Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС
Психологическое сопровождение образовательного процесса в
условиях введения ФГОС
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.
Целью работы психолога становится - создание социальнопсихологических условий для развития и успешного обучения детей.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения введения стандартов остаются прежними и включают в себя:
Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг)
выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Психологическое просвещение и образование детей и взрослых -формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.
Профилактическая работа с детьми проводится с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействиеформированиюрегулятивных,
коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование детей (помощь в решении проблем).
Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
Работа с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Консультирование родителей по результатам диагностики
Только при таком условии возможно целенаправленное психологопедагогическое сопровождение обучающихся и реализация требований нового стандарта начального общего образования и проектируемых последующих ступеней.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО предполагает новые образовательные результаты, которые не сводятся к овладению предметными ЗУНами.
Наряду с предметными компетенциями первостепенную роль начинают играть четыре основные группы результатов:
Коммуникативные универсальные учебные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные универсальные учебные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
целеполатание;
планирование;
прогнозирование;
контроль в форме сличения способа действия и его результата;
коррекция;
оценка.
-волеваясаморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
СамоопределениеФормирование основ гражданской идентичности личности:
чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них.
осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Развитие Я-концепции и самооценки личности:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
СмыслообразованиеФормирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности
развития познавательных интересов, учебных мотивов.
формирование мотивов достижения и социального признания.
мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
• Нравственно-этическая ориентация
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
формирование единого, целостного образа мира и разнообразия культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
ориентацию в нравственном содержании и смысле как развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норма (справедливое распределение , взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных универсальных учебных действий у них должны быть сформированы:
Внутренняя позиция школьника;
Личностная мотивация учебной деятельности;
Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
МКОУ СОШ №12
с.Кара-Тюбе
Доклад
педагога -психолога МКОУ СОШ №12
с.Кара-Тюбе
Оразбаевой Альбины Динмухамбетовны
Тема :«Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения
ФГОС»
28.08.2015 г