Доклад к презентации «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования »
Слайд 1
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации Государственного образовательного стандарта дошкольного образования »
Из опыта работы заведующего ДОУ №9 «Восход»
Петце Татьяны Александровны
Слайд 2
В соответствии Государственным образовательным стандартом Донецкой Народной Республике одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников.
На современном этапе детский сад - это открытая образовательная система. Педагогический процесс в дошкольном учреждении - свободный, гибкий, дифференцированный, гуманный, ориентируется на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Поэтому наше дошкольное учреждение сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием детей, считают, что детский сад – место, где только присматривают за ребёнком, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. В результате этого, одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Для нас стало важным установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками, сделать родителей равноправными и равноответственными партнерами в образовательном процессе детей.
Слайд 3
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» С.В.Глебова
Другими словами можно сказать: «Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребёнка. Подражая близким, любимым, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения с окружающими людьми. Сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируются.
Слайд 4
В дошкольном учреждении №9 «Восход» взаимодействие осуществляется в виде предложенной модели: ребенок – семья - воспитатель – специалисты ДОУ.
Слайд 5
Цель: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения.
Задачи:
обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах дошкольного образования;
создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
создать продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Слайд 6
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое образовательное пространство в ДОУ используются следующие технологии взаимодействия: технологии живого общения: родительские собрания, беседы, консультации специалистов.
Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка начинается с семьи. В.А. Сухомлинский считал: «Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается моральная чистота матери и отца». А чтобы эта капля отражала только прекрасное, необходимо помочь родителям приобрести азы педагогических знаний.
Первые шаги до понимания индивидуальности - изучение особенностей развитие ребенка со дня его рождения. В индивидуальных беседах с родителями необходимо уточнить, как развивался ребенок до поступления в детский сад.
Следующим шагом в налаживании партнерских отношений о родителями становится ежедневное обсуждение в процессе которого педагог делится своими впечатлениями от наблюдений за ребенком: какие методы и приемы использованы, целесообразны ли они были. Необходимо достичь такого уровня, чтобы требования к ребенку были скоординированы педагогом с каждым родителем.
Слайд 7
Технологии совместной деятельности: семинары-практикумы «Сенсорное воспитание дошкольников» и «Организация двигательной активности детей. Здоровьесберегающие технологии», деловая игра «Роль пальчиковых игр в развитие речи детей», мастер-класс «Рисуем всей семьей»
Слайд 8
Совместные проекты. В нашем дошкольном учреждении прошел проект «Доброе сердце – добрые поступки»
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание.
Проект позволил решить следующие задачи:
- обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста;
- социально-нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков;
- повышение психолого-педагогической компетентности семей в вопросах социально-нравственного воспитания.
Активное участие приняли дети подготовительной группы, родители и педагоги.
В ходе реализации проекта прошли такие мероприятия, например:
- совместное развлечение для детей и родителей «Давайте познакомимся» (сплочения детско-родительских коллективов);
- акция «Берегите птиц!», на которой выступила агитбригада с целью привлечь внимание к судьбе пернатых друзей; дети учились ухаживать за растениями и птицами, благодаря экскурсиям научились беречь и охранять окружающий мир, любоваться красотой родной природы;
- педагоги проводили непосредственно образовательную деятельность под девизом «Уроки доброты», с целью формирования дружеских взаимоотношений; дети учились отличать «добро» и «зло», совершать «добрые поступки».
Итог проекта - это коллективный коллаж «Наши добрые поступки».
Социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование важных, дефицитных в обществе нравственных качеств у детей: доброты, сочувствия, дружелюбия, взаимовыручки, взаимопомощи.
Слайд 9
Спортивные праздники. На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения являются вопросы физкультурно-оздоровительной работы, основная задача которой — способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка, развитию двигательной активности. В 2016 голу прошли совместные спортивные соревнования для детей и родителей «Наши папы – бравые солдаты!» и «Веселый старты: мама и я».
Слайд 10
Родители активные участники разнообразных выставок и конкурсов: «Мой родной Шахтерск», «Новогодняя игрушка», «Осторожно, пешеход!»; акций: «Сохраним первоцветы», «Елочка, Живи!»
Слайд 11
Технологии наглядного получения информации: пособия, памятки, буклеты, СМИ.
Слайд 12
При планировании и организации работы с родителями учитывается не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также постоянно изучаются социальные и образовательные запросы родителей (интересы, потребности).
В процессе использования данных технологий семья получает:
методические и практические рекомендации в плане организации воспитательно-образовательного процесса дома;
повышается психолого-педагогический потенциал семьи;
повышается психолого-педагогический потенциал семьи;
у ребенка формируется положительный эмоциональный фон, устойчивый познавательный интерес и внимание к различным видам деятельности;
семейная история наполняется совместными творческими работами, временем, которое родители с удовольствием проводят вместе, а это дарит ребенку положительный заряд, энергию и желание достигать всё новых и новых высот!
Слайд 13
Преимущества представленной системы взаимодействия ДОУ с семьей
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей
Учет индивидуальности ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Таким образом, осуществляется не одностороннее воздействие на родителей (принудительное чтение им докладов, посещение ими формальных мероприятий), а о взаимодействии детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Слайд 14
Сегодня родители выбирают детский сад не из-за близости расположения, а по программе обучения и воспитания, по перспективе развитии ребенка, а главное по психологическому микроклимату в педагогическом коллективе, отношению к ребенку, личности педагога.
Поэтому основным в работе с детьми должен стать принцип восприятия ребёнка таким, какой он есть. Это означает, что в центре внимания педагога должен быть реальный ребенок со всеми его разнообразными интересами, способностями, желанием быть самостоятельным.
Педагогический коллектив детского сада в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества:
воспитательные функции семьи и ДОУ различны, до для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие;
важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом;
родители из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками воспитательно-образовательного процесса;
использование разнообразных форм работы, как традиционных так и нетрадиционных.