уроки проходят более разнообразно, а как следствие этого повышенный интерес учащихся, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются. Эта методика инновационна и может использоваться при любой современной технологии, будь то модульное или разноуровневое обучение, актуальна в личностно-ориентированном обучении, так как даёт возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал.
Для учителей малокомплектных школ очень важным является то, что данная методика поможет им легче организовать работу учащихся на любом этапе урока в условиях совмещённых классов, и при этом дети обоих классов будут вовлечены одновременно в учебный процесс без потерь знаний и времени.
Я считаю, что данная методика ещё незаслуженно не получает должного развития в нашей стране, не все разрабатываемые рабочие тетради по географии соответствуют в полной мере госстандартам, и, вместе с тем верю, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону. Мной под руководством преподавателя кафедры географии ОблИПК «Орлеу» Байтохиной А.Т. разработан и направлен на издательство дидактический комплекс «Рабочая тетрадь и система текущего и итогового контроля в 7 классе». Также мной разработаны и редактируются такие же комплексы в 6 и 8 классах, в моих планах издать их в ближайшие годы. Надеюсь, что моё участие в решении данной проблемы внесёт какую-то лепту; а также, что лучшими педагогами области будут разработаны наиболее удачные методические комплексы, и вскоре учителями, особенно в МКШ в будущем на уроках будут широко использоваться.

























Приложение 1. Виды заданий рабочей тетради по географии в 7 классе.

1. Заполнить таблицу:
Работа с текстом учебника и физической картой. Используя текст учебника на с. 6 и физическую карту мира, заполните таблицу.
Типы островов
Примеры

 
 


Используя физическую карту и справочные таблицы атласа, заполните «Таблицу рекордов » Северной Америки».

Характеристика рекорда
Географический объект
Числовая характеристика

Самая длинная пещера мира
 
_____ км

Самый большой остров мира
 
Более ___  млн кмІ


2. Дополнить предложение:
В Евразии ___ климатических поясов. По их количеству материк занимает ___ место в мире по сравнению с другими материками. Природные зоны на большей части материка вытянуты с _______ на ________ . Зоны _____________________________________________________________________ тянутся с западного побережья на восточное по всему материку. А природные зоны ______________________________________ не имеют вытянутую форму.
Допишите основные положения теории литосферных плит:
А) Земная кора состоит из крупных блоков – _______________________.
Б) Литосферные плиты движутся в ___________________ направлении
В) Границы литосферных плит проходят по _________________________  в океанах и по __________________ на материках.

3. Установить соответствие:
Природная зона Животные
1. Арктические пустыни А. Тетерев, глухарь, лось, зубр
2. Тундра и лесотундра. Б. Северный олень, овцебык
3. Тайга. В. Волк, корсак, суслик, хорёк
4. Смешанные леса. Г. Кулан, сайгак, змеи, ящерицы
5. Степи. Д. Белый медведь, полярная лисица
6. Пустыни Е. Уссурийский тигр
Растения Почвы
Ж. Полынь, типчак, саксаул, тюльпан Н. Бурые, серозём
З. Дуб, бук, липа, клен О.Мерзлотно-таёжные, подзолистые
И. Пихта, сибирская сосна, лиственница П. Тундрово- глеевые почвы
К. Мхи и лишайники Р. Чернозём, каштановые
Л. Ковыль, перекати-поле карагач, осина. С. Серые лесные, дерново-
подзолистые
М. Ягель, черника, карликовая берёза Т. Нет почв, вечные льды
Природная зона
Животные
Растения
Почвы

1 Арктические пустыни
 
 
 

2. Тундра и лесотундра.
 
 
 

3. Тайга.
 
 
 

4. Смешанные леса.
 
 
 

5. Степи.
 
 
 

6. Пустыни
 
 
 

(Впишите только букву)

4. Заполнить схему:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


5. Работа с дополнительным текстом
История открытия и исследования материка. Еще древние географы высказывали предположение о существовании неизвестной южной земли к югу от экватора. На старинных картах в южном полушарии часто изображали гигантский континент. Так, еще на карте Птолемея (II в. н. э.) была нанесена обширная территория в южном полушарии, которую назвали «Неведомая Южная Земля» ...
К концу XIX в. в основном исследование материка завершилось. В этот же период Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралийский Союз самостоятельное государство.

Имя путешественника
Годы
Что сделано

К.Птолемей
 
 

Билль Янсзон
 
 





6. Задания на развитие творческого мышления
* Вы – работник туристической фирмы, организующей туры в страны Восточной Европы. Чтобы привлечь клиентов, сделайте рекламу страны (на выбор).
Примечание: реклама должна содержать информацию об особенностях природы, достопримечательностях городов, убедить потенциальных клиентов поехать на отдых именно туда. В концовке рекламы обычно располагают рекламный слоган.

* Почему в Евразии пустыни есть не только в тропическом, но и в субтропическом и даже в умеренном поясе? ______________________________
________________________________________________________________
* Какая природная зона располагается на юге Европы и занимает полуострова Средиземного моря? ____________________________________ Этот климат характеризуется относительно большим количеством осадков (600-800 мм). Однако у растений выражены приспособления к недостатку влаги. Чем это объясняется? ____________________________________________________

7. Практическая работа
Характеристика страны (Австралия).
План характеристики страны:
1.Название: ________________________.
2. Положение на материке _____________________________________
3. Столица ________________.
4. Форма управления государства _________________________.
5. Государственный(ые) язык(и) __________________________________
6. Религии, верования ___________________________________________
7. Национальный состав ________________________________________
8. Природные ресурсы: полезные ископаемые, лесные, водные, почвенные, ресурсы, гидроэнергоресурсы, их использование: _______________________________________________________________________________________________________________________________________9.Занятия людей: земледелие (выращиваемые культуры районы выращивания): ____________________________________________________________________;
скотоводство (виды скота, районы выращивания) _____________________ __________________________________________________________ 10.Достопримечательности страны ___________________________________ _____________________________________________________________________11.Экологические проблемы, защита природы: ____________________________ _____________________________________________________________________


7. Практическая работа.

Тема: Древнее и современное материковое оледенение.
Задание 1.
1. На контурной карте обозначьте места распространения древнего и современного оледенения (равнинного и горного).
2. Обозначьте южную границу древнего ледника.
3. Нанесите ледниковые озёра: Онежское, Ладожское.
4. Обозначьте районы распространения болот – следствие вечной мерзлоты.

8. Контроль знаний
Текущий контроль (карточки):
Отметьте верные и неверные утверждения:
 
Да
Нет

Экватор пересекает материк примерно посередине.
 
 

Поэтому половина Африки находится в западном, а половина в восточном полушарии.
 
 

Африканский континент занимает 2 место по площади.
 
 

Береговая линия Африки изрезана слабо.
 
 

С севера и запада омывает Атлантический, с востока Индийский океан.
 
 

мыс Игольный - крайняя восточная точка Африки.
 
 


Итоговый контроль
Контроль знаний по разделу: «Африка». 7 класс
1. Тест.
1. Самое крупное озеро Африки:
А) Виктория В) Чад С) Эри D) Танганьика E) Ньяса
.. . .. .. .. .. ..
2. Кто такой? Что такое? (Объясните понятия)
Буры __________________________________
Самум ________________________________
Ливингстон ____________________________
.. .. .. .. .. .. . .. ..
3. Установите соответствие между именем путешественника и районом его исследования.
Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__ 5__
1. Бартоломео Диаш
А. Исследование и открытие морского пути в Индию, вдоль берегов Африки.

2. Д. Ливингстон
Б. Нашел «родину» культурных растений, исследовал почву, технику земледелия.

3. Васко да Гама
В. Картографические, гидрологические, этнографические исследования Центральной Африки.

4. Н.И. Вавилов
Г. Открыл мыс Доброй Надежды.

5. В.В. Юнкер
Д. Исследовал и открыл несколько рек и озер Африки; открыл водопад Виктория.
























Приложение 2

Вывод о применении метода рабочих тетрадей школьной медсестры.

Уроки с применением рабочих тетрадей показали большую эффективность выполнения требований здоровьесберегающей технологии не только за счёт экономии времени на записи вопросов, заданий и т.п. Главное, что ученики зрительно видят задачи и конечную цель урока, стремятся к ней, что облегчает затраты умственной энергии. Разнообразие заданий на уроке создаёт рабочую атмосферу, а, как известно, активный и заинтересованный ученик устаёт меньше, чем пассивный и безразличный.
Мной посещено 5 уроков географии, 2 урока литературы, 1 урок биологии, 1 урок истории, 1 классный час. Наблюдение за учащимися 7 класса показали, что на других уроках, особенно, если учитель говорит более 7-10 минут, отвлекаются от 2 до 5 учеников. Это заметно по поворотам головы, разговорам между собой, ведением ненужных записей, зарисовок. На уроках географии у учеников даже не было возможности отвлечься, так как речь учителя доходила по длительности до 3-4 минут и заключалась в основном во введении в тему и в разъяснении сложных заданий. Новая тема не раскрывалась полностью учителем, а узнавалась в процессе выполнения заданий.
Немаловажное значение имеет то, что освобождается время для физкультминутки, а это залог последующего повышения работоспособности.























Приложение 2.
Исследование влияния применения рабочих тетрадей на качество знаний учащихся.

Сравнение результатов учебной деятельности в 7 классе с применением рабочих тетрадей со стандартными уроками в 6 классе по географии:

Критерии исследования
Показатели в 6 классе
Показатели в 7 классе

Количество учащихся
7
7

Качество знаний по географии (за 3 четверти)
57%
71%

Средний балл ответов на тесты по разделам (за 3 четверти 2012-2013 у.г.)
Тесты составляли по 20 вопросов
12,8
14,3

Средняя оценка за тесты по разделам
3,5
3,85




Сравнение результатов учебной деятельности в 7 классе с применением рабочих тетрадей в 2012-2013 учебном году с 7 классом 2011-2012 учебного года

Критерии исследования
Показатели
в 2011-12 у.г.
Показатели
в 2012-13 у.г.

Количество учащихся
7
7

Качество знаний по географии
71%
71%

Средний балл ответов на тесты по разделам:
Главные особенности природы Земли

12,5

13,3

Евразия
14,1
14,1

Северная Америка
13,9
14,3

Южная Америка
15,2
15

Африка
13,7
14,7

Итого средний балл
13,9
14,3











Приложение 3
Результаты анкетирования учащихся 7 класса (вопросы разработаны совместно с психологом и медсестрой)

1. Как Вы считаете, необходимы ли Вам на уроках географии рабочие тетради?
Да – 85,7 % (6 учащихся) Нет – 14,3% (1 учащийся)
2. Много ли Вы пишите на уроках географии?
Да – 28,5 % (2 учащихся) Нет – 71,5 % (5 учащихся)
3. Работаете ли вы самостоятельно, в группах и парах?
Да - 100 %
4. Приходилось ли Вам во время уроков географии работать с различными источниками информации?
Да - 100 %
5. Используются ли на уроках географии ваши творческие работы или работы других учащихся? (презентации, творческие сообщения, рефераты, доклады)
Да - 100 %
6. Как вы относитесь к групповой форме работы во время рефлексии?
Положительно - 85,7 % (6 учащихся) Отрицательно – 14,3% (1 учащийся)

7. На вопрос, что вы хотели бы изменить в проведении уроков географии, 1 ученик пожелал больше видеопросмотров, 1 – больше заданий на логику
























Список используемой литературы и интернет-сайтов:

1. http://www.dissercat.com
2. Использование в обучении психологических особенностей учащихся, обусловленных функциональной асимметрией мозга / П. П. Кучегашева, В. В. Шадрина, В. Н. Шипулин // Образование в современной школе. - 2003.
3. http://www.learning.rzd.ru/static/











































15