Урок по математике на тему Объём прямоугольного параллелепипеда (5 класс)


Тема урока: "Объём прямоугольного параллелепипеда".


Класс - 5

Учебник: УМК «Математика. 5 класс» , Виленкин Н.Я. М.:«Мнемозина», 2015.

Цель урока:
-создать условия для формирования новой учебной информации.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
повторить и закрепить основные сведения о прямоугольном параллелепипеде, полученные на предыдущих уроках;
сформировать знания о вычислении объёма и единицах измерения объёма;
научить вычислять объёмы параллелепипеда и куба по формулам;
развивать умения работать с измерительными инструментами и моделями параллелепипеда и куба.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
развивать умение анализировать информацию, умение принимать самостоятельные решения;
воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
способствовать развитию самостоятельности, воображению, логического и образного мышления;
развивать навыки исследовательской деятельности; навыки совместного сотрудничества

Планируемые результаты: научатся находить объём прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам V=a
·c
·b,V = a3; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебник «Математика. 5 класс» , Виленкин Н.Я. М.:«Мнемозина», 2015, раздаточный материал (листы самоконтроля, памятки «Как работать на уроке в паре», модели параллелепипеда, наборы кубиков с ребром 2 см, пустые коробки), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина


Этап урока

Задачи этапа



Деятельность учителя



Деятельность ученика
Время
(в мин.)

Формируемые УУД







Познаватель-
ные
Регулятивные
Коммуникатив-
ные
Личностные

1
2
3
5
6
7
8
9
10
11

1
Организацион-ный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие обучающихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.
Девизом нашего урока будут слова.
Слайд 1.


Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки.
Включение в деловой ритм урока.
2
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Прогнозирование своей деятельности
Умение слушать и вступать в диалог
Умение выделять нравственный аспект поведения.

2
Подготовка к работе на новом этапе
Актуализация опорных знаний и способов действий
Вступительное слово учителя.
Знания, полученные вами самостоятельно, запоминаются надолго. Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил». Постараемся и мы сегодня на уроке включиться в деятельность по открытию новых знаний. Но сначала нужно повторить ранее изученный материал.
Устный счет (запись на доске).
Вычислите: 12; 32; 52; 82; 102; 23; 43; 103.
2.Самостоятельная работа. Учащиеся работают в тетрадях, самооценка в листах самоконтроля.
1) Блиц – опрос.(2сл.)
2) Поставь нужный знак. (3 сл.)
3) Ответь на вопросы (4сл.)

Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению. Выполняю самостоятельную работу. Оценивая себя на каждом этапе.
7
Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Контроль, оценка, прогнозирова-
ние.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Самоопределение

3
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
Вступительное слово учителя.
Классная комната является основным местом в школе, где вы проводите большую часть времени, поэтому гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение этих требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах. Наименьшая кубатура воздуха, которая приходится на одного школьника достигает 4м3.
Сможем ли мы узнать соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его санитарным нормам?
Что для этого необходимо знать?
Класс форму чего имеет?
Если мы найдём формулу для вычисления объёма параллелепипеда и научимся вычислять объём, то мы узнаем соответствуют ли размеры нашего класса санитарным требованиям.
Кто сформулирует тему урока?
Какие должны быть цели урока? (запись на доске).
Открываем тетради, записываем число и тему урока.










Слушают.















Отвечают на поставленные вопросы.
Единицы измерения объёма.
Сколько учащихся в классе.
Сколько воздуха находится в классе.









Формулируют тему и цели урока.




Работают в тетрадях.
5
Постановка и информирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности, самостоятельное выделение и формулирование темы и цели урока.
Прогнозирование, принятие цели урока.
Сотрудничество в поиске и сборе информации.
Самоопределение

4
Первичное усвоение новых знаний
Введение нового материала.
Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.
1).Вы знаете единицы измерения длин и площадей. Запишем в тетрадь в два столбика.
Длина Площадь
А что же принято за единицу измерения объёма? Давайте об этом узнаем из учебника стр. 125 и самостоятельно заполните третий столбик. Сл.5
А кто знает, в каких единицах измеряются объёмы жидкостей?
2).Найдём вместимость коробки. Как можно определить вместимость коробки? Заполнить пустую коробку кубиками.
Коробка заполнена. Сколько кубиков в неё поместилось?
А как можно по другому определить вместимость?
Сформулируем правило, по которому можно найти объём. Сл.6
Делают вывод о формуле нахождения площади прямоугольника.
Работают по учебнику и заполняют третий столбик.










Зачитывают вслух.





Работают в парах.
Отвечают на поставленные вопросы.





Формулируют правило, формулу записывают в тетрадь.
7
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирова-ние знаний. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
Планирование, прогнозирова-ние
Умение слушать и вступать в диалог.
Развитие навыка сотрудничества.
Анализ и осмысление полученной информации.
Самоопределение

5
Организация первичного закрепления.
Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самосто-ятельной работы по новому материалу.
Направляет работу учащихся.
1.Найти объём прямоугольного параллелепипеда (презентация).сл.7
.
Самостоятельно решают задачу. Отвечают на вопрос.



3
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Умение слушать и вступать в диалог,
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).
Ориента-
ция в межлично-стных отношениях.

5
Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся (презентация и музыкальное сопровождение).


Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
2





6
Первичное усвоение новых знаний.

















Установление правильности и осознанности изучения темы.
1).Вернёмся к задаче: соответствуют ли размеры нашего класса санитарным требованиям.
Всего уч-ся – 13
На 1 уч-ся - 4м3
Длина – 8 1/2м
Ширина – 6 1/2м
Высота – с 1/2м
Как найти объём куба?
Какие грани у куба?
Сл.6 и сл.8
Один ученик работает у доски, остальные делают записи в тетрадь.
Делают вывод.





Слушают, отвечают на вопросы. Записывают формулу в тетрадь.


10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу;
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Профессио-нальное самоопредел-ение,
Смыслообразо-вание.

7
Организация первичного контроля.
Установление правильности и осознанности изучения темы.
У вас на столах модели параллелепипедов. Найдите объём данных моделей.
Что для этого необходимо сделать?
Слушают. Отвечают на вопросы. Проводят измерения и находят по формуле объём параллелепипеда.
2
Умение систематизи-ровать знания.
Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Умение работать в парах. Участие в коллективном обсуждении проблем.


7
Подведение итогов урока
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Подводит итоги работы в классе.
Что нового узнали на уроке?
Какие существуют единицы измерения объёмов?
Как найти объём прямоугольного параллелепипеда? Куба?
Отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке
3
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.
Жизненное самоопределе-ние, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задает дозированное домашнее задание.
У: стр. 125-126 читать, рубрика «Вопросы к объяснительному тексту учебника»
№841
№842
№848 (а,б)
Обучающиеся записывают домашнее задание.
2

Оценка промежуточ-ных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
Управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка.
Нравственно -этическая ориентация.

9.
Рефлексия.
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоциональ-ного состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Какое предложение вы хотели бы закончить:
На уроке
-Я узнал
-Я научился
-Мне понравилось
-Я затруднялся
-Я не знал
-Теперь я знаю
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
2

Оценка своей деятельности и других людей
Умение давать оценку проделанной работе, умение объяснять причины успехов, неудач.
Смыслообразование



Список литературы
Н.Я. Виленкин. Математика: учеб. для 5 кл. общеобр. учр. – Изд. 34-е. – М.: Мнемозина, 2015.
Ссылки на ресурсы сети Интернет:
1. Математика онлайн http://www.matematika-na.ru/index.php
2. Формулы и расчеты онлайн http://www.fxyz.ru
3. Xvatit.com http://school.xvatit.com/index.php?title
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


























Приложение №1.

Лист самоконтроля.

Виды работы.

Максимальный балл.
Самооценка.

1.Блиц – опрос.






От 0 до 5
Критерии оценивания:
8 заданий – 5 баллов;
7 заданий – 4 балла;
6-4 задания – 3 балла;
3 и меньше заданий – 2 балла.


2.Поставь нужный знак.







От 0 до 5.
Критерии оценивания:
6 заданий – 5 баллов;
5 заданий -4 балла;
4 – 3 задания – 3 балла;
2 и меньше задания – 0 баллов.


3.Ответь на вопросы.







От 0 до 5
Критерии оценивания:
4 задания – 5 баллов;
3 задания – 4 балла;
2 задания – 3 балла;
меньше двух заданий – 2 балла.


Итого:

























Приложение №2.

Памятка. Как работать на уроке в паре.

1.Внимательно прочитайте задание.

2.Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.

3.Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте
Ошибки друг друга.
4. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим.
5. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
6. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.
7. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
8. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу.

Ты в ответе за него. Он – за тебя.





















зђ Заголовок 115